Мы очень рады видеть вас, Гость

Автор: KES Тех. Администратор форума: ЗмейГорыныч Модераторы форума: deha29ru, Дачник, Andre, Ульфхеднар
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: гамаюн, Дачник, Водник, leopard  
Красницкий Евгений. Форум сайта » 3. Военная слобода » Архив ВИГ » Организация обучения княжеских и боярских дружин в 12-13 век (методики обучения и сопутствующие вопросы.)
Организация обучения княжеских и боярских дружин в 12-13 век
deha29ruДата: Воскресенье, 03.04.2011, 00:09 | Сообщение # 1
Тысяцкий
Нурман
Группа: Наместники
Сообщений: 5177
Награды: 1
Репутация: 1575
Статус: Оффлайн
В данной теме прошу писать еще по одному вопросу - "жизненный путь ратников, от юности, до старости". Данные вопросы не раз поднимались в других ветках, пусть теперь будет отдельная тема.

С уважением Игорь.
Cообщения deha29ru
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Воскресенье, 03.04.2011, 10:01 | Сообщение # 2
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
Наверное, надо сразу договориться о классифакации:
1) Дружинники князя
а) Старшие дружинники(частично бояре)
б) Младшие дружинники(гридни, отроки, детские)
2) Дружина Бояре военные(иноземцы или простые воины выбившие за заслуги)
а) Старшие дружинники(частично младшие бояре, т.е имели свои отряды в подчинение)
б) Младшие дружинники(гридни, отроки, детские)
2) Дружина Бояре земские
а) Старшие дружинники(частично бояре, подчиненные по вертикали или сидящие на земле бояр, но со своим отрядом)
б) Младшие дружинники(холопы или смерды)


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
УльфхеднарДата: Воскресенье, 03.04.2011, 13:18 | Сообщение # 3
Сотник
Витязь
Группа: Наместники
Сообщений: 4882
Награды: 1
Репутация: 5055
Статус: Оффлайн
Quote (gorr31)
Высший класс дружинников не был замкнутым, но он пользовался некоторыми привилегиями. Личность боярина — «княжа мужа» строже охранялась законом. Боярам принадлежала также привилегия передавать имущество по наследству, дочерям при неимении наследников мужского пола; имущество смерда при неимении сыновей не переходило к дочери, но отбиралось в пользу князя.

Не понял - причем тут смерды к высшим дружинникам.
Quote (gorr31)
Дружина составляла личную рать князя, называлась по его имени Ярославля, Мстиславля

Скорей уж Ярослава или Мстислава. Вы же указали названия городов.
Quote (gorr31)
Наверное, надо сразу договориться о классифакации: 1) Дружинники князя а) Старшие дружинники(частично бояре) б) Младшие дружинники(гридни, отроки, детские)

Ну и в чем между ними разница? Неясно, начинает сын боярский с младшей дружины или сразу идет в старшую. Не указаны переходы из младшей в старшую, также нет возрастных цензов для дружинников. У Вас просто спутанный набор сведений.
Пока этого мало.
Cообщения Ульфхеднар
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Воскресенье, 03.04.2011, 16:39 | Сообщение # 4
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
Ульфхеднар, Вот по этому я и предлагаю с начало договориться о терминах и понятия. А то опять каждый будет говорить о своем и спорить о об одном и том же.

Quote (Ульфхеднар)
Quote (gorr31)
Дружина составляла личную рать князя, называлась по его имени Ярославля, Мстиславля

Скорей уж Ярослава или Мстислава. Вы же указали названия городов.

Сорри, как раз о том, что были дружины городов и дружины князя, они объединялись в больших походах.

Quote (Ульфхеднар)
Quote (gorr31)
Наверное, надо сразу договориться о классифакации: 1) Дружинники князя а) Старшие дружинники(частично бояре) б) Младшие дружинники(гридни, отроки, детские)

Ну и в чем между ними разница? Неясно, начинает сын боярский с младшей дружины или сразу идет в старшую. Не указаны переходы из младшей в старшую, также нет возрастных цензов для дружинников. У Вас просто спутанный набор сведений.
Пока этого мало.


Так приведите лучше классификацию?
Насколько я знаю, то в то время боярский сын так же начинал с отроков князя(и т.д.). Сразу верхних мест тогда не давали. Нужно было подтвердить, что сам достоин , а не то что ты сынок из такого рода.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
УльфхеднарДата: Воскресенье, 03.04.2011, 16:50 | Сообщение # 5
Сотник
Витязь
Группа: Наместники
Сообщений: 4882
Награды: 1
Репутация: 5055
Статус: Оффлайн
Quote (gorr31)
Насколько я знаю, то в то время боярский сын так же начинал с отроков князя(и т.д.). Сразу верхних мест тогда не давали. Нужно было подтвердить, что сам достоин , а не то что ты сынок из такого рода.

Вот и хорошо. Распишите это подробно. С какого возраста становился отроком, его обязанности, тренировки. С какого возраста допускали к походам. Распишите возможность (или невозможность) ухода из дружины дружинника, пополнения ее ветеранами извне. С какого возраста и при каких условиях давали боярство. Дайте сравнительную характеристику распорядка дня дружинника в мирное время. Укажите возраст, когда дружинник может заводить семью и хозяйство. Ежели найдется разница между княжьим дружинником и боярским - укажите ее.
Вот Ваши критерии для успешно выполненного задания.
Cообщения Ульфхеднар
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
deha29ruДата: Понедельник, 04.04.2011, 08:25 | Сообщение # 6
Тысяцкий
Нурман
Группа: Наместники
Сообщений: 5177
Награды: 1
Репутация: 1575
Статус: Оффлайн
gorr31, вы не торопитесь, все обдумайте и выложите концепцию.

С уважением Игорь.
Cообщения deha29ru
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Вторник, 05.04.2011, 23:18 | Сообщение # 7
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
“Обучение древнего русского дружинника”.

Русские дружинники это военно-феодальное сословие на Руси.
В древней Руси слово дружинник, образованное от слова дружина, имело буквальное значение служить князю, человеку высшего сословия.
Со временем так стали называть воинов-дружинников, находящихся на службе. Первые дружинники вербовались князьями из более или менее обеспеченной части городского и сельского населения их владений.
Другим источником пополнения дружин были средне и низко ранговые представители аристократических родов, не занятые земледелием: охотники, рыбаки и вольные люди.

