Диалектика новых типов соотношений автора и героя

Бегло рассмотрев галерею созданных во второй половине шестидесятых - начале семидесятых годов автопортретов, можно сделать несколько общих выводов.

В поисках своего героя, начав с самого себя, художник как бы отказывался от общепринятой трактовки личности-типа и нередко прибегал к своеобразному маскараду, к выбору амплуа; облачая себя в определенную одежду-личину, он стремился таким образом представить, отрекомендовать себя зрителю. Рекомендация требовала серьезного обоснования, авторитетной поддержки - от себя представлять самого себя, по существу, невозможно. Необходимо было тут установить круг тех достойных внимания художника и зрителя душевных и духовных качеств персонажа, которые заслуживали права соперничать с общепринятой энергичной, волевой, деятельной натурой героя, столь долго владевшего творческим воображением автора. На пути к новым характеристикам личности модели в центре внимания оказывалась напряженная работа интеллекта. Художникам нужны были единомышленники, понимание и одобрение которых предстояло заслужить. Углубляясь в свой внутренний мир, они не отчуждались от зрителя, а, напротив, призывали к молчаливому, но активному сопереживанию, взаимному обмену чувствами и размышлениями.

Для того чтобы лучше понять диалектику новых типов соотношений автора и героя, необходимо хотя бы в самых общих чертах определить своеобразие того пути от себя, который неизбежно предопределен жанром автопортрета. Этот род живописи по самому своему существу представляет некоторое внутреннее противоречие. Глядя на себя в зеркало, художник должен решить свои отношения не только с моделью, но и с собственной личностью. Изображая другого, он может опираться на его не зависимую от автора объективную данность. Модель существует сама по себе, и художник узнает ее, видит всю целиком, со всех сторон, без помощи механического инструментария. Себя каждый знает изнутри, но узнать извне может только с помощью зеркала. Два или несколько зеркал помогают лишь отчасти восполнить недостаток всестороннего видения извне, но никогда не заменят того объективного знания о другом и других, которое недоступно человеку по отношению к себе самому.

(07.03.2011)
Просмотров: 817 | Рейтинг: 0.0/0 |
Другие статьи по теме:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:




© 2017





Хостинг от uCoz | Карта сайта