В
произведениях, стилистически тяготевших к монументально-обобщенным формам
выражения, эти принципы обнаруживались с особенной определенностью и чистотой.
Однако не надо забывать, что в тот же период работали художники,
последовательно придерживавшиеся основ станковизма. Полотна В. Гаврилова, А. и
С. Ткачевых, В. Стожарова говорят о насущной потребности этих живописцев, так
же дороживших переживанием подлинности настоящего, здесь и теперь раскрывшегося
зрелища, сохранить замкнутость образа, его самодостаточность. Пространственно
углубленное пейзажное окружение (В. Гаврилов Свежий ветер; А. и С. Ткачевы
Матери), в которое погружены действующие лица, охватывает собой и зрителей,
входящих в этот мир вслед за автором.
Решение,
которое предлагает Г. Коржев в помощь студенту, в какой-то мере синтезирует поиски его
современников, открывая новые возможности единого для многих изобразительного
приема. Его герой (Поднимающий знамя - центральная часть триптиха Коммунисты,
1959-1961), запечатленный в краткий миг, именно теперь заменивший погибшего
товарища, утверждал победоносное шествие революции, которое не могло зависеть
от гибели одного из бойцов. Молодость героя, его самоотверженность и
преданность делу совместили в себе правду реальности и правду совести. Для
художников и зрителя его правота остается бесспорной.
Весьма
существенно в данном случае, что пространственно-временная концепция
раскрывалась на историческом материале: здесь не только вся история стянута
узлом важнейшего, решающего мгновения, но и самое понятие прошлого, в
определенном смысле слова, снимается преображением этого прошлого в настоящее -
мы свидетели события, совершающегося на наших глазах. Каждый из запечатленных в
триптихе моментов происходит здесь и сейчас, переживается не как история,
восстановленная воображением и памятью, но как прямой и непосредственный опыт.
У этих событий, строго говоря, нет хронологии, отдаленности во времени, более
того, они не соотнесены друг с другом как текущий процесс - каждое из них
пребывает в настоящем, живет рядом одно с другим и вместе с нами.