Оглядываясь на пройденный советской культурой путь от начала сороковых до середины пятидесятых, можно заметить и развитие выдвинутой предвоенным десятилетием темы свидетельства, и то новое, что было внесено в отношения автора и героя.
Это новое можно определить как тип внутренней взаимосвязи, при которой между персонажем и его создателем возникает род нравственного равенства, позволяющего автору встать вплотную к своему герою, сердечно, изнутри пережить его труд, радость и беду. Духовное братство такого рода не мешает увидеть свою модель в героическом свете (С. Герасимов, А. Пластов), увидеть ее с восхищением и гордостью, по-братски оценить мужество, стойкость, готовность к подвигу своего избранника (А. Твардовский, А. Платонов). Сокращение дистанции между авторским я и я героя приводит в этом случае не к субъективации образа, не к снижению его независимой индивидуальности (вспомним романтическую иронию в традиции XIX века), но к особого рода переживанию судьбы другого - персонажа - как своей и общей всенародной судьбы. Духовный опыт Великой Отечественной войны стал частью нравственного и культурно-художественного сознания. Одним из результатов этого исторического, социального жизненного знания была углубленно-сосредоточенная трактовка человеческого характера (поздние портреты М. Сарьяна, П. Кузнецова, Р. Фалька), обновленный интерес к родной природе (Н. Крымов, С. Герасимов, П. Кончаловский, Н. Ромадин), глубокое переживание народной жизни как единого для героя и автора существования (А. Пластов). Это был тот багаж, то наследство, с которым художественная культура вступила в новый период своего развития, этап, обозначенный выходом на творческую арену первого послевоенного поколения художников.
Интересно: Для всех, кто любит перечитывать газеты или журналы времен СССР, публикации тех времен, советуем обратиться на наш портал. На нем Вы найдете Газеты и журналыСССР, известные публикации, письма и очерки журналистов того времени. Окунитесь в печатный мир СССР, вспомните детство.
Талант, самобытность поэтического мышления завершивших в середине пятидесятых годов профессиональное образование Н. Андронова, В. Попкова, П. Никонова, А. и П. Смолиных, Т. Салахова, Д. Жилинского и многих других живописцев заставили их искать собственных путей и решений. Однако нельзя не помнить, с какими традициями они имели дело, кто непосредственно были их учителями как предшественники и старшие современники. Начиная новую страницу истории нашего искусства, они не были одиноки - за ними стояли сорок лет развития советской художественной культуры, опыт ее дерзаний, трудностей и побед.