Стоит обратить внимание на один знаменательный факт: в поисках углубленно-психологического подхода к личности героя художники начали с самих себя - захотели вглядеться в собственное лицо, понять и осмыслить собственную личность.
Оборачиваясь назад, можно заметить, что в двадцатых-тридцатых годах крупнейшие советские живописцы (Нестеров, Петров-Водкин, Кончаловский, Фальк) видели разгадку смысла сокровенного человека не только в окружающем их мире, но и в углубленном самопознании, оставив нам замечательный ряд автопортретов. Этот специфический и вместе с тем традиционный жанр, кажется, мало интересовал художников в сороковые, пятидесятые и даже в начале шестидесятых годов. Теперь, испытывая потребность в одежда киев, полнее понять человека, художники стремятся рассмотреть то, что всегда ближе и доступней,- самих себя. Прежде чем определить своеобразие отношений автора - героя в автопортрете, необходимо уяснить себе цель, которую преследовали Жилинский, Андронов, В. Иванов, Попков и множество других живописцев, не только буквально бросившихся к зеркалу, но принявшихся из холста в холст вписывать свое лицо в пейзажи, натюрморты, бытовые и исторические полотна.
Это явление было в высшей степени симптоматично. Оно дает о себе знать параллельно с появлением целой группы литературных произведений, объединяемых критикой под названием исповедальной прозы. Достаточно напомнить романы-эссе В. Катаева, Последний поклон В. Астафьева, автобиографические экскурсы в прозе В. Семина, Ю. Нагибина, Ю. Трифонова, чтобы в этом убедиться. Появляются кинофильмы, пафос которых направлен на самоанализ художника, исследование глубин творческой личности автора (Необыкновенная выставка А. Шенгелая).
Повышенный интерес к натурам, одержимым поэтическим вдохновением, раскрывается в автопортрете с особой полнотой. Примером может служить уникальная в своем роде серия работ Н. Андронова, написанных между 1966 и 1977 годами.