В конце ХI века было установлено четкое социальное деление всех слоев общества. На верхушке этого общества, сразу вслед за князьями и боярами, стояли дружины.
Воины получили множество привилегий. Законодательно было оформлено право ношения воинами мечей.
В этот период была установлена определенная градация и среди самих дружинников. Наиболее богатые представители класса дружинников, имевшие огромный доход, получили титул старшей дружины.
Звание дружинника в Древней Руси было наследственным. Сын, как правило, шёл по стопам отца, становясь воином-профессионалом, представителем сословия военно-служилого дворянства, и оставался в той феодальной дружине, членом которой был его родитель.
Поэтому в дружинных семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе воинства. Основной задачей наставников молодого воина была выработка в нём того комплекса особенностей, которые считались необходимыми в профессии дружинника, то есть воспитание человека физически сильного, владеющего в полной мере военным искусством, вооружённого знанием моральных принципов господствующего класса.
Сын дружинника с самого рождения окружался исключительной заботой. Он являлся продолжателем рода, хранителем и наследником его традиций.
В первые дни после появления ребёнка на свет, в дом дружинника приходили родственники, приносившие мальчику подарки, среди которых был обязательно детский меч, рассматривавшийся как меч воина и символ храбрости.
Через несколько лет сын воина во время пострига получал в подарок меч, лук и стрелы, в зависимости от ранга отца. Это приучало юного воина любить своё оружие. Ведь меч это принадлежность к сословию воинов.
Развивать в детях дружинников военный дух и почитание воинской доблести были призваны ежегодные праздники мальчиков. Постриги и переход сына с пяти-семи лет на мужскую половину отца является одним из традиционных русских праздников, который праздновался повсеместно на Руси.
Детям воинов внушали, что от них требуется такое же упорство в достижении цели, какое показывал их отец, преодолевая трудности походов и сражений. Дружинная молодь приобщалась к профессии воина также во время праздников в честь различных побед над врагами.
Но не забывали и о совершенствовании духовных началах в сердце воина. В этом значительное влияние оказывало язычество, а позднее христианство.
По одному из его принципов, дети должны были относиться к родителям с почтением и уважением, дорожить ими, любить их, не противодействовать их воле, не причинять им огорчения и беспокойства даже в том случае, если родители по влечениям своим были дурными людьми и относились дурно к детям.
В христианстве такое отношение детей к родителям опосредовалось принципом древних традиций, обусловливающих почитание возраста, уважение родителей и старших вообще и объяснявшим такие поступки, как жертвование собой ради родителей.
Тщательное домашнее воспитание детей подразумевало чтение им нравоучительных историй из библии. Такого рода назидательные рассказы служили руководством к практическому действию, являлись своеобразными сводами моральных правил.
Высшим пунктом морального обучения дружинной молоди в духе учения Христа являлась выработка верности князю, который также рассматривался как отец воина.
Сыновний долг, таким образом, служил как бы основой любви и приравнивался к верности князю. Князь Александр Невский говорил: “Если виновным в государственной измене является ваш отец, я не склоню вас к измене ему; поступить так - значило бы погрешить против справедливости. Сыновняя любовь и верность суть одинаковые добродетели, поэтому вы лично должны знать, как поступить в подобном случае, я представляю решение подобного вопроса вашей совести”.
Не меньшим уважением, чем отец, пользовался учитель молодого дружинника. Авторитет наставника был очень высок, его приказы выполнялись беспрекословно.
Популярное изречение гласило: “Родитель тот, кто произвёл меня на свет, учитель тот, кто делает меня человеком”. Духовное обучение учителя, часто священника, в воспитании воинов считалась неоценимой.
За воспитание человека нельзя было дать материальное вознаграждение, так как нельзя измерить неосязаемое и неизмеримое, за него следовало бесконечно почитать и превозносить своего учителя.
Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами, фундаментом в воспитании молодёжи сословия дружинников, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, христианском безразличии к смерти, древнем культе сыновней почтительности и чисто русской основе - верности своему князю.
Семья и наставник, прежде всего, заботились о становлении характера подростка, вырабатывали отвагу и мужество, выносливость и терпение.
Будущих дружинников старались растить бесстрашными и смелыми воинами, другими словами, развивали в них качества, которые считались в среде дружинников самыми главными добродетелями, при которых воин мог пожертвовать своей собственной жизнью ради жизни другого, “положить живот за други своя”, особенно за жизнь своего покровителя и господина.
Такой характер развивался слушанием былин, баллад, рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных предков, знаменитых князей, воевод и дружинников.
Нередко отец приказывал будущему воину для развития смелости отправляться ночью на кладбище или место, известное своей дурной славой, где водилась нечистая сила, духи и так далее.
Практиковалось посещение мальчиками публичных наказаний и казней, а также ночной осмотр отрубленных голов преступников, на которых сын дружинника должен был оставить свой знак, доказывающий, что молодой воин действительно приходил на указанное ему место.
Чтобы развить у молодёжи терпение и выносливость, сыновей воинов заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна за молением, ходить босиком зимой, рано вставать и так далее.
Ненамеренное же лишение пищи считалось полезным.
Мальчики воспитывались в умении контролировать свои действия, воздерживаться от выражения своих чувств восклицаниями, от стонов и слёз.
“Что ты плачешь от таких пустяков, трусишка? - говорила мать плачущему сыну. - Что ты будешь делать, если тебе отрубят в битве руку или ногу?”.
С самого раннего детства детям дружинников прививали чувство чести и стыда, учили быть правдивыми и дисциплинированными. Такое воспитание вырабатывало хладнокровие, спокойствие и присутствие духа, помогало дружинникам не терять ясности ума при самых серьёзных испытаниях.
От юношества требовали систематически тренироваться, чтобы овладеть военным искусством, быть всесторонне подготовленным для пользования оружием, физически сильным и ловким.
Молодые дружинники должны были в совершенстве владеть приёмами фехтования на мечах, стрелять из лука, знать приемы борьбы и драки, уметь обращаться с копьём(рогатиной), ездить верхом, а юношей из дружинных семей высокого ранга обучали знаниям тактики.
В каждой дружине, при дворе каждого князя для этой цели были устроены фехтовальные залы, площадки для стрельбы из лука и гимнастических упражнений, манежи, где преподавали лучшие знатоки своего дела под непосредственным руководством самого воеводы и князя.
Обучение в этих дружинах начиналось обычно с восьми лет и продолжалось до 17 лет. Педагогические требования добавляли к овладению военными искусствами ещё и изучение письменности, так как от воина требовалось умение написать воинское донесение или начертать разведывательный план местности.
Однако дружинники останавливали своё внимание на посторонних военному делу дисциплинах лишь постольку, поскольку это касалось профессии воина и могло быть полезно в военной практике.
В 17 лет воспитание молодого дружинника считалось законченным. Он получал настоящий боевой меч, с которым не должен был расставаться всю жизнь.
Юноша переходил в новую возрастную группу - общество взрослых. Совершеннолетие сопровождалось и другими действиями, называвшимися воинская наука.
Во время обряда половой зрелости кандидату, по древнему обычаю, впервые делали причёску дружинника под горшок. Юноше надевали на голову воинский шелом.
На Руси обряд посвящения в воины был распространён как среди военной аристократии, так и простого народа со времён древности. Начиная с X века, юноши военных семей церемониально проходили по ритуалу, определённому влиянием военных обычаев.
В связи с эти воин впервые облачался в одежду взрослого воина, в её комплект входили широкие шаровары и сапоги, являвшиеся особым отличием сословия воинов.
Получив оружие и пройдя обряд посвящения, молодой дружинник обретал свободу и независимость в действиях, был преисполнен чувства самоуважения и ответственности. Он становился полноправным членом своего сословия.
Само собой разумеется, что, будучи профессиональными воинами, дружинники должны были основное внимание уделять военному ремеслу и признавать только его единственным занятием, достойным мужчины.
Весь комплекс того, что культивировал в себе каждый дружинник, все духовные и физические способности были подчинены, в конечном счёте, единственному и главному моменту - овладению военным мастерством, без которого было бы бессмысленным само понятие дружинник.
От степени военной и физической подготовленности дружинника зависело высшее требование, предъявляемое каждому воину - умение бороться с оружием или без оружия с противником и побеждать его.
Это обусловило то, что, готовя себя к основному в жизни - войне, дружинники постоянно совершенствовали искусство воина и физическую подготовку уже с раннего детства, упражняясь во владении оружием, воспитывая телесную и духовную твёрдость, храбрость и решительность.
Отличительной особенностью всех русских видов военных искусств - воинским являлось то, что основной акцент при овладении им делалось, прежде всего, на нравственно-моральную сторону и развитие духовных способностей дружинника, то есть психической уравновешенности воина, а затем уже на формирование физически развитой личности.
Моральное содержание таких дисциплин, как владение оружием и так далее, упоминается в древних летописях, которые в сочетании с другими науками говорили о нравственном принципе, имеющем также глубокую связь с религиозными аспектами жизни военного сословия.
Познание правильного истинного пути, или правды, считалось главным в фехтовании, стрельбе из лука, борьбе без оружия, плавании, где оно являлось как бы образующим идеалом дружинника, достижение которого означало в философском смысле познание самого себя, что было необходимо для гармонического развития личности.
В этом плане полное понятие воин означало первопричину всего существующего духовного и материального явлений мира с путём природы. В соответствии с этим теоретики и практики военных единоборств считали, что это первичное условие поможет пробуждать в человеке все самое ценное, понимаемое лишь инстинктивно, мистически, что позволит молодому воину стать зрелым воином.
В военных искусствах русских дружинников это носило характер образующего идеала и начала, без которых воинские искусства были невозможны.
Целью и сутью борьбы было достижение и соприкосновение каждого воина с миром природы, то есть слияние единичного и целого. Это согласуется с древними положениями об изначальной природе, присутствующей во всём живом, которая постигается человеком посредством созерцания, обретения смысла жизни на земле, среди живых.
Таким образом, русский дружинник, познавая самого себя, должен был достичь военного мастерства, соприкасающегося с истинным воинским путём, и войти в совершенную гармонию с природой, с которой человек составляет неразделимое целое.
Преобладающее значение имела внутренняя подготовка воина, на что обращалось больше внимания, чем на напряжение внешних физических сил воина.
Решающим фактором в деле выработки силы духа была тренировка. При помощи регулярной тренировки - духовной основы военно-спортивного образования дружинников, призванной, по выражениям воевод, помочь в достижении гармонии с природой и устранить отрицательные черты характера.
Юные воины должны были развить у себя психически уравновешенное состояние для исполнения своих основных, военных обязанностей, а также для не менее важного дела тренировок в фехтовании и стрельбе, которые в свою очередь выступали как репетиции собственно боевых действий.
Готовность дружинника к боевым действиям часто проверялась во время проведения многочисленных охот на серьезных хищников, которые одновременно являлись и заготовкой провианта.
Это было состояние повышенной боевой готовности, которое ни в коем случае не допускало малодушной трусости. Несмотря на ряд чисто мистических элементов, постоянная тренировка имела и рациональное зерно.
Прежде всего, это касается постановки правильного дыхания, что крайне необходимо при любых физических упражнениях. Перед тренировочным боем дружинники обычно принимали позы, характерные для сражающихся воинов, приготовившихся к бою, старались дышать глубоко и равномерно.
Это заранее готовило органы дыхания к тяжелой физической работе и содействовало дальнейшему ритмическому функционированию лёгких во время самой схватки с противником, когда резко возрастала потребность организма в кислороде.
Преимущественное духовное напряжение, способствовавшее развитию самообладания, хладнокровия и трезвости мысли при всех упражнениях, однако, не означало, что в военных искусствах дружинников физический фактор силы и выносливости рассматривался как несущественный.
Являясь вторым образующим элементом в военных дисциплинах, физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития физической силы, выносливости, выработки почти инстинктивной феноменальной реакции и координации движений. Всё это достигалось в результате каждодневных и многочасовых тренировок
С древних пор русов-росов описывали, как “Народ этот росы могучий, и телосложение у них крепкое, мужество большое”.
Воин выходил на бой, неся на себе более 30 килограмм вооружения.
Если еще и учесть, что древние битвы порой длились сутками, то надо представить какой неимоверной силой должны были обладать древнерусские воины.
При этом для того что бы выжить воину приходилось не только мечом махать, а так же уклонятся, приседать и делать многое другое. Другой вопрос, что воином с малых лет приучали к таким крупным физическим нагрузкам.

Новые младшие дружинники.
Обычно детей просто отдавали в дружины, но таких случаев мало, поэтому в дружины приходили подростки, которым обычно исполнилось 12-15 лет.
Это были средние или младшие сыновья, не получившие отцовского наследства. В дружине, они целый день занимались тем, что чистили оружие и тренировались.
Часто это были тренировки с оружием и при полном воинском наряде. Более строго с обучением стояло в княжеских дружинах, в которые со времен Владимира Святославича стали привлекаться люди из народа в противовес наемникам.
Но обычно подростки приходили в дружины уже значительно подготовленными. Ловкость у них развивалась в детских подвижных играх со сверстниками: меткость охотой, а драться они учились во время многочисленных празднеств, таких как масленица, когда после сжигания чучел и пуска колес обычно была потешная драка стенка на стенку.
Чаще это было село на село, где каждый подросток мог бы получить основы кулачного боя.
На многих ярмарках люди потешались, тем, что сгибали пальцами монеты, скручивали чугунные кочерги в узел, для этого был большой стимул, наиболее отличившегося князь мог пригласить в свою дружину.
На селах своей силой обычно выделялись кузнецы. Но также существуют и примеры, когда простые труженики совершали свои подвиги.
Одним из таких примеров является народный герой былин Никита Кожемяка-кожевник, который победил печенежского богатыря, за что был принят в дружину князя Владимира Святославича.
Ведь для того, чтобы махать мечом, а это самое легкое оружие, весь день надо было обладать неимоверной выносливостью.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Вторник, 05.04.2011, 23:24 | Сообщение # 8
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
Попробую сделать резюме.
Новики для младшей дружины делились как бы на две части
1) Старшие сыны состоявшихся дружинников, которых готовили для занятия места отца в старшей дружине.
2) Младшие дети дружинников или охочих людей, которые пытались улучшить свою жизнь через дружину. их в дальнейшем стали называть слугами и дворянами.

Как исключение, были переходы в дружину воинов из ополчения за реальные заслуги.

Ну и как вариант пополнения дружины, это наемники.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.


Сообщение отредактировал gorr31 - Вторник, 05.04.2011, 23:39
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
legionerusДата: Среда, 06.04.2011, 17:36 | Сообщение # 9
Полусотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 768
Награды: 0
Репутация: 728
Статус: Оффлайн
Ещё бы не много про жизнь зрелых дружинников...

Cообщения legionerus
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Среда, 06.04.2011, 21:17 | Сообщение # 10
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
Quote (legionerus)
Ещё бы не много про жизнь зрелых дружинников...

МЛАДШАЯ ДРУЖИНА, т. е. отроки, гриди, детские, пасынки и подобные им, составляли отдельный класс от старшей дружины; они также были люди вольные и могли, смотря по службе и по распоряжению князя, поступать и в старшую дружину, но, будучи младшими дружинниками, не были думцами князя и исполняли только незначительные придворные должности. Этот отдел княжеской дружины был очень многочислен; к нему причислялись все разряды вольных слуг государевых, состоявших, по тогдашнему обычаю, одновременно при дворе и в войске. Младшая дружина резко отличалась от старшей и в законодательстве русском того времени, и в летописях, где первая постоянно называется молодью, детскими, дружиной отроков, молодшей дружиной. Впоследствии, в XIII в., младшая дружина получила другое общее название — слуги, и с этого времени заметно ее преобразование.
В первый раз младшая дружина названа слугами под 1217 при описании изменнического умерщвления шестерых рязанских князей Глебом и Константином Рязанскими, которые умертвили не только князей — своих родных и двоюродных братьев, но вместе с ними «их бояры и слуги». Суздальский летописец говорит: «И яко начаша пити и веселитися и ту абье проклятый Глеб с братом вземше мечи своя начаста сещи преже князи тоже бояры и слуги их, много множество одинех князей шест, а прочих бояр и слуг без числа изби с своими слуги и с половцы». Это описывает современник события, суздалец, а московский летописец XV в. переводит по своим понятиям слово «слуги» словом «дворяне» — «прочих же бояр и дворян их без числа избиша». Новгородский летописец при описании того же события также называет княжеских слуг дворянами: «Начаста сещи прежи князи и тоже бояр и дворян множество».Следовательно, дворяне в XV в. были тем же самым, что прежде называлось молодшей дружиной, а в XIII в. — слугами.

Главные отличия младшей дружины от старшей состояли в следующем.

1. Младшая дружина не участвовала в княжеской думе и князья не объявляли ей о своих предприятиях и сношениях с другими князьями. Летопись под 1169 говорит, что когда старшая дружина говорила Владимиру Мстиславичу: «О себе еси, княже, замыслил, а не едим по тобе, мы того не ведали, Владимир же рече, взрев на децски: а се будут мои бояре». Здесь детские не сетуют, что князь не объявлял им своей думы, а являются простыми исполнителями княжеской воли. Впрочем, бывали случаи, когда князья иногда приглашали на свою думу и старшую, и младшую дружину; так, под 1143 годом сказано: «Изяслав же (с братьями) созва бояры свое и всю дружину свою и начаша думати с ними».
2. Младшим дружинникам поручались низшие должности: военные, гражданские и придворные. О должностях младшей дружины мы имеем свидетельство в «Поучении» Владимира Мономаха своим детям: «В дому своем не ленитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящии к вам ни дому вашему, ни обеду вашему». Здесь мы видим отроков, младших дружинников, служителями в княжеском доме, поварами и приставниками к домашним должностям. Далее продолжает он: «Куда же ходяще путем по своим землям, не дайте пакости деяти отроком, ни своим, ни чужим, ни в селех, ни в житех». Здесь отроки являются сопровождающими князя в его путешествиях по своим землям. Затем продолжает Мономах: «Еже было творити отроку моему, то сам есмь створил, дела на войне и на ловех… сам творил, что было надобе, весь наряд и в дому своем то, я творил есмь. И в ловчий наряд сам есмь держал, и в конюсех, и о соколех, и о ястрябех». Здесь мы видим отроков и на войне, и на охоте, и в доме — ловчими, конюхами, сокольниками и ястребниками. В Русской Правде в числе младших дружинников встречаются мечники и гриди, а также сельские тиуны, мытники, т. е. сборщики мытных пошлин на торгах, мостах и перевозах. На мечниках, по свидетельству Русской Правды, лежала обязанность заведовать тюрьмами, где содержались подсудимые по тяжбам о краже и разных обидах.
3. Младшие дружинники, принимая участие в военных походах князя, обычно составляли сторожевые полки его войска. По свидетельству летописей, младшими дружинниками иногда населяли целые города. Так, под 1159 Святослав Ольгович говорит Изяславу Давидовичу: «Виждь мое смирение, колико на ся поступах, взях Чернигов с семью город пустых, в них же седят псареве и половцы». Или в другом месте летописи под 1179 упоминается о волостях, занятых седельниками княжескими. Вероятно, младшими же дружинниками были заняты города, пограничные со степями, и они же содержали разъезды в степях для наблюдения за кочевниками. Этот обычай был исконным в Русской земле: еще Владимир построил несколько крепостей в Приднепровье для защиты от печенегов и других кочевников и поручил охрану их младшим дружинникам. Точно так же впоследствии московские государи построили целый ряд крепостей от Оки почти до Черного моря, в которых содержали младших дружинников. Последние поступали на службу не к одним князьям — старшие дружинники имели также целые полки младшей дружины и содержали ее за свой счет.
4. Младшие дружинники отличались от старших по своим правам перед законом; так, Русская Правда резко различает тех и других дружинников, назначая за убийство мужа, т. е. за старшего дружинника, 80 гривен, а за младшего — только 40, наравне с земцем.

Младшая дружина имела одинаковое происхождение со старшей, т. е. состояла как из туземцев, поступивших на княжескую службу, так и из пришельцев из разных стран. Люди богатые или знаменитые своим происхождением и своими подвигами поступали в старшую дружину, а люди бедные и неизвестные — в младшую. Переход из младшей дружины в старшую был возможен или по особому расположению князя, или по особым заслугам и подвигам. Так, тот отрок, который при Владимире Святом победил на поединке печенежского воина, сделался боярином с отцом своим. Другой пример того же находим в летописи: Ясин Амбал, пришедший и поступивший на службу к Андрею Боголюбскому безвестным бедняком, впоследствии был любимцем князя и имел в своих руках весь княжеский двор и власть над всеми слугами.

Свободный переход дружинников.
Т. к. старшие и младшие дружинники были свободными пришельцами и поступали на службу добровольно, то поэтому так же добровольно и свободно они могли переходить со службы одному князю к другому. В московских договорных грамотах мы будем впоследствии встречать постоянную статью, которой князья обязывались не препятствовать свободному переходу дружинников от одного князя к другому: «…А боярам и слугам меж нас вольным воля». В известиях же рассматриваемого времени мы имеем только намеки на свободный переход дружинников или на отсылку их самим князем в случае какой-либо вины; так, под 1169 летопись говорит, что Мстислав Изяславич отпустил от себя Петра и Нестора Бориславичей «про ту вину, оже бяху холопе его покрале коне Мстиславли у стаде». Или под 1211 сказано: «Король Андрей (Угрский) я Володислава (боярина) в Галичи, заточи и, и в том заточенье умре, нашед зло племени своему и детям своим, княжения деля: вси бо князи не призряху детей его того ради». Здесь князья не принимают детей Володислава, потому что он хотел сделаться князем Галицким, следовательно, дети Владиславовы без этой исключительной причины могли бы перейти на службу к любому князю. Под 1237 летопись очень ясно говорит, что дружинники имели право свободного перехода от одного князя к другому; в ней при описании кончины Василька Константиновича сказано: «Бе бо Василько сердцем легок, да бояр ласков, никто бо от бояр, кто ему служил и хлеб его ел и чашу пил и дары его имел, тот никого же у иного князя можаше быти за любовь его, излише же слуги свои любляше». Был ли утвержден договорными грамотами свободный переход дружинников, как это мы видели в московский период, или основывался на одном обычае, об этом нельзя сказать ничего определенного по неимению исторических свидетельств. Вернее будет сказать, что переход поддерживался обычаем и князья не имели надобности договариваться об этом со своими дружинниками.
Русское государство. Младшая дружина.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Среда, 06.04.2011, 21:27 | Сообщение # 11
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
По мне дружина делилась на 2 части.
1) Старшая дружина. Обеспеченные советники-бояре которые могли позволить себе прокормить личную армию в количестве десятки-сотни человек(младшая дружина и холопы). Они в реальности "почти" не зависимые в своем мнение и действие.
2) Младшая дружина, уже "почти" полностью зависима от князя(боярина) в своих доходах и не имеет возможности прокормить личных воинов более десяти(холопов).
Так как дружинники это доверенные люди. То им и поручали все дела где требовался присмотр надежного человека, но до уровня князя(боярина) не дотягивающих.
Основное время младшая дружина тратила именно на такую работу, часть на тренировку и охоту. Хотя имеющие свои наделы и хозяйство(таких было не мало, если не все в то время) выделяли не мало свободного времени и на свое сельское хозяйство. С земли кормились, как тогда говорилось.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
dima4478Дата: Пятница, 08.04.2011, 22:12 | Сообщение # 12
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1698
Награды: 0
Репутация: 1497
Статус: Оффлайн
gorr31, Перуново братство- тоже категория элитных бойцов
Cообщения dima4478
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Пятница, 08.04.2011, 23:34 | Сообщение # 13
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
Quote (dima4478)
gorr31, Перуново братство- тоже категория элитных бойцов

Скорее это тайное общество.
Меч русского воина
Оружие ближнего боя на Руси.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.


Сообщение отредактировал gorr31 - Пятница, 08.04.2011, 23:50
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Пятница, 08.04.2011, 23:58 | Сообщение # 14
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4175
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
Quote (gorr31)
Младшие дружинники, принимая участие в военных походах князя, обычно составляли сторожевые полки его войска. По свидетельству летописей, младшими дружинниками иногда населяли целые города.

Может где-то в альтернативной Руси.

Вся дружина князя есть несколько сот человек. Это те, кто на содержании князя, кому князь дает в кормление города и волости. Населять ими города, тем более Чернигов - никакой населялки не хватит, да и кто будет кормить и обслуживать эти города, состоящие из одних профи.
Полк же - есть ополчение, это не профессиональная дружина, могущая стать лишь костяком войска, полка, но не его основой


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Суббота, 09.04.2011, 00:09 | Сообщение # 15
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
serGild, имел ввиду сторожевые городки, где были в основном только воины. Они считались именно дружинниками, а не городским ополчением.
Согласен, могу не правильно понимать термины. Но город тогда считался уже с 100 воинов жителей.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Суббота, 09.04.2011, 00:20 | Сообщение # 16
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4175
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
Городок - это не дружина, это скорее аналог казаков.
В нем обязаны быть священник, лекарь, пекарь, кузнец, плотник, кожевник и пр. все это не дружинники. Весь этот город нужно кормить, распахивать землю и т.п.
Все это не дружинные занятия.
Так что то навроде нашей сотни: без налогов, но с субсидией. Как в Бенрестье, где дома без подворий ставились для большей плотности и меньшей длины стены. Но не дружина.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
deha29ruДата: Суббота, 09.04.2011, 02:41 | Сообщение # 17
Тысяцкий
Нурман
Группа: Наместники
Сообщений: 5177
Награды: 1
Репутация: 1575
Статус: Оффлайн
gorr31, вас куда-то в сторону повело, причем тут все это. Тема только открыта, а уже чистить надо.

С уважением Игорь.
Cообщения deha29ru
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
deha29ruДата: Суббота, 09.04.2011, 02:43 | Сообщение # 18
Тысяцкий
Нурман
Группа: Наместники
Сообщений: 5177
Награды: 1
Репутация: 1575
Статус: Оффлайн
Напоминаю - Организация обучения....

С уважением Игорь.
Cообщения deha29ru
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Суббота, 09.04.2011, 13:03 | Сообщение # 19
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
deha29ru, понял, постараюсь не уходить в сторону. Просто спор как обычно, о точности формулировок и понятиях. Я предлагал этот вопрос решить в самом начале.
Насчет организации обучения, то может расширим период? Именно по 12-13 веку найти толково написанное не могу, только ссылки на этот период, а основная инфа по 14-15 веку и дальше.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
deha29ruДата: Воскресенье, 10.04.2011, 00:39 | Сообщение # 20
Тысяцкий
Нурман
Группа: Наместники
Сообщений: 5177
Награды: 1
Репутация: 1575
Статус: Оффлайн
Quote (gorr31)
Именно по 12-13 веку найти толково написанное не могу

не обязательно использовать материалы Киевской Руси и только 12-13 вв, наши предки многое брали от варягов и греков - на тот момент достаточно сильные воины, а кое что заимствовали у степняков.


С уважением Игорь.
Cообщения deha29ru
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Воскресенье, 10.04.2011, 11:58 | Сообщение # 21
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
Владение оружие и умение драться в поединке на Руси стимулировалась и таким явление как "Поле" или "Судебный поединок"

Судебный поединок — один из способов разрешения споров в средневековой Европе, при котором исход спора решало единоборство сторон: победитель провозглашался выигравшим спор. Обычно использовался в случаях, когда установить истину путём допроса свидетелей было невозможно, но ни одна из сторон не признавала своей неправоты. По сути судебный поединок представляет собой санкционированную правом дуэль.

Псковская Судная грамота постановляет, что выходить на поле могли не только мужчины, но и женщины. По общему правилу бой должен был быть равный, и поэтому малолетние, престарелые, больные, священнослужители, инвалиды и женщины могли нанимать и ставить вместо себя наёмных бойцов. Если иск подавала женщина против женщины, то наймиты запрещались.

Так же как тренировку максимально приближенное к боевым. Можно считать Кулачный бой.

Кулачный бой на Руси появился к 9-му веку.
«Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой, как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге»

В России существует собственная воинская состязательно-игровая традиция. Славяне были известны всей Европе как доблестные воины. Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
« Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »

Кулачные бои часто проходили в Новгороде на Великом мосту, соединявшем новгородский Детинец с Торговой стороной.

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку».
Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.
Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники.
Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного.

Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой.
Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия:
Головки пястных костей (укол оружием),
Основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием),
Головки основных фаланг (удар обухом).
Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»). Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьба в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Итак, что же такое русский кулачный бой?

* * *

В военном ремесле рукопашный бой осуществлялся руками, невооружёнными или вооружёнными холодным оружием. Применялся также штык – колющее оружие, насаживаемое на конец ствола ружья [Ушаков]. Для кавалерии были разработаны специальные приёмы. Например, фланкирование – боевые приёмы пикой, выполнявшиеся кавалеристами в рукопашном бою.

В рукопашном бое использовали белое (холодное) оружие, разящее противника ударом, разрезом или уколом:

Режущие и рубящие оружия – меч, секира, топор, нож, кинжал, палаш, сабля, шпага, шашка, тесак, кортик, алебарда;
Колющие оружия – копьё, пика, штык, эспонтон, рапира, шпага, кончар и др.;
Ударное оружие – палица, булава, кистень, шестопёр и др.

В частности, широко использовался кистень летучий – гиря на ремне, который наматывается, кружа, на кисть, и с размаху развивается; бивались и в два кистеня, в-оберучь, распуская их, кружа ими, ударяя и подбирая поочередно. К такому бойцу не было рукопашного приступа [БСЭ, Даль, Ушаков].
Именно такое широкое применение холодного оружия в рукопашном бое и сами навыки его ведения обеспечивали русским победы в многочисленных войнах. Однако это же умение русского народа не давало покоя христианской церкви, постоянно стремившейся оборвать эту многовековую народную нить.



Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.


Сообщение отредактировал gorr31 - Воскресенье, 10.04.2011, 12:06
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ml-adДата: Воскресенье, 10.04.2011, 23:35 | Сообщение # 22
Воевода
Жрец
Группа: Ветераны
Сообщений: 3629
Награды: 0
Репутация: 813
Статус: Оффлайн
gorr31,
Quote
Славяне были известны всей Европе как доблестные воины

Они и сейчас известны как доблестные воины. И еще известно, что для того чтобы не дать им воевать так как они умеют нужну купить их генералов!




Млад.
Cообщения ml-ad
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Понедельник, 11.04.2011, 01:35 | Сообщение # 23
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
В традиционных народных системах подготовки воинов был принципиально иной подход даже к самому понятию соревновательности. Сначала человека долго учили (дома и в общине), потом проверяли, как он усвоил материал, и только затем давали возможность показать свою удаль на "соревнованиях соответствующего уровня". Даже в шутейных масленичных боях "стенка на стенку" сначала был зачин, потом детские игры, потом детская, юношеская, молодежная стенки и только после этого выходили на поле суровые опытные бойцы. При таком бережном и серьезном подходе к обучению воинов русское ополчение, набиравшееся из крестьян, могло иногда дать фору даже профессиональной дружине. При этом каждый воин был ценен и индивидуально значим для общества. На том и стояла Русь!

Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ДачникДата: Четверг, 14.04.2011, 21:08 | Сообщение # 24
Сотник
Сатрап
Группа: Наместники
Сообщений: 2260
Награды: 1
Репутация: 1960
Статус: Оффлайн
Внесу свою лепту...
Quote (deha29ru)
В данной теме прошу писать еще по одному вопросу - "жизненный путь ратников, от юности, до старости"

Также предлагаю предусмотреть будущее ратников покалеченных и к ратному труду более неспособных. Всех воинов, которые более не могут сражаться в учителя не определишь - в учителя должны идти способные к такому труду (говорю как человек, первая квалификация которого - учитель начальных классов wink ) сплавлять в монастыри на иждивение дисциплинированных людей - оскорбительно и расточительно.

В одной из тем я предлагал делать из таких ратников своего рода "объездчиков" людей, чья обязанность объезжать земли, вести перепись населения, определять налоги. Могу добавить что такие люди могут стать во первых глазами и ушами князя на местах, во вторых разъяснять законы, судить и прочее.


Сатрап (др.-перс. xšaθrapāvan — хранитель царства; пехл. šatrap, новоперс. شهربان‎) — глава сатрапии, правитель в Древней Персии. Назначался царём и обычно принадлежал к его родне или высшей знати. На своей территории ведал сбором налогов, содержанием армии, был верховным судьёй и имел право чеканить монету.
В русском и болгарском языках слово сатрап является синонимом деспота, тирана и самодура.
Cообщения Дачник
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Четверг, 14.04.2011, 21:28 | Сообщение # 25
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
Quote (alboard)
В одной из тем я предлагал делать из таких ратников своего рода "объездчиков" людей, чья обязанность объезжать земли, вести перепись населения, определять налоги. Могу добавить что такие люди могут стать во первых глазами и ушами князя на местах, во вторых разъяснять законы, судить и прочее.

Идея не плохая, но если они могут судить и разъяснять законы, то они и должны заниматься с детьми в дальних селениях. Пусть наездами, но проводить несколько часов уроков раз в месяц. Это реально. Уровень знаний конечно не особо получиться повысить, но можно будет на основание хотя бы таких уроков отбирать талантливых детей и обучать их за счет казны(ну это в идеале) или за счет общества.
Кадровый голод у нас будет постоянным.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
mit2011Дата: Четверг, 14.04.2011, 21:45 | Сообщение # 26
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1009
Награды: 0
Репутация: 400
Статус: Оффлайн
Quote (gorr31)
Идея не плохая, но если они могут судить и разъяснять законы, то они и должны заниматься с детьми в дальних селениях. Пусть наездами, но проводить несколько часов уроков раз в месяц. Это реально. Уровень знаний конечно не особо получиться повысить, но можно будет на основание хотя бы таких уроков отбирать талантливых детей и обучать их за счет казны(ну это в идеале) или за счет общества.

А кто будет контролировать преподователей? Ведь школу то, как раз из-за этого организовали. Заочное образование в то время не практиковалось.....

Сообщение отредактировал mit2011 - Четверг, 14.04.2011, 21:46
Cообщения mit2011
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Четверг, 14.04.2011, 22:03 | Сообщение # 27
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
Quote (mit2011)
А кто будет контролировать преподавателей? Ведь школу то, как раз из-за этого организовали. Заочное образование в то время не практиковалось.....

А никак, зачем тут контроль? Тут или такой учитель или никакого. Будет толк хорошо, не будет ну так на них много и других обязанностей навешают, так что свой кусок хлеба они отработают. За то воины будут видеть заботу и уважение за покалеченными воинами. Да и право голоса этих воинов на общем собрание никто не лишал. Да и как преподаватели они будут местными восприниматься легче и с уважением, чем просто "объездчики".


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Пятница, 15.04.2011, 00:30 | Сообщение # 28
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
В «старшую» дружину входят богатые и влиятельные бояре, военачальники, знатные воины и «дядьки», воспитывающие отроков из «младшей» дружины.

Младшая дружина набиралась с отроческих лет (с 10—12) и выполняла вначале роль прислужников, в военное время — воинов, а затем постепенно занимала место старшей дружины.

Ратное дело, как и всякая профессия в то время, было делом потомственным. Род был самой первой и самой живучей формой общественной организации. Человек не мыслил себя иначе как в роду, поэтому очень желал, чтобы рядом по-прежнему были, хотя бы и названые, отец, дядья и братья, готовые прийти на помощь. Старшие дружинники — дядька. Им подчиняется младшая дружина — отроки (дети). Князь — «отец родной», глава княжей воинской семьи. Во всех этих случаях подчиненность и отношения описываются в терминах родства. Дядька понимался в этом деле не как родственник, а как наставник боевого искусства и правильной жизни в целом, по отношению к которому все молодые люди рода являлись племянниками и сынками. Между собой молодые люди объявлялись братьями, отцом-командиром же являлся вождь или в дальнейшем — князь. Членов дружины летописи именуют еще «чадью», то есть в буквальном переводе «детьми» князя. Воинов князя Василька, например, так и называют «васильковичами», не имея в виду прямое родство.

В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были и воинские обряды, например, поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Помимо тризны и общих календарных праздников, дружина участвовала в кулачных боях на княжеских потехах. Видимо, до определенного возраста кулачки и борьба были основной формой воинского обучения младшей дружины.

Воинская подготовка дружинников была весьма серьезной. Из летописей видно, что при усобицах против одного дружинника выставляли 10—20 ополченцев, которые тоже не впервые оружие в руках держали.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ДачникДата: Пятница, 15.04.2011, 17:54 | Сообщение # 29
Сотник
Сатрап
Группа: Наместники
Сообщений: 2260
Награды: 1
Репутация: 1960
Статус: Оффлайн
Quote (gorr31)
Идея не плохая, но если они могут судить и разъяснять законы, то они и должны заниматься с детьми в дальних селениях. Пусть наездами, но проводить несколько часов уроков раз в месяц. Это реально. Уровень знаний конечно не особо получиться повысить, но можно будет на основание хотя бы таких уроков отбирать талантливых детей и обучать их за счет казны(ну это в идеале) или за счет общества.
Кадровый голод у нас будет постоянным.

Разбираю по косточкам smile
Заниматься с детьми в дальних селениях, проводить несколько часов уроков в месяц - не факт что таковой служивый будет попадать в дальнее селение хотя бы раз в месяц - тут хотя бы раз в год попасть и то хорошо. А несколько часов в год толку не дадут однозначно.
Кроме того обязанностей у такого "объездчика" и так выше крыши - сделать перепись населения, обрабатываемой земли, скотины и прочего, разъяснить законы, а где и рассудить.
Кроме того такие люди - главные двигатели "государственной рекламы" - рассказать обстоятельно что вот в такой то волости землю стали обрабатывать вот так-то и так-то, а потому и результат у них такой-то, или там что там-то стали пчел держать и меду и воску много стало....

Однако, с учетом того что грамотность станет неотъемлемой чертой любого дружинника, и кроме грамотности такой человек будет обладать солидным набором знаний умений и навыков, можно направлять таких людей в села на длительные сроки - от нескольких месяцев до года, в помощь сельским старостам (или одного человека на несколько близлежащих сел - на длительный срок - от года). Тогда такой служивый сможет и грамоте детей хотя бы частично обучить и вообще способствовать развитию "подначальной территории"

...отбирать талантливых детей и обучать их за счет казны
С эти согласен полностью - присматривать талантливых детей, способных к обучению и сманивать их для обучения, а затем пополнения дружины - одна из основных обязанностей.


Сатрап (др.-перс. xšaθrapāvan — хранитель царства; пехл. šatrap, новоперс. شهربان‎) — глава сатрапии, правитель в Древней Персии. Назначался царём и обычно принадлежал к его родне или высшей знати. На своей территории ведал сбором налогов, содержанием армии, был верховным судьёй и имел право чеканить монету.
В русском и болгарском языках слово сатрап является синонимом деспота, тирана и самодура.
Cообщения Дачник
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ДачникДата: Пятница, 15.04.2011, 18:21 | Сообщение # 30
Сотник
Сатрап
Группа: Наместники
Сообщений: 2260
Награды: 1
Репутация: 1960
Статус: Оффлайн
Теперь непосредственно о теме: Организация обучения княжеских и боярских дружин в 12-13 век (методики обучения и сопутствующие вопросы.)

Тема архиважная и архиинтересная но слегка размытая (на мой естественно субъективный взгляд wink ), в связи с чем прошу участников данной темы способствовать тому что бы в итоге получилась четкая и понятная картина.

Поскольку в названии темы есть слово "обучение" предлагаю Вашему вниманию структуру (стянутую из учебника по педагогике smile ) :

1. Цели и задачи обучения и воспитания княжеских и боярских дружин.
Что мы хотим в результате получить
2. Принципы обучения и воспитания княжеских и боярских дружин.
3. Методы обучения и воспитания княжеских и боярских дружин.
4. Содержание обучения и воспитания княжеских и боярских дружин (приемы, конкретные методики и проч.).
5. Источники пополнения дружины
6. ...

Пример:



Сатрап (др.-перс. xšaθrapāvan — хранитель царства; пехл. šatrap, новоперс. شهربان‎) — глава сатрапии, правитель в Древней Персии. Назначался царём и обычно принадлежал к его родне или высшей знати. На своей территории ведал сбором налогов, содержанием армии, был верховным судьёй и имел право чеканить монету.
В русском и болгарском языках слово сатрап является синонимом деспота, тирана и самодура.
Cообщения Дачник
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
dima4478Дата: Пятница, 15.04.2011, 20:41 | Сообщение # 31
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1698
Награды: 0
Репутация: 1497
Статус: Оффлайн
Ребяты- вот что по Гуглю у меня получилось
1- Половцы 12-13 век
2- Русь 9 - 13 веков.
3- Киевская Русь
4- Древнерусское государство и право (IX—ХП вв.). Возникновение Древнерусского государства
5- ДРЕВНЕРУССКАЯ ОБЩИНА

и это просто по гуглю вылезло- вопрос выичтки и систематизации ...

Cообщения dima4478
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Пятница, 15.04.2011, 21:42 | Сообщение # 32
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
dima4478, проблема в том, что нет информации именно о организации и методик обучения. В основном о том времени все в общих словах и описания вооружения и его отличие от Запада и Востока.
По сути, все что могу написать, это мои мысли и догадки не подтвержденная реальными документами. Понятно, что были лучники, но луку учили не всех одинаково, арбалеты на Руси появились в 13 веке и то вроде не везде и не массово.
С конницей такая же история, да она стало основной и пехота почти сошла на нет в 13 веке, но как минимум несколько направлений можно выделять. Северные всадники были не много по другому вооружены и воевали против немцев, чем южные против степняков.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
dima4478Дата: Пятница, 15.04.2011, 21:50 | Сообщение # 33
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1698
Награды: 0
Репутация: 1497
Статус: Оффлайн
gorr31, ну так и напиши-
например подели так
1- факты
2- труды историков
3- свои мысли после прочтения того же Отрока

cool

Cообщения dima4478
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ml-adДата: Суббота, 16.04.2011, 09:01 | Сообщение # 34
Воевода
Жрец
Группа: Ветераны
Сообщений: 3629
Награды: 0
Репутация: 813
Статус: Оффлайн
gorr31, Есть. Есть эти методики. Поищите в разделе подготовки спец подразделений ГПУ. smile



Млад.
Cообщения ml-ad
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
gorr31Дата: Суббота, 16.04.2011, 10:58 | Сообщение # 35
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 895
Награды: 0
Репутация: 438
Статус: Оффлайн
Quote (ml-ad)
gorr31, Есть. Есть эти методики. Поищите в разделе подготовки спец подразделений ГПУ

Читал я их, так же как и все возможные "древние" и "языческие" школы борьбы и единаборств, они по сути такая же подделка(если говорить честно) не имеющей ничего реального в основе.
Если говорить проще, то на основе более позднего периода создают школу(методику) и для солидности приписывают ей лет так 1000 или 2000. Типа от корней и истоков.
Но проблема эти корни и истоки не имеют исторического подтверждения, даже кулачный бой на Руси возрождали не менее 2 раз и каждый раз чуть ли не с нуля, т.е. были потеряны многие наработки каждый раз.
Я конечно не специалист, но например, восточная борьба строиться на рисунках в рукописях, но они без пояснения опытного мастера считаются не особо информированными. А у нас во время ТМН эти вещи во многом потерялись.
Я пока даже не нашел каких то ссылок на такие документы, не говоря про них. В лучшем случае из фольклора....
Quote (dima4478)
gorr31, ну так и напиши-
например подели так
1- факты
2- труды историков
3- свои мысли после прочтения того же Отрока

cool


У меня примерно, такие же мысли, просто хотелось найти какие то факты. А вот с ними проблема.


Знаю не много, но работаю в этом направление, как и Аристотель.
Cообщения gorr31
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
dima4478Дата: Воскресенье, 17.04.2011, 16:46 | Сообщение # 36
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1698
Награды: 0
Репутация: 1497
Статус: Оффлайн
Quote (ml-ad)
Поищите в разделе подготовки спец подразделений ГПУ.

эээ... может ГРУ? cool
Cообщения dima4478
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
Красницкий Евгений. Форум сайта » 3. Военная слобода » Архив ВИГ » Организация обучения княжеских и боярских дружин в 12-13 век (методики обучения и сопутствующие вопросы.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Люди
Лиса Ридеры Гильдия Модераторов Сообщество на Мейле Гильдия Волонтеров База
данных Женская гильдия Литературная Гильдия Гильдия Печатников и Оформителей Слобода Гильдия Мастеров Гильдия Градостроителей Гильдия Академиков Гильдия Библиотекарей Гильдия Экономистов Гильдия Фильмотекарей Клубы
по интересам Клубы
по интересам
legionerus, Andre,


© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта