Клятва сибирских партизан

Закончив цикл крестьянских портретов, Герасимов уже не возвращался к этому жанру. Однако можно думать, что работа над воссозданием неповторимости человеческого характера позволила развернуться композиционным возможностям живописца в области большой сюжетной картины.

На рубеже двадцатых - тридцатых годов им созданы полотна На Волхове. Рыбаки (1928-1930), несколько позднее - Клятва сибирских партизан (1933) и, наконец, Колхозный праздник (1937)- произведения, в своей совокупности как бы подводящие нас к картине Мать партизана (1943) - трагическому образу высокого героизма, подвига народного, рожденного Великой Отечественной войной. Картинное творчество С. Герасимова неразрывно с его портретной и пейзажной живописью. Действующие лица его сюжетных композиций кажутся менее индивидуализированными, чем модели крестьянских портретов; в пейзажных фонах Рыбаков и Колхозного праздника исчезают конкретность сиюминутного настроения, непосредственность лирических интонаций его весен, разливов, березовых рощ. В лица моделей, в изгиб знакомой речки, стройную стать березовых стволов он всматривался на предельно близком расстоянии, как бы входил с ними в интимное дружеское общение. Отойдя на некоторую дистанцию, он получал возможность более широкого обзора ноутбук калинковичи. Теперь перед ним раскрывалась за далью - даль человеческих судеб, природного ландшафта, протяженность времени и пространства. Так неизбежно стали более обобщенными по характеру и внешнему облику волховские рыбаки, односельчане-колхозники, собравшиеся за праздничным столом, естественные контуры равнинного, лесного и озерного родного края. Однако как возможность подойти вплотную, так и право взглянуть издали, поразмыслить о жизни вообще или прикоснуться к ее непосредственной подлинности в равной мере необходимы автору-художнику, для которого мобильность позиции составляет существо отношения к задачам искусства.

Постоянно перемещаясь, то заглядывая в лица современников, то слегка отстраняясь, чтобы ощутить перспективу пространства и времени, он мог пережить во всей полноте свою причастность к эпохе и исторической традиции, к судьбе каждого человека в отдельности и народа в целом. Взгляд на окружающее без раз навсегда заданной дистанции предоставлял особую свободу, легкость поэтического самовыражения. Живописи С. Герасимова присущи просветленная непринужденность, чистота образного видения. Динамизм восприятия предоставлял герою возможность вольно раскрыться в изменчивых ситуациях.

(09.11.2010)
Просмотров: 2185 | Рейтинг: 0.0/0 |
Другие статьи по теме:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:




© 2017





Хостинг от uCoz | Карта сайта