Живопись петровской поры

Лишенная ученой гладкости, подчас наивная в своей непосредственности манера письма обладала гипнотизирующей, непреложной достоверностью. В этих лицах-ликах была ошеломляющая подлинность первородной реальности, ее торжественное и торжествующее открытие.

Мы оказывались свидетелями тех первоначальных сдвигов художественного сознания, которые позволяли увидеть перспективу будущих путей культурно-исторического процесса - каждый портрет был как бы заряжен всей полнотой творческих потенций, обещанных возможностей.

Этот переходный, решающий период в судьбе русского искусства, порывавшего со старой художественной каркасные дома в москве системой и устремленного к новому образному мировосприятию, был одновременно эпохой стихийно слагавшегося реалистического метода, с одной стороны, моментом зарождения и становления новых взаимоотношений между автором и его героем - с другой. Мы словно воочию могли наблюдать здесь за обновляющим действием творческих сил искусства, основанного на персональной точке зрения, на личной позиции художника по отношению к его модели, к миру. Первое, в чем выразилась власть автора-творца, было создание образа героя. Именно автору теперь дана была возможность знать о своем персонаже все, что доступно внимательному наблюдению, душевной прозорливости, знать то, о чем другие и даже, может быть, сама модель не догадываются. Именно автор, опираясь на свое знание, мог возвысить, придать героический блеск или показать ничтожество того, чей образ запечатлела его кисть. Живопись петровской поры стала прологом долгого пути русской художественной культуры, отмеченной высоким накалом авторского, неизменно личного творческого начала.

В нашу задачу не входит рассмотрение истории взаимоотношений героя и автора, однако обращение к прошлому опыту часто облегчает выяснение основных аспектов той или иной проблемы. Диалектика связи объективного и субъективного начал в законченном произведении предполагает бесконечное многообразие вариантов, описать которые помогает конкретный анализ их последовательно исторического возникновения. Оглядываясь назад, мы можем уловить истоки тех связей и взаимозависимости, которые по-новому были интерпретированы уже в наши дни советским изобретательным искусством.

(30.09.2010)
Просмотров: 2053 | Рейтинг: 0.0/0 |
Другие статьи по теме:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:




© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта