Для Нестерова задача стояла иначе: он сам сформулировал ее как опытное, непосредственно жизненное воплощение подлинно возвышенного и достойного в персонажах своих картин.
Дальний - идеальный, и ближний - конкретно бытовой, планы сближались, готовые совместиться в одном лице. Герои Нестерова чаще всего показаны в момент активного напряжения душевных сил (В. Мухина, И. Шадр, С. Юдин), даже сосредоточенность раздумий (портрет А. Н. Северцева) кажется родом работы, усилий мысли. Анализ психологических конфликтов личности в искусстве Нестерова как бы выведен из сферы внутреннего мира человека: конфликт возникает как конкретное преодоление реальных трудностей, как выражение активной действенной позиции человека в мире. Победа и выход из этой ситуации зависят от регистрация фирм, правильного выбора, от личного мужества, нравственной стойкости, становятся конечным результатом всей ответственно прожитой жизни.
В нестеровских портретах автор сопутствует герою на его многотрудном житейском поприще. Характер, его неповторимая самобытность, воплощенные в облике изображенного на холсте человека, становятся своего рода итогом взаимных усилий художника и его модели, объединенных общностью идеалов, единством духовной и жизненной судьбы.
Традиционные типы отношений автора и героя, их сложные взаимосвязи и взаимообусловленность внутри завершенного произведения оказываются как бы вобранными внутрь художественной культуры на следующем ее этапе для того, чтобы возродиться вновь, не повторяя пройденный путь. С такого рода напоминанием о классике нам еще не раз придется встречаться,- может быть, в них и заключен тот творческий завет, который несет в себе национальная творческая традиция.