Между тем страдные годы великой борьбы с фашизмом несли с собой и другую, не менее реальную ситуацию: перемену всего жизненного уклада, нарушение привычных бытовых ритмов.
Положение горожан в те годы оказывалось по-своему драматичным: суровая требовательность и беспощадность военного времени ставили их перед необходимостью принять на себя общее бремя тягот и трудностей. Прямым отражением такого рода проблем можно считать перемену радужных красок и праздничности мотивов на черно-белый тон, тревожно сумеречные интонации, которые выступают со зримой наглядностью в искусстве Ю. Пименова,- они бросаются в глаза, если сравнить его работы 1930-х и начала 1940-х годов. Художник становится своего рода летописцем поколения, жизненный опыт которого был ограничен кругом последовательно сменявших друг друга и казавшихся естественными и обязательными этапов: уютное детство в семье, школьные и студенческие годы, начало трудовой деятельности - мирные профессии учителя, врача, научного сотрудника, предопределявшие столь же мирное будущее. Именно этому поколению пришлось принять на себя основной удар, встать у передовых рубежей войны. Их пути и судьбы живо встают на картинах их сверстников и старших братьев - художников Б. Неменского, В. Одинцова, Г. Шегаля.
Интересно: Все кто любит семейный отдых в Тайланде, в гостиницах категории четырех и пяти звезд, предлагаем обратиться на наш портал. Лучшие отели Тайланда, цены, отзывы посетителей.
Вглядываясь в лица соотечественников, художники как бы заново учились постигать присущее советскому человеку сознание собственного достоинства, мужественную решимость, благородство, терпение и готовность к подвигу. При всем различии характеров, участников Великой Отечественной войны объединяло то общее, что роднило между собой не только прославленных военачальников, но и всех советских людей, переживали ли они дни войны в глубоком тылу или на фронте. Так исполнено мужества кроткое лицо молоденькой девушки в картине-портрете Г. Шегаля В свободную минуту. Медсестра (1945), так в устало-задумчивых чертах старой крестьянки, в избе которой нашли приют спящие солдаты (Мать Б. Неменского, 1945), читается стойкость, приобретенная нелегким жизненным опытом.