Проникновенное воплощение индивидуального склада человека
Можно было бы сказать, что художественные принципы критического реализма, сложившиеся в русском искусстве на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов XIX столетия, опирались на открытие и эстетическое освоение характера-типа.
Всестороннее рассмотрение эмоционального и психологического мира персонажа, углубленно-проникновенное воплощение индивидуального склада человека - носителя общественно-значимых, универсально-типологических черт эпохи, запечатленных социальной, профессиональной, сословной принадлежностью модели и переданных цены на коттеджи ярославское шоссе с объективной законченностью и определенностью,- все это с особой полнотой отразилось в портретной живописи второй половины XIX века. Достаточно представить себе ряд лучших произведений В. Перова (портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, В. И. Даля и др.), чтобы ощутить то совершенно новое отношение автора к герою, которое сформировалось к концу шестидесятых годов прошлого века ь.
В этом ряду портрет В. В. Безсонова: кажется, трудно представить себе большую достоверность живописного изображения модели. Нейтральный темный фон позволяет оценить тщательную проработку внешнего облика персонажа; детальное воспроизведение черт лица, рук, одежды не пренебрегает ни одной мелочью, ничего не оставляет без внимания. Рассматривая портрет, мы узнаем об очень многом: в образе Безсонова легко угадывается респектабельность светского человека, который обязан заботиться о своем костюме, не слишком модном, но вполне добротном, о белизне накрахмаленной манишки, чистых манжетах рубашки и т. д. Однако, чем дольше мы всматриваемся в портрет, тем сильнее ощущаем особую силу магнетического воздействия, с которым влекут к себе лицо и руки модели.