Чувство,
освещающее лица людей, оживляющее их неторопливо-деловые жесты, придает особый
смысл и природе, и орудиям труда, и бытовой обыденности вокруг.
Стада коров,
табуны лошадей, травы и березовая роща, вспаханное жнивье и колосящаяся пшеница
- все созвучно деятельному доброму человеку, хозяину земли. Объединенные общим
существованием люди, природа, вещи родственны между собой, неразделимы в
целостности бытия. Наследие Пластова несет в себе немало открытий: он развил и
как бы укрупнил жанрово-содержательный план картины с бытовой современной
тематикой; он нашел особые композиционные формы свободного динамичного
построения, позволившего почти без помощи сюжета передать процесс, длительность
изображаемого события - молотьбы, косьбы или полевой трапезы; возвышающую
значительность народного характера он открыл в нем самом, в его житейской
подлинности, не обращаясь к архетипам культурного или мифологического порядка;
он подарил нам яркие глубокие образы простых людей, создав галерею крестьянских
типов. Он умел видеть окружающий мир всегда по-новому, обновив и выразительные
средства искусства.
Рассматривая
искусство А. Пластова, чувствуешь его внутреннюю связь со всей историей
советской живописи. Сразу заняв вполне самостоятельную позицию, упорно
прокладывая собственный путь, художник вместе с тем никогда не был одинок. Мы
уже говорили о произведениях П. Кончаловского и С. Герасимова, обратившихся к
крестьянскому быту, к изображению жизни, труда, радостей и забот человека на
земле, в деревне. На рубеже двадцатых - тридцатых годов и тот и другой
по-своему ответили на вопрос о значении свидетельского слова очевидца,
определили роли автора и героя, характер их отношений. Родство и контрастные
различия предложенных в ту пору решений интересно сопоставить с творческий
практикой Пластова.