Психологическая разобщенность

Персонаж, всесторонняя характеристика которого заставляла его создателя сознательно обособлять личность другого от прямых или косвенных соприкосновений с внутренним я художника, имел свою, не зависимую от автора, судьбу: жизненный путь ученого (В. Даль) или писателя (А. Островский) можно сопоставить с жизнью художника В. Перова (Автопортрет).

Однако их характеристики так неповторимо индивидуальны, что общая принадлежность к творческой деятельности в принципе не меняет дистанции, разделяющей художника и модель, не уподобляет автора его герою. Внутреннее противостояние становится еще очевиднее, когда перед портретистом стоит задача показать человека из иной среды, другого социального уровня, другой житейской доли: мастерство живописца проявляется в способности проникнуть за пределы сословной, профессиональной, психологической разобщенности и, не нарушая дистанции, увидеть авиа купить билет это чужое лицо с глубиной и полнотой знания - извне столь же объемно, прочувствованно, как изнутри.

Мы должны признать, что род аскетического самоустранения художника ради полноты индивидуального самоопределения героя в портретах Перова в русской культуре уже не повторился. Лирика авторского голоса, его личная интонация как выражение творческой позиции по отношению к изображению (модели) заметно активизировались в живописи Крамского, не говоря о тех мощных импульсах авторской воли, которые заключены в четко обозначенной точке зрения художника в картинах Ге, Репина, Сурикова. Объективная лирика искусства этих мастеров позволяла им, не отступая от жизненной достоверности изображения, показывать в одних случаях сочувственную близость, духовное родство с персонажем (Стрепетова и Мусоргский для Репина, Лев Толстой для Ге), в других - осознанное неприятие, враждебность автору его героя (Протодьякон Репина, Пилат в картине Ге Что есть истина?, торжествующие никониане в Боярыне Морозовой Сурикова). Для понимания такого рода произведений равно важны как индивидуально-психологическая характеристика персонажа или события, объективная достоверность воссозданной жизни, так и самобытность авторского видения.

(04.10.2010)
Просмотров: 1553 | Рейтинг: 0.0/0 |
Другие статьи по теме:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:




© 2017





Хостинг от uCoz | Карта сайта