Но дело, конечно, не только в тематическом аспекте проблемы. Нельзя не заметить, что речь идет о действительно кардинальных изменениях поэтики в целом.
Из нее уходят идея изначальной целостности серьезной и монолитной натуры, представление о личности героя, который гарантирует собой устойчивый миропорядок, его самолично отстаивает и утверждает. На смену подобным представлениям приходят художественные образы персонажей, которые увидены автором в процессе нравственного становления, в пути к себе, к обществу.
Последовательность событий представляется не механическим сцеплением следующих друг за другом моментов, но живой пульсацией динамического потока, отмеченного вехами решающих поступков, осознанного выбора. Новый смысл приобретает возраст героя: мир, раскрывшийся перед глазами того, кому многое нужно помнить, выглядит иначе, чем мир, который видят простодушные детские глаза, неподкупная решимость дерзающей юности, молодой энтузиазм. Заново испытывая свое, примеряя к себе чужое, другими людьми добытое знание, художник в самой действительности ищет новые меры отсчета.
Интересное: Рано или поздно, всех нас начинает интересовать родословная. Интересно же узнать, кем были твои ближайшие родственники, чем жили, кем работали, их окружение, мысли и поступки. Обратитесь к нам и узнайте свою родословную от самых корней. Пусть Ваши дети помнят и чтут былое и никогда его не забывают.
Социальные истоки индивидуального склада, связь героя с общественной и материальной средой, глубинные основы нравственности, в широком смысле историзм характера и динамической эволюции художественных тенденций семидесятых годов предстают как часть шестидесятилетней гражданской и культурной истории страны.
Многообразие решений, множественность творческих устремлений и поисков, равно присущих как мастерам старшего, так и представителям младшего поколения, знаменуют собой не только естественное развитие поэтических идей предшествовавшего десятилетия, но и ответ на прямые запросы своего времени, как выражение его культурно-исторической необходимости.
|