Внутренняя и внешняя связь - 1


Подобно всякой внутренней (духовной, смысловой, идеологической) и внешней (изобразительной, образно-пластической) связи двух важнейших компонентов поэтического целого, отношение творческой воли к предмету изображения подчиняется определенным эстетическим закономерностям.

Важнейшую роль играют при этом не только субъективные намерения, индивидуальные импульсы художественного сознания, но и объективные исторические причины, зависимость от социальной и общекультурной ситуации. Эпоха находит свое выражение и в характере героя, и в типе особого авторского подхода к изображению  новостройки реутов действительности. Время налагает свою печать на внутреннее взаимодействие я автора и я модели, благодаря которому и совершается, по выражению М. Бахтина, эстетическое событие .

Творческое наследие большого мастера всегда отмечено высокой степенью авторской неповторимости. Говорить о типологических чертах творческой личности по отношению к тому или иному периоду можно, только отвлекаясь от этих, в принципе уникальных, особенностей. Например, ни у кого не вызывает сомнений общий тип гражданственного самосознания русских художников второй половины XIX века, о нем достаточно сказано и написано.

Для того чтобы обрисовать диалектику взаимодополняющих начал автора и героя в живописи шести минувших десятилетий, необходимо представить себе хотя бы в самых общих чертах исторически сложившиеся типы их зависимости друг от друга, характер и специфику каждого из них в отдельности.

Произведение искусства и тот, кто его создал, свидетельствуют друг о друге. Акт создания заключен между творящей (в этом смысле - личной) волей и предметом творения. Этот тезис равно распространяется и на эпохи безымянной художественной культуры, создания которых дошли до нас как изделия анонимов (скажем, средневековье), и на новое время, когда авторство стало специальной заботой мастера. Однако мы не будем касаться периодов, предшествовавших осознанному самоутверждению художника в своем искусстве. Чтобы понять, какова в целом, в основных чертах роль авторского начала в его соотношении с героем, достаточно указать тот момент, когда в культурном осознании творческая инициатива, энергия созидания получили персональную завершенность, обрели лицо, слились с личностью ее носителя - поэта, живописца, ваятеля. Для мирового искусства это была эпоха Возрождения, для русской художественной культуры процесс самоопределения мастера - автора своих произведений - развернулся на рубеже XVII-XVIII веков, в петровское время.

(30.09.2010)
Просмотров: 1960 | Рейтинг: 0.0/0 |
Другие статьи по теме:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:




© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта