Стоит
обратить внимание на подписи под полотнами: Решетник Иван Кузнецов (1948), Петя
Тоньшин (1951), Ванюша Репин (1958), Таня Юдина (начало 1960-х годов), Катерина
Назарова (1968). По ним можно узнать и возраст модели, и род занятий.
Вглядываясь в лица этих людей, чувствуешь, с каким вниманием относился живописец
к индивидуальной самобытности каждого человека. Памятуя о возрасте, он и детей
и стариков равно уважал как личность - каждую со своим именем, собственным
жизненным опытом, позицией, кругозором. Здесь не могло быть табели о рангах, и
чуть насупленная решительность Тани, и тревожная юношеская восприимчивость Пети
ничем не уступают в своей человеческой значительности многоопытному Василию
Лошину, умудренной Катерине Назаровой. Жизненная достоверность изображения, не
оставляющая сомнений в подлинности художественного свидетельства, становится
этической и эстетической основой созданного Пластовым образа. Но есть и еще
одна особенность в его этюдах-картинах. Они не отделимы от общих представлений
автора о природе и человеке. Именно в целостности мировосприятия кроется секрет
внутренней полноты и жизнеутверждающей ясности его искусства.
Последний
луч, угасающий на бревенчатых стенах и кровлях изб, бледный серп месяца в
вышине, стадо гусей, как белые хлопья рассыпанные на винно-вишневой пашне,
фигурка девушки, словно огонек свечи в вечереющем воздухе (Сентябрьский вечер,
1961),- все это до мелочей знакомое и много раз виденное будит такого рода
впечатления, мысли, воспоминания, что начинает казаться не самостоятельной
сценой, событием, пейзажем, а мелькнувшим перед глазами отрывком многих других
дней и ночей, весен и зим, знаком их нескончаемой череды.