Ничего подобного не было в русской живописи предшествовавшего периода. Интонация высокого стиля, которая, как мы помним, героически возвышала персонаж над обыденностью, над суетой ежедневной реальности, чтобы показать жизнь в ее лучшем, облагороженном, совершенном проявлении, вместе с тем не позволяла забыть об авторе, о том, кто обладает способностью сказать мгновению - остановись, ты прекрасно.
Авторское знание внешнего и внутреннего облика персонажа было одновременно прямым указанием и к пониманию замысла произведения в целом, и к уяснению судьбы героя в ее настоящем и прошлом. Пластическая завершенность образа коренилась в художественной установке автора. Объективность изображения в этой ситуации обладала определенной долей относительности, выступая как результат творческой активности мастера, как выражение персональной художественной воли.
Освобожденная от заданного идеального образца, от обязательной соотнесенности с классической нормой, реальная жизнь человека, запечатленная в искусстве Федотова, оказывалась по-прежнему не отделимой от личности автора. Ярким примером тому являются поздние произведения Федотова, герои которых не только грезили наяву, но и сами, кажется, были порождением горячечной фантазии художника. Мир, в который его герои погружены, смутен, тягостен, неопределенен - это атмосфера, как бы неспособная отделиться, освободиться от авторского самосознания, это - утратившая самоценность глубоко субъективированная действительность.
Перов резко противопоставил себя - автора, неустанного свидетеля, своему герою - модели портрета, как две, независимые друг от друга реальности. С программной полнотой и определенностью он предоставил права первенства внешней по отношению к его авторскому я действительности - другому, личности модели. При этом Перов, не стараясь свести многообразие жизни к единству некоей заданной нормы, к предвзятому образцу и полностью доверяясь жизненному опыту, допустил определенное самовыражение и саморазвитие личности героя внутри созданного им произведения. Так был открыт и со всей многосложностью реализован средствами живописи характер как средоточие и основа поэтического мира, как сжатое, свернутое выражение жизненного пути и судьбы человека, как источник бесконечного разнообразия социальных коллизий, как клеточка того единого организма, который мы называем обществом, историей.
Интересно: У Вас свой сайт и нужны статьи или копипаст? Тогра Вам поможет наш сервис генерации статей . Обращайтесь! Вы не пожалеете.