СИМВОЛЫ И АЛЛЕГОРИИ

 

Алхимики не понимали сути наблюдаемых ими процессов и пытались объяснить их в категориях, доступных средневековому уму - понятиях астрологии, герметической философии, христианского богословия.

Им буквально не хватало слов, чтобы описать преобразования, происходящие в ретортах и тиглях: вещества меняли цвет, выпадали в осадок, испарялись, кристаллизовались, а алхимик мог лишь изумленно лицезреть все эти чудеса, и дрожащей рукой описывать их на пожелтевшем листке пергамента. В результате получались описания, похожие, скорее, на наркотические видения.
Нужна качественная женская обувь? Посетите сайт www.planetaobuvi.ru Большой выбор женской обуви от производителей, гарантия качества и сезонные скидки на всю продукцию.
Наблюдая, как из колбы поднимается рыжеватый дым, алхимик сказал бы, что из нее родился «лисий хвост», а увидев, как сера преобразуется в красный порошок, сообщил, что из нее образовался «красный дракон». Закопченные стенки стеклянного сосуда становились на алхимическом языке «киммерийскими тенями» (Киммерия, по Геродоту - страна вечной ночи), окалина стала «черным вороном» а хлорофилл - «зеленым львом»; взлетающие птицы означали выделение пара, а драконы символизировали горючие вещества.
Никаких общепринятых наименований веществ у алхимиков не было: например, ртуть они называли «белым золотом», «живым серебром», «философским молоком», «белым покрывалом», «небесной манной», а также «белым свинцом», «универсальной солью» или «купоросом». Все бы ничего, но «белый свинец» - это еще и ацетат свинца, «купорос» - сульфаты меди, железа или цинка, а «универсальная соль» - это и нашатырь, и мышьяк, и еще полдюжины различных соединений...
Алхимики широко использовали астрологическую терминологию. Каждый металл, по их мнению, «соответствовал» какой-либо планете, стихии, камню и дню недели, а каждый тип реакции - зодиакальному созвездию. Однако и тут не обходилось без путаницы: Солнце - это и золото, и сера, и сам Философский Камень, а Луна - ртуть и серебро.
Важную роль в алхимических трактатах играли изображения наблюдаемых явлений. Но не таковы были алхимики, чтобы изобразить там колбы или пробирки. Нет, они рисовали не процессы, а их аллегории: львы, орлы и драконы, короли и королевы изображались во всей своей красе - с гривами, хвостами и мантиями.
Один из самых знаменитых алхимических трактатов, «Mutus Liber» (16 в.) вообще обошелся без текста: на каждой его странице изображена невероятная фантасмагория: птицы и звери, люди в странных одеяниях, занятые таинственной деятельностью, - все это вещества, взаимодействующие друг с другом на определенном этапе алхимического процесса.

 

(08.11.2011)
Просмотров: 1596 | Рейтинг: 0.0/0 |
Другие статьи по теме:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта