Симон Исаевич Скобелин — русский, коренной сибиряк; родился в Малом Хабыке, Минусинского округа. Ему 52 года, выглядит хорошо, бодро. Женат, детей не имеет. Грамотный, но читает слабо, а пишет с трудом.
Сказки перенял от разных лиц во время артельных работ, в тайге, на охоте и т. д. Несколько сказок было перенято от «поселенца», бывшего дьякона, лет двадцать пять тому назад. Занимается С. И. крестьянством и в качестве побочного заработка плотничьим и бондарным ремеслом.
Бывал в Красноярске, Канске, работал на Ачинско-Минусинской железной дороге, на руднике Улень, на озере Шира. Часто работал в отъездах, месяца по три-четыре (пилка дров, плотничье дело, охотничал). Дальше указанных городов и Минусинского округа не бывал. В солдатах не служил.
Репертуар сказок у него обширный. Однажды он жил в тайге 32 дня и каждый вечер рассказывал по две сказки, и все — новые.
Его сказки: «Любовь жены», «Старик-охотник и заветная птичка», «Разбойник-межвежья лапа», «Смех и горе», «Солдат на часах и царская дочь», «Иван сучий сын», «Персидский красавец», («смешная», по заявлению С. И.), «Верный слуга», «Американская бричка» (также «смешная»), «Солдат, служивший на службе 25 лет», «Московско-заграничный золотарь», «Протупей-прапорщик», «Царский охотник брат Гриша», «Микула и Микулиха», «Иван-дурак», «Иван купеческий сын», «Купец Белобородов», «Абур молодой», «Иван несчастный», «Поп и жид», «Зеленый» и т. д.
Рассказывает он с чувством, как художник, любит, чтоб его слушали. Когда он рассказывал мне сказки, то всегда присутствовало несколько человек. Слушали внимательно, и разве только вырвется восклицание удовольствия или досады по поводу приключения того или иного героя.
«Человек по 30 ране собирались и слушали всю ночь, — говорила жена Симона Исаевича, — откеле он и брал только».
С. И. любит воспроизводить детали, дорожит словом и сказочными канонами. И рассказывал он мне не торопясь, видимо желая, чтобы я все записал, как можно точнее. Это мне удалось выполнить; сказки его были записаны в точности. |