И вот герой, оказавшись на Руси-матушке, в славном граде Турове, решил донести до тамошних жителей хоть какие-то крохи цивилизации. Поначалу новоявленного прогрессора всерьез-то не воспринимали — отрок же! Но постепенно его нововведения прижились, и у русичей в 12 веке появились токарный станок, матрешки, самострелы, а еще цирк и... песни гражданской войны.
Автор делает занимательные экскурсы в прошлое, благодаря чему читатель может подучить историю Отечества. Довольно убедительно и обстоятельно показаны семейные традиции, быт разных слоев средневекового населения. А еще Красницкий не побоялся порассуждать на тему перехода от славянского язычества к христианству, высказав ряд «несвоевременно-крамольных» мыслей.
Судя по тому, что Михайле было предсказано умереть в возрасте лет эдак шестидесяти, нас ожидает ну оочень длинная сага, на протяжении которой мы сможем наблюдать за ростом и развитием личности внука сотника.
Итог: занимательная, по-детски взрослая книга, написанная простым, не перегруженным исторической терминологией и архаизмами языком.
Автор: Анастасия Кара Оценка МФ 7 http://www.mirf.ru/Reviews/review2825.htm
Автор: Алекс Громов, "Книжное обозрение". http://www.labirint-shop.ru/review/4366/
автор: pkn
batoshka оценка: 6 Минус всего один. «Отрок» по существую является домостроем!!! Сборник уроков и рекомендаций как вести себя подростку по жизни, как и следовало ожидать автор не был беспристрастен и вложил в цикл кучу своих антипатий и симпатий, на мой взгляд этого нельзя было делать ибо каждый учебник должен быть сухим и беспристрастным дабы не пришлось потом переучиваться(или переучивать). Положительный моментом можно назвать остутствие «русскости» в цикле(то бишь национализмом даже и не пахнет) хотя иногда и проскакивает нелюбовь автора к некоторым народам. В остальном, читается легко и интересно. Вывод, неплохой цикл. Zoidberg86 оценка: 9 Читается интересно, легко и быстро =) Немножко напрягает борьба христианства и язычества на уровне магов двух школ.... В общем понрвавилось... ИМХО можно было 4 книги издать двумя... но я так понимаю это коммерческий ход... ох уж эти алчные издатели....
Stani05 оценка: 10 Очень интересно написано. Посмотреть на события не с точки зрения Рюриковичей весьма полезно. Только затянуто. В какой книге ГГ станет совершеннолетним?
alfred_101 оценка: 10 Вообщем, цикл очень даже неплохой . Весьма оригинально управленческая теория накладывается на XII век. Некоторые вещи мне, как будущему менеджеру, очень даже интересны . Но немного нехватает писательского мастерства (хотя это дело наживное, со временем приобретётся само собой). На мой взгляд, цикл имеет все шансы на успешное продолжение, которого жду с нетерпением
shuherr оценка: 9 Читал целиком на Самиздате, поэтому тяжело оценивать по главам. В целом очень понравилось. Конечно, что там было в те времена на Руси, какие люди жили и какими предметами они пользовались почти неизвестно. Но сам факт подобной реконструкции любопытен и интересен. А то, что возможно детали (или даже целые пласты) событий не соответствуют тем реалиям не так важно. Важно, что получилась интересной комбинация придуманных условий и действия в них отрока с мозгами нашего современника. Опытного и вдумчивого, с которым себя пытаются ассоциировать читатели.
Эдди оценка: 8 Весьма интересная «альтернативная история». Действительно, уже приелись эти многочисленные добры-молодцы с приемами армейского спецназа, да еще и с невиданной (по воле автора, конечно) удачливостью при попадании в центр исторических событий. А вот для обычного, в общем-то, человека, да еще попавшего не в 30-е — 40-е годы 20 столетия, о которых читано-перечитано, а в 12 век. Когда и имена князей-то вспомнить трудновато, а уж про мелкую сошку, вроде сотников и прочих воевод… Хороший цикл получился. Буду ждать продолжения. Что там, за точкой бифуркации?
Еще более интересен "Отрок" Евгения Красницкого. Там тоже не без гранатомета (в контексте и антураже XII века, понятно), но главное оружие героя - равно как способ крутануть Историю - умение работать с людьми. Социальная политика и общественная психология - как способ ускорения прогресса. И сам прогресс выглядит куда более реалистично, чем у эпигонов Звягинцева. Магистральный путь истории все равно останется прежним, но можно "выкроить" из развалин распавшейся Руси более-менее приличное княжество. Для одного человека - более чем достаточно.
Интересно, что другой писатель, Валерий Елманов (цикл "Княжья доля"), ставит героя в близкие условия. Тоже Русь, тоже раздробленность да еще татары впереди. Но вот решается все, увы, по Звягинцеву. Гранатометы - и малость либеральных реформ. Затем корону на голову, принцессу в койку - и до полной победы. Скучно, господа! http://www.rusf.ru/star/doklad/2008/konstruktor.htm
Да бог с вами,граждане дорогие,чему могут научить эти на коленке писаные истории?В краткой биографии есть претензии на то,что автор,дескать,жизнь повидал,и в моря ходил,и в Гарварде учился,и в Крестах сидел(это показатель чего?).Ну так и писал бы о Крестах и о Гарварде.Зачем писать о сельско-лесной жизни в Средневековой Руси,если знания об этом предмете,мягко говоря,поверхностные.
Почти на каждой странице можно встретить нелепости,анахронизмы,утверждения,которые ставят читателя в тупик.Почему,например,язычники,гонимые и уничтожаемые христианами,называют своего ребёнка христианским именем Татьяна?Почему дедушка удовлетворённо констатирует:"..малец-то в отца-характерный...",если слово "характер" появилось в России никак не раньше 17го века.Почему раненый преследумый лось делает круг,чтобы выйти на свой собственный след?Не иначе бедное животное возомнило себя тигром и решило поохотиться на охотника.
А как можно висящую на верёвке рубаху "полоснуть кинжалом накрест"?Автор когда-нибудь пробовал это сделать или видел в фильме про Зорро?Ещё очень я интересуюсь,как тринадцатилетний отрок умудрился самодельным копьём "приколоть кабанчика" с дерева(!).При мне один раз в простую домашнюю свинью в упор стреляли из ПМ,но добились только того,что она с визгом убежала.С копьём кстати тоже происходят необъяснимые метаморфозы.На одной странице кинжал привязанный к древку-"вполне убойное копьё",а на другой малец сомневается,как же он на лося пойдёт с таким "никудышним копьецом".Да никак,уверяю вас.Взрослые охотники с ружьями норовят лося стрелять издали,чтобы если что,было время убежать.
И персонажи и сюжет надуманны и неубедительны,поступки их нелогичны.Дедушка Мокей,или как его там,зачем то играет с внуком в странную игру,"обучая" его без всякого обучения,а просто наблюдая за его и так безупречно правильным поведением,как будто знает,что в теле внука "эффективный управленец" из 21го века.
Вообще автор настолько увлечён идеей этого самого управления,что обращать внимание на детали вообще не считает нужным.Малец сбежавший от семьи в лес налегке у него походя "разжигает костерок" в сыром осеннем лесу.Чем?Из чего?При преследовании лося у него вдруг откуда-то появляется факел.Откуда??Когда ему надо отправить берестяную грамотку,он просто берёт её и пишет.Чем??Я уже молчу про сам текст,в стиле смс,он же "управленец",но почему девочка отвечает ему в том же стиле?Специально для того,чтобы грамотка была доставлена,у его собачки,никогда не сидевшей на цепи и ни разу не взятой на поводок,откуда-то чудесным образом образовался ошейник.Когда ему надо выкопать яму-ловушку на лося(ого!!),он просто берёт и копает.Но чем???Лопаты-то у него нет...Верхом же нелепости следует признать "эпический" рассказ(на два абзаца) о неком персонаже,который прибрав трупы сородичей "один насыпал курган и справил тризну",а потом благополучно удавился.Судя по титаническим объёмам проделанной работы в его теле сидел особо эффективный управленец.Возникает вопрос,много ли курганов насыпал автор за свою богатую событиями жизнь?
Это я ,правда,прочитал только 150 страниц,больше не смог вынести издевательства над здравым смыслом,логикой вещей и законами физики,а если осилить все пять томов "эпопеи",наверное,можно узнать ещё много интересного и неожиданного в том же духе.
Но всё это,по мнению автора,не заслуживающие внимания мелочи,главное-донести до читателя мысль что "эффективное управление",как его понимает автор, способно решить любые задачи в любой исторический период.На этом крайне неубедительном постулате и держится вся книга и весь цикл.Неубедительном потому,что истинному лидеру во все времена отнюдь не требовалось чертить умозрительные кружочки и квадратики,соединённые стрелочками,чтобы добиться поставленных целей.Интуцией и волей они этого добивались,а не мёртвыми заклинаниями про "анализ ситуации,создание команды,оптимизирование сил и средств".
Вывод для меня однозначен-перед нами пример ничем не прикрытой графомании.Сказать автору читателям абсолютно нечего,поэтому упаси бог подрастающее поколение от такой "фантастики",а то они ещё подумают,что она вся такая.
julmal оценка: 8 Взяла эту книгу практически наугад в магазине и «проглотила» за один вечер. С огромнейшим удовольствием! Написано — словно на одном дыхании. Наверное, поэтому и читать так же легко. Для меня самыми интересными были как раз исторические экскурсы, вернее мнение автора по этому поводу. Хотя нет, самыми интересными были все же рассуждения по поводу язычества, христианства и православия. Как же всё-таки приятно почитать размышления человека образованного и мыслящего! Собственно, именно в этой части особенно рекомендовала бы книгу подрастающему поколению. Про становление мужчины — просто великолепно! Между прочим, герой действительно становится мужчиной. То есть в прежней жизни (почти до пятидесяти то лет!) он им, по большому счету, и не был?! Хороший булыжник, увесистый. Не скажу, что особо захватил сюжет, но буду читать дальше. Очень хочется узнать какие ещё автор выскажет идеи.
dydyka оценка: 10 Первая книга очень понравилась. 1. герой не «героичен», находится в заведомо неравном положении относительно большинства других героев, а — поди ж ты — выкручивается. 2. быт 12 века интересно и ненавязчиво выписан, 3. побуждает к обращению к учебникам и хрестоматиям по истории (культурно-просветительскую функцию выполняет!). Такую книгу и детям почитать не мешало бы. Кстати, герой не «самый-самый», как ранее сказано. Ему крепко достаётся и достигает он всего путём тренировок и и наработки навыков. Никакой сверхсилы, никакой магической поддержки он не имеет. Более того, ещё и не может в полной мере использовать тот багаж знаний, который принёс из 21 века.
UnSeen оценка: 6 Ну для начала хотел бы сказать, что на вкус и цвет товарищей нет. Кому-то данное произведение может понравится, а кому-то и нет. Себя, пожалуй, поставлю где-то посередине, даже ближе ко второй категории. Понравилось повествование романа, некоторая познавательность, находчивость главного героя (хотя, по идее, так и должно быть, коли в тело отрока вселяется взрослый мужик, да еще из ХХ века). Еще отмечу, что книга не нудная, прочитал ее достаточно быстро (по своим меркам). Также хочется отметить, что книгу полезно будет почитать подрастающему поколению, ибо книга чрезвычайно добрая и нравоучительная. Пожалуй, из плюсов все. Не понравилось. Во-первых, идея не нова, сколько уже написано подобных романов (герой из нашего времени переносится в прошлое и там он «самый-самый»). Считаю, что есть более достойные романы на эту тему. Во-вторых, смысла романа я так и не понял, хотя нет, смысл-то он есть, идеи умные прослеживаются, но, как говорится, ни начала, ни конца. Видимо, просто НЕОБХОДИМО читать следующие части, чтобы понять, для чего же именно была написана эта книга. В общем, в меру умно, в меру интересно, в меру познавательно... Все в меру. По-моему, книга сугубо на любителя. Меня не зацепило. Читать продолжения нет никакого желания...
anshape оценка: 7 loki1969, Вы не правы! Согласна, что в первой книге немного непривычно вчитываться в «дополнения» автора по поводу исторических событий того времени... Но в процессе развития событий этот минус сглаживается и остаётся неподдельный интерес к истории самого мальчика. Ну... ещё мне немного не понравилось вступление автора. Зачем же так грубо с теми, кому плохо преподавали историю? Просто были плохие учителя, раз не смогли привить хотя бы элементарный интерес к этому предмету.... А в общем, книжка классная, уйма исторической информации (только не уверена что всё отложится в моей прелестной головке)...и самое интересное — много человечности... до сих пор сохранилось устойчивое ощущение, что пишут книгу два человека — женщина и мужчина До того бывают разные суждения, что просто в голове не укладыватся, что это всё один и тот же человек!
etoneyava оценка: 10 Книга, попавшая в мои руки лишь благодаря редкому стечению обстоятельств, зацепила меня нешуточно. Чем? Попробую пояснить «на пальцах». Первое. Не совсем свежая идея о проникновении в прошлое уроженца наших дней (телесно ли, духовно ль) дела не портит, поскольку такой именно модели досель никто не предлагал. И хотя книга вышла в серии «Фантастический боевик» это, тем не менее — настоящая гуманитарная фантастика. Причём гуманитаризм здесь не западного, общечеловеческого аморфного и адвокатского образца, а — настоящий, умный, близкий к ефремовским канонам. Внедрение управленческих схем в СССР началось, насколько мне известно, с рубежа 60-70-х годов, и занимались этим группы Никанорова и Кузнецова. Разработка информационных систем началась на российских просторах позже, нежели на Западе, но быстро их превзошла. Если верить Максиму Калашникову, то при помощи внедрения методик концептуального анализа конструировалась система «Буран-Энергия», а также строилась АЭС в Удомле. Результаты превзошли ожидания. Структуры-оборотни, могущие при необходимости и согласно требованиям момента превращаться из одной в совершенно другую, оказывались неизмеримо сильнее обычных. Вот такую вот методику нам и преподносит Красницкий в реалиях 12 века и в исполнении заключённого в теле подростка нашего современника зрелых лет. Лично мне такое читать куда интереснее, чем самый увлекательный детектив. Чёрт побери, да любой элемент из этой методики легко может применить НА ПРАКТИКЕ любой мало-мальски мыслящий индивидуум! Второе. Слог. Он замечателен. Автор совершенно открыто пренебрегает якобы древнерусскими словечками, что до предела облегчает текст и уводит его прочь от пресловутой и столь модной кондовости. Третье. Автор не политкорректен. И слава богу! От всей это обиняковой юридической трескотни и толерантности уже скулы сводит! Четвёртое. Вот вроде не книга — ролевая игра, но как затягивает, будто сам жизнь проживаешь! Пятое. Хочется ещё! Иду читать дальше.
ОРКъ оценка: 10 Замечательн6о выбрано, не вечно крутой десант, а человек мыслящий с умениями руководства, очень интересная идея, читал с удовольствием bao оценка: 8 Да, дорогой loki1969, десант и спецназ — отстой (ф топпку!). Именно человек мыслящий, вооружённый методологией и совестливый должен быть ГГ. Не ясно только с чего это взяли, что современные управленцы-руководители идейные родственники Михаила Ратникова? С точностью наоборот! Читать стоит определённо, хотя и на «любителя», вернее на «не любителя» тупой поножовчины ради удовольствия самого процесса. LENA56 оценка: 8 На первый взгляд — классическое исполнение мечты идиота — герой попадает в прошлое со всем багажом современных знаний и умений. Но это только на первый... Очень нестандартно выбрано время — ХII век. Русская ( вернее славянская ) земля разрознена, христианство еще только-только появляется. Язычество сильно и глубоко живет в народе. Кстати, исторические экскурсы прекрасны и очень умесны. Пантенон славянских Богов почти забыт и собирается сейчас по крупицам. Видно круто Русь крестили! Сюжет — взросление ГГ. Опять же, на первый взляд, классика. Но как красиво это описано. Вы знаете, когда мальчик станоситься мужчиной? Те кто читали книгу меня поняли, кто не читал — почитайте. Вы явно не то подумали. Меня поразила доброта книги. Она — доброта!- буквально льется со страниц и читается между строк. Хотя опять же — суровая деревенская педагогика, эпидемии, воинские прибамбасы и прочие красоты средневековья... Но как автор любит своего героя и каких наставников он ему дает! А главное нет неуместной жестокости и кровавых ошметков по закоулочкам. Между прочим — шикарная книга для подрастающнго поколения.
loki1969 оценка: 3 Книжка больше чем на троечку не тянет Автор видимо прочитав книги про попаданцев типа«Грон» ,«Варяг» и прочие «Варвары» задался целью доказать,что спецназ-десант и т.п. — это отстой!!! Круче всех на самом деле управленцы-рукойводители!!! (вот только не под ихним ли руководством развалилась наша страна? ) Альтернативкой это назвать язык не поворачивается — я не вижу здесь ИСТОРИИ! История к сюжету притянута за уши. А в чем сюжет?Старый прохиндей в теле ребёнка пытается получше устроиться в жизни,т.е. побольше власти и рабов (холопов)! Вот так незамысловато...А!!!Да!!!Это всё происходит на псевдоисторическом фоне — короче,ОТСТОЙ!!!
Stani05 оценка: 10 Читается на самом деле очень быстро, летчики и десантники в прошлом уже надоели. Хотя для чиновника ГГ на самом деле знает очень много, но ведь учился-то в советской школе, а образование у нас лучшее в мире, по крайней мере было.
grandis11 оценка: 9 Одна из лучших книг по теме-наш человек в другом времени-все могло бы быть и все достаточно логично Увлекательно.познавательно.читается на одном дыхании
dydyka оценка: 10 «Историчность» хоть и пугающа, но познавательна. Кровь, раны, конечно, добрых чувств не вызывают, но герои выписаны психологически достоверно, им веришь и сопереживаешь (что, кстати, редко бывает, когда читаешь современную литературу). Чувствуется, что эти герои были, жили, чувствовали, любили... Особо можно отметить содержательные, наполненные глубоким смыслом диалоги героя с членами его семьи и другими людьми. В конце у меня создалось впечатление, что книга полностью состоит из диалогов. Это изложенный легко и доступно своеобразный учебник по философии, словесности, богословию, маркетингу и психологии управления одновременно. etoneyava оценка: 10 Совершенно чётко осознаю, что в оценке цикла «Отрок» практически полностью утратил даже подобие какой-либо критичности. Причина — очарование способом изложения материала. Читая любую книгу, мы неминуемо теряем толику внимания на тех эпизодах, что нам не близки или пугают нас. Полагаю, это явление касается всех. Бывает, что какие-то куски текста взгляд просто проскальзывает неосмысленно, «мимо сознания». С книгами этого цикла всё обстоит не так (во всяком случае — у меня). Жадно и очень вдумчиво читаю каждую строчку. Авторский текст вынянчен и выпестован любовно, тщательно и ответственно. Постараюсь привести те плюсы в книге, что очевидны сознательно. Во-первых, методики социального управления. Они выписаны со знанием дела и достоверны в антураже русского средневековья. Во-вторых, главный герой. Он — не супермен. Напротив, автор неоднократно подчёркивает его ошибки внутренними диалогами самого героя, и происходит это в те моменты, когда ГГ весьма доволен собой и методами своей работы. В-третьих, рефлексии Михаила, отрока-депутата, совершенно живы и естественны для человека думающего и культурного. В-четвёртых, персонажи узнаваемы и обладают метками идентификации — не броскими, но запоминающимися. В-пятых, рассуждения на тему религии. Автор не оказывает предпочтения той ли иной вере, оставаясь на позициях здравого смысла и житейского рационализма. Можно отыскивать положительные моменты и дальше, но закончить хочется самым главным выводом: читать «Отрока» чертовски интересно! P.S. А раздражает только одно: словечко «дерьмократы», от которого автор, по-видимому, отказаться не в силах даже в описаниях 12 века... bao оценка: 8 А то, что пустовато и затянуто, обоз дескать «едет и едет...» и в тоже время «кроваыве сцены уже пошли чередой», то тут явное противоречие. Как в анекдоте про еврея в бане: «вы либо крестик снимите или штаны наденьте». Нет сомнения, читать дальше стоит. Крайне редкое явление в нашей фэнтазийной литературе сей цикл. Автор честно озвучивает свою позицию, которая не укладывается в общепринятую в этой среде. Надоело честно то сказать читать господ типа Олега Дивова.
В четвертом томе цикла отрок Михаил уже освоился с новой для себя ролью старшины младшей стражи и руководителя военной школы. Теперь настала пора объединять вокруг близких и самых преданных людей, наращивать силы, строить собственный замок. И это только первый шаг, ведь даже из глухих земель при должной сноровке и смекалке можно начать скрытую экспансию, подминая под себя небольшие удельные городки и княжества. Только делать это необходимо скрытно и осторожно, с оглядкой на влиятельных покровителей и сильных врагов, среди которых есть одна весьма загадочная личность...
Помимо очень тщательной проработки исторического фона, героев и их поступков, большое внимание в романе уделено бытописанию. Это сближает книгу Красницкого с произведениями классиков прошлого с их неспешным развитием событий, вниманием к мелочам, глубиной погружения в тему. Ещё роман можно сравнить с книгами «на производственную тематику», в которых через трудовой подвиг и конфликты с другими персонажами показано развитие сильной личности. В антураже периода заката Киевской Руси эта смесь жанров заиграла новыми красками. Получился отличный психологический роман, в котором помимо приключенческой составляющей присутствуют мысли на тему религии, государственного устройства и так далее.
Итог: автор не перестаёт удивлять: при минимуме действия и большом количестве размышлений книга получилась весьма увлекательной. С нетерпением ждём продолжения.
Автор: Виталий Шишикин Оценка МФ 8 http://www.mirf.ru/Reviews/review3635.htm
dydyka оценка: 9 Сначала возникло ощущение, что старшина Младшей стражи погряз в быту и склоках, закипающих в Ратном. Однако это ощущение очень быстро меня покинуло. Мало старшине быть старшиной. Нужно быть и психологом, и богословом, и строителем, и лекарем, и пекарем, и бог знает кем ещё. Тогда только авторитет старшины будет непоколебим, а место, занимаемое им, как в поговорке, будет украшено. Применимо это и в военное время, и в мирное, и дома, и на работе. В качестве сравнения можно привести пример матери: она своему ребёнку и нянька, и кормилица, и воспитательница, и кухарка, и кастелянша, и медсестра, и партнер в играх, и защитница. Так и управленец для своих подчиненных — ВСЁ. Мишке важно не только обучить и организовать своих людей для сражений, но и усмирить, утешить, поддержать, накормить, обуть, одеть, предоставить кров, разнять дерущихся и примирить ссорящихся. Книга эта показывает пути разрешения проблем, возникающих перед руководителем, начальником, да и любым человеком. Пусть сюжет её не такой динамичный и острый, зато наполнение очень ценное.
etoneyava оценка: 9 Так уж вышло, что книга номер три из серии «Отрок» попала в мои лапы со значительным перерывом после книги второй. Потому, наверное, слепых восторгов поубавилось, а прибавилось тщательности и критичности в прочтении (то есть того, чего так не хватает при первом чтении увлекательной литературы). И знаете, что первым режет глаз? Фигура скрытого пока от читательского ока таинственного «предшественника», антагониста и столь же махрового прогрессора, что и ГГ. Само появление этой фигуры — словно досадная дань набившему оскомину в «героическом» кинематографе марвеловскому канону. Помните, в каждом «супергероическом» комиксе, равно как и в его экранизации, герою противостоит некий равным по силам противник, порождённый авторским произволом для придания повествованию хоть какого-либо подобия интриги? Так и здесь, проявляется наконец-то упомянутый в самом начале цикла современник главного героя, по какой-то причине «слетевший с катушек» и начавший свою странную и страшную игру. Не знаю, как вам, друзья, но мне подобные коллизии не по нраву. К чему измышлять лишние могучие враждебные сущности, когда и простых людских козней хватает...? Впрочем, быть может, всё разъяснится в следующих книгах серии? Ну, а ставшие уже привычными для автора козыри остаются в полной своей силе. Замечательный слог, умное и глубокое повествование, проникновенные внутренние монологи, неизбежные рефлексии и многое-многое другое, что делает литературу Литературой. И, разумеется, прекрасное раскрытие методов управление людьми и коллективом. Берусь за четвёртую книгу с интересом, ни на йоту не ослабшим!
anshape оценка: 10 Думаю, что не зря эту книгу оставили без отзывов — некогда было! Она просто была прочитана за 2ое суток....Сказать честно, я даже с работы отпросилась, чтобы дочитать до конца. Клёвая, клёвая, клёвая, клёвая!!!
etoneyava оценка: 9 Подняв на щит тему цикла «Отрок» в разговоре с одним из знакомых книготорговцев буквально на следующий день после прочтения последней книги, я услышал примерно следующее: «Читатели оценили четвёртую книгу Красницкого куда ниже предыдущих трёх. Дескать, слишком много внутренних монологов главного героя, мало действия…». Придумывать железную отповедь на критику из вторых рук я не стал, заметив только, что внутренние монологи всегда раздражали ту часть литературного юзерства, что кличется мещанством. А экшн можно и в кино посмотреть. Покончив с преамбулой, вернёмся к собственно роману, а точнее, четвёртой его части, «Ближнему кругу». Стало менее интересно, говорите? Хм, да и в предыдущих томах действие можно было бы легко укроить в небольшой рассказ. Но ведь произведение Красницкого интересно совсем не динамикой сюжета, а множеством смыслов, в изобилии упакованных в обложку исторического «еслибдакабизма» (выражение Балабухи). В третьей книге действия побольше, да это и понятно — целеуказание у деятельного «отрока» несколько сбилось за текучкой неотложных дел. «Ближний круг» возвращает читателя в мир планов и рассуждений Мишки. Герой ставит себе и своему окружению новые, совсем уж грандиозные планы, за один лишь намёк на которые окрестные князья порвут Ратное на британский флаг, забыв про распри. Вот пишу это, а сам думаю: «Заметил ли кто-нибудь сходство «Отрока» с производственным романом с одной стороны, и «Педагогической поэмой» Макаренко с другой? Тут вы, должно быть, недовольно морщитесь, увидев сочетание «производственный роман». Я бы тоже поморщился, когда б не читал удивительную вещь Проханова «Ангел пролетел», посвящённую строительству Калининской АЭС в Удомле. Кстати сказать, общался я и с одним непосредственным участником того строительства: там восторгов было не меньше, чем в романе Проханова. «Педагогическая поэма», почитаемая мною за одно из интереснейших произведений о людях и их отношениях, в какой-то мере тоже роман производственный. Только рассказывает он о производстве не материальных благ, а людских душ, то есть того, о чём мы сейчас бессовестно и недальновидно забыли. Красницкий не забыл. Расписывая нам достоинства своих управленческих методов, он признаёт, что с моральной точки зрения они не всегда бесспорны, как, впрочем, и любые другие масштабные властные решения. Но и положительных моментов хватает. Тут вам и мощное единение группы людей, превращение их в единомышленников, а не заговорщиков. Тут и изрядная борьба многих воль и устремлений, признаваемых героем и его автором, как заслуживающих немалого уважения. Тут и сильные, а местами даже дерзкие рассуждения на религиозную тему. Тут и хорошо запрятанная сатира на коллег по фантастическому цеху, давно и вволю эксплуатирующих богатую ниву хронопрогрессорства. Тут и — страшно сказать — любовь, о которой сам ГГ даже подумать боится. Но ведь именно это пугающее его чувство и не даёт ему превратиться в несгибаемого и прагматичного манипулятора… И вот что ещё. Красницкий — убеждённый имперец, искренне и непреклонно полагающий, что общество должно уметь за себя постоять. Да и роль сильной личности он подчёркивает, не уставая. Всё это отвращает от его замечательной книги людей современной «общечеловеческой» формации, преждевременно, подчёркиваю — преждевременно и беспочвенно мечтающих о гражданском обществе. Жаль, что политические взгляды застят взор читателям.
ОРКъ оценка: 10 Многие пишут: потерял темп, зарылся в бытоописательстве... я думаю это была для нас передышка, и как говориться «подведём итоги». Следующий роман (я думаю) будет опять закручивать сюжет. ведь вы сами посмотрите с каждой книгой хочется читать еще и еще, про «знающего не понаслышке о жизни» мужчине в теле мальчика, попавшего в славянскую Русь, которая стоит на пороге огромных перемен и ГГ дают возможность на неё повлиять. Как интересно что он сотворит, ну просто не верится что такой человек просто умрёт боярином....
bao оценка: 8 Понравилось однозначно. Хотя было бы не понятно, если уж дочитал до 4-й книги и хулить её — зачем тогда вообще брался за читку? Одно пожелание — шустрее писать и запускать в печать (не смотря на кризис, а может и вопреки ему). Всё выдержано в едином стиле, без провалов, а рассуждения отдельных коментаторов как должно быть на самом деле от лукавого — кто знает как было бы на самом деле, а предложенная версия событий по большому счёту не противоречива и логична.
БаДА оценка: 10 Прекрасный учебник по управлению. Хороший язык. Великолепный маркетинговый ход. Жду от автора еще 72 книги.
Эдди оценка: 7 Цикл продолжаетс. Но, по моему мнению, автор несколько увлекся бытоописательством. И потерял темп. Некоторая неторопливость в первых частях цикла была понятна и оправдана тем, что читатель должен вжиться в окружающую Мишку «природную среду». Тот, кто затеял какие-то изменения в окружающем обществе, должен это общество хорошо знать. Но так ли уж необходимо протаскивать читателя через все перепитии обыденной жизни внука сотника. Да и его нервные срывы не выглядят вовсе уж логичными. Матрица прожившего в 20-м веке 50-летнего человека, да еще знакомого отнюдь не только с основами психологии человека должна лучше контролировать эмоции 14-летнего подростка. Не без трудностей, понятно, но и без экстремальных «выпадений». Так что по сравнению с предыдущими книгами цакла оценку пришлось сбавить на один балл. Тем не менее, буду ждать следующих глав. Задумка уж больно хороша, да и письмо неплохое.
Аннотация © Эдди Специалисту по управлению, хорошо усвоившему ее азы, ясно, что надо делать дальше. Собрать подходящих людей, организовать соответствующую структуру, раскинуть «паучью сеть» из доверенных людей, выдели «ближний круг, хорошенько продумай стимулы. И вперед... Вот только куда? Нет ясности. Плохо, что в памяти осталось слишком мало о том времени, куда угодила душа (или, если угодно, ментальный скан твоего мозга). Но еще хуже, что нет полной ясности с тем, для чего все стремятся привлечь на свою сторону нарождающуюся силу под рукой внука сотника Михаила. Впрочем, Мишка пока еще не может ответить на главный вопрос: что хочет он сам? Для реализации каких задач он создает ближний и все прочие круги. Может быть жизнь, со временем, все расставит по местам? А пока будем растить и расширять эту будущую силу.
ifikl оценка: 8 Довольно совершенная пирамидальная система административного контроля и подавления существовала еще в средневековом Китае. Гораздо интереснее наблюдать, как происходит взаимпроникновение сознаний (или душ?) юноши XII века и взрослого, многоопытного «пришельца» из нашего времени. Еще любопытнее будет наблюдать за тем, как юный боярич Лисовин будет пробивать себе путь наверх в древнерусской властной элите. Автору доброго здоровья и вдохновенья! Ждем «Отрока-6»!
StasKr оценка: 8 Что мне понравилось в этой книге кроме обычного дотошного (в хорошем смысле этого слова) бытописательства автора о котором я говорил в отзыве на весь цикл? Пожалуй это картина хозяйства Журавля. Командно-административная система с элементами тоталитаризма (на сколько это вообще возможно в данную эпоху) в условиях Киевской Руси — такого я ни у одного автора не читал. Красницкий воспользовался своим управленческим опытом, что бы создать образ максимально централизованной бюрократической системы, которая смогла бы контролировать население (а значит и получать с него доходы) на совершенно фантастическом (по тем временам) уровне. Описание этой системы даётся нам довольно скупо, но на основе полученных сведений получается весьма уродливая пародия на знакомый нам мир в которой причудливым образом сочетаются элементы XX и XII веков: высокое образование чиновников и технических специалистов Журавля с крайним невежеством основной массы населения; элементы плановой экономики с традиционной крестьянской (или ещё даже родо-племенной?) общиной и т.д. Конечно, система, созданная Журавлём не жизнеспособна в XII веке и годится только для небольших территорий. Но описание подобной отталкивающей (один чего только гибрид паспорта и ИНН выжигаемый на руке чего стоит) химеры порождает уверенность, что при определённых обстоятельствах (например, пока жив её создатель) данный уродец вполне способен на существование. Получается, что автор (возможно даже сам того не подозревая) показывает нам на возможные отрицательные варианты прогрессорства. Что и говорить, за последнюю тысячу лет люди накопили изрядно опыта по управлению себе подобными. Обычно встречается мнение, что подобные знания не нашли бы своего применения во времена Средневековья как раз из-за отсутствия социальной и материально-технической базы, но Красницкому удалось зародить во мне подозрение, что это далеко не так.
А тут - родное и по живому. Грубо, без наркоза. Сама идея отсыла в прошлое уголовников - уже достойна ума управленца. Надо глубоко и искрене ненавидеть прошлое, чтобы так поступить со своими предками. Остальное - следствие. Для небрезгливых - милое чтиво и легкий язык. Для разборчивых - ляп на ляпе и скучища из учебника. Для меня практически грязь на родных могилах. Точно отношение мое к написанному иллюстрируют строки Галича. дабы не гадали - привожу ниже целиком. Не надо ради забавы пьяных охотников будить тех, кто погиб. Они заслужили хотя бы уважения к своей памяти. Потому что и без управленца не были глупыми и бездарными.
Ошибка (Александр Галич)
Мы похоронены где-то под Нарвой,
Под Нарвой, под Нарвой,
Мы были - и нет.
Так и лежим, как шагали, попарно,
Попарно, попарно,
И общий привет!
И не тревожит ни враг, ни побудка,
Побудка, побудка,
И не тревожит ни враг, ни побудка
Померзших ребят.
Только однажды мы слышим, как будто,
Как будто, как будто,
Только однажды мы слышим, как будто
Вновь трубы трубят.
Что ж, подымайтесь, такие-сякие,
Такие-сякие,
Ведь кровь - не вода!
Если зовет своих мертвых Россия,
Россия, Россия,
Так значит - беда!
Вот мы и встали в крестах да в нашивках,
В нашивках, в нашивках,
Вот мы и встали в крестах жа в нашивках,
В снежном дыму.
Смотрит и видим, что вышла ошибка,
Ошибка, ошибка,
Смотрит и видим, что вышла ошибка
И мы - ни к чему!
Где полегла в сорок третьем пехота,
Пехота, пехота,
Где полегла в сорок третьем пехота
Без толку, зазря,
Там по пороше гуляет охота,
Охота, охота,
Трубят егеря!
1962
В этой книге товарищ Гвардеец и другие неофициальные лица хотели увидеть,прежде всего,уважительное отношение к жанру,читателю и истории.Но не увидели ни того,ни другого,ни третьего.Потому и обидно мне за жанр.Не из-за таких ли поделок фантастика в некоторых кругах считается этаким второстепенным жанром:для чтения в метро,для не шибко грамотных и т.д.При этом Лем,Стругацкие,Гейман,Симмонс,Желязны и сотни других прекрасных авторов поневоле оказываются в одной компании с графоманами,которые тоже считают и фантастику и её читателей скопищем недалёких людей,которые под красочной обложкой проглотят любую ересь,лишь бы речь там шла о космосе,путешествиях во времени,эльфах и бластерах.Глубоко убеждён,что нельзя подходить к этому жанру как к развлекательному чтиву и на этом основании не утруждать себя вниманием к деталям,при написании книги.
А на вопрос где мы видели фэнтэзи без " не состыковок",даже не раздумывая можно назвать Мэрион Брэдли,Андре Нортон,того же Геймана.А если подумать то можно привести список авторов на поллиста,которые не держат читателя за идиота и работают над своими книгами годами,шлифуя и "состыковывая" каждую фразу,каждый сюжетный поворот.Толкиен 25 лет Трилогию О Кольце творил,потому и хочется каждое слово с большой буквы писать.А обсуждаемую книгу строчили,иного слова не подберёшь.Потом быстренько наградили какой-то эпизодической междусобойной премией и выбросили на прилавки....
Прошу прощения за некоторый отход от темы у желающих прочитать чисто отзыв на книгу.
отзыв написал Pouce 13 февраля 2010 г. в 18:34
Роман Евгения Красницкого «Отрок» ещё не успел выйти полностью, как уже вызвал достаточно активную реакцию читателей и тех, кто «сам не читал, но…». Книги активно рекомендуют и обсуждают в сети, на что, в принципе, можно было бы не обращать внимания, поскольку такие вещи в рамках литературного груминга (© В.Пузий) происходят там постоянно. Но, в своём докладе на «Звёздном мосту», роман отметил и назвал интересным даже Андрей Валентинов, «ласковое» отношение которого к большинству альтернативно-исторических опусов юных и не очень дарований хорошо известно.
Может быть, дело в выдающихся литературных качествах романа, особой изысканности слога, гармоничности композиции, тонком психологизме? Отнюдь. С литературной точки зрения роману присущи практически все недостатки, свойственные произведениям начинающих авторов. Язык, показывающий, что автору гораздо привычней писать научные статьи, чем литературные произведения, излишне подробные, местами, описания, сугубая функциональность персонажей, список можно продолжить.
Возможно, автор придумал какое-то небывалое фантастическое допущение? Нет, герой романа очередной «наш в Хроносе» – «засланец» из 21 в 12 век (кстати, в авторском варианте роман так и называется «Отрок 21-12»). Правда, «засланец» непривычный: «не десантник-спецназовец, способный пачками повергать супостатов голыми руками, не химик-физик-инженер, готовый пришпорить технический прогресс на страх врагам и на радость себе любимому, а обычный в общем-то человек, имеющий «за душой» только знание теории управления да достаточно богатый жизненный опыт». Да ещё и попадает герой в прошлое не во всей красе атлета с гранатомётом на плече, а вселяется в тело «подростка из припятской лесной глухомани».
Единственный бонус – подростка в семье профессионального военного, отставного сотника, что даёт герою лучшие стартовые возможности по сравнению с крестьянскими детьми. Но ведь эти возможности надо ещё реализовать. И герой, в чертах которого явственно проглядывает сам автор «человек, родившийся при сталинском тоталитаризме, росший при хрущевском волюнтаризме, мужавший в брежневском застое и переживший в зрелые годы горбачевскую перестройку и ельцинские кунштюки», опираясь лишь на свои знания и опыт, начинает анализировать обстановку, ставить задачи и искать пути их решения. Действует, ошибается, анализирует ошибки, ставит новые задачи и т.д. Всё это сопровождается продолжительными размышлениями героя о закономерностях исторического процесса, экскурсами в теорию организации и управления, теоретическим анализом принимаемых решений и их последствий etc.
Этой изобильностью размышлений и отступлений роман явственно напоминает ту воспитательно-просветительскую, научную, в прямом смысле, фантастику, о гибели которой так много говорят сегодня. Да это, собственно, и есть научная фантастика. Научная фантастика постиндустриального мира. Мира, в котором на первое место, потеснив физику, химию и технику, выдвинулись социальные науки и технологии. И цель у неё та же, что и у классической НФ – дать читателю, в первую очередь – молодому, представление о современном состоянии и перспективах развития наиболее важных для общества на данный момент наук, и показать возможности и вероятные последствия применения их результатов. Задача актуальная, ведь, несмотря на всеобщую убеждённость наших современников в том, что они прекрасно разбираются в управлении, понимание его реальных механизмов большинством даже образованных людей вполне сравнимо с понимаем термодинамики крестьянами девятнадцатого века, впервые увидевшими паровоз.
При таком объёме научно-популярных отступлений, роман мог бы получиться скучным. Особенно если учесть, что цель, поставленная перед собой героем, слишком приземлённа для сложившегося стереотипа «засланца». Никакого тебе разгрома всех врагов и построения за два года прозревшими массами идеального общества. Императорский трон или хотя бы женитьба на принцессе тоже не предусматривается. Герой, зная о грядущих нашествиях с востока и запада, всего лишь хочет организовать способное противостоять им княжество, построенное на прогрессивных для времён раннего феодализма принципах. И в первых книгах практически не выходит за рамки собственной семьи и села. Да и гранатомёта, как уже было сказано, у него нет…
Однако читается книга с интересом, да и в серию «Фантастический боевик» роман попал не совсем без причин. Герою в ходе решения встающих на пути к цели задач приходится то и дело попадать в переделки, живым из которых он выходит лишь благодаря постоянным тренировкам, усилиям местных целителей, да ещё, похоже, знанию того, что жизни ему отмерено пятьдесят шесть лет. Кстати, в конце третьей книги герою нет ещё и четырнадцати, так что можно предположить, что автор задумал большой цикл и за «Отроком» последуют другие романы. Оценка: 8
отзыв написал AlexP66 17 февраля 2010 г. в 12:08
«Дьявол обитает в мелочах» - Поговорка.
"Что произойдет, если в далеком прошлом окажется не десантник-спецназовец, способный пачками повергать супостатов голыми руками, не химик-физик-инженер, готовый пришпорить технический прогресс на страх врагам и на радость себе любимому, а обычный в общем-то человек, имеющий «за душой» только знание теории управления да достаточно богатый жизненный опыт? Что будет, если он окажется в теле не князя, не богатыря, а подростка из припятской лесной глухомани? .."
А произойдет интересная вещь, при разных начальных условиях всех книг с "попаданцами" в прошлое (они (герои) оказывались в чужом и враждебном для них мире, с некоторыми навыками, оставшимися из прошлой жизни) и более-менее равными конечными условиями (добиться всеобщего признания, стать князем, царем, боярином и т.д.) величина рассогласования, вносящая коррективы в начальные условия для достижения требуемого результата в данной книге, - оказалась поистине огромной. "Обычному в общем-то человеку" 13-ти лет пришлось научиться за лето жонглировать кинжалами, превосходно управлять лошадью, метко кидать кинжалы, причем даже делать это "на слух" с закрытыми глазами, изобретать косу, сенокосилку, токарный станок и много др. Таким образом, автору пришлось ввести много невероятных и нелепых, на мой взгляд, вещей, чтобы уравнять шансы "обычного в общем-то человека", естесственно, что сюжету приходится периодически провисать и подстраиваться под требуемый результат.
Теперь об историчности - историю автор знает хорошо и никаких недостоверностей, вроде бы нет, чего нельзя сказать о быте славян. О них по порядку (цитаты, приведенные из книги, не дословны, передается лишь смысл):
«Татьяна, невеста Лавра, жила в городище» - Согласно словарю Ожегова – «городище» - это место, где в древности был город или укрепленное поселение. Согласно книге Семеновой «Мы – славяне» - «.. как и кострище – место, где некогда горел костер. Как на кострищах не жарят еду, так и в городищах не живут. Археологи, маститые ученые, занимающиеся древними городами, не раз писали об этом….».
После того, как Лавр и Немой похитили Татьяну, ее род попрощался с ней, и похоронил ее. После ее замужества они не воспринимали ее, мол, все нет ее больше для них, так как ее украли бесы - Но во время свадьбы у славян, невеста всегда умирала для своего рода (!) и переходила в род мужа.
Дед Корней периодически стучит по столу кулаком - а славяне «по длани божьей» никогда не ударяли.
Немой спал на полу в охапку с лавкой, лавку