Работа
окончена мог сказать герою один человек - его другой - автор. Поменявшись
ролями, автор и герой сохранили двуединое равновесие - драматическое целое
произведения, рожденное требовательной совестью художника.
Созданный на полотне
образ был и остается не ответом, а ожиданием ответа. Затраченный труд,
мучительные поиски, сомнение и неудовлетворенность, сознание взятой на себя
ответственности - все это можно взвесить и сосчитать только после того, как
окончена работа. Не оправдать себя перед другими хотел автор-герой картины,-
преодолев, победив себя, он встал рядом с нами, доверяя доброй воле зрителей,
стремясь к дружескому сочувствию современников и потомков.
Рассмотрев
различные типы автопортрета, заметно привлекавшего художников во второй
половине шестидесятых - начале семидесятых годов, мы смело можем указать на ряд
особенностей, присущих отношениям автора и героя в этом жанре живописи: к ним
нужно отнести глубину проникновения во внутренний мир личности, высокую
нравственную требовательность к себе и своему персонажу, суд совести как
принцип подхода к оценке человека и его общественной деятельности и, наконец,
существенно изменившиеся пространственно-временные ориентиры.
Новые
права получили свобода перемещения в пространстве и времени, смена точек
зрения, многомерность глубины и временная дистанция. Динамический процесс
духовного становления человека требовал не только из настоящего видеть будущее,
но и смело обращаться к памяти прошлого. Эти художественные открытия не
замедлили сказаться как в творчестве живописцев первого послевоенного
поколения, так и в начинаниях их младших коллег, вступивших на арену творчества
десятью годами позднее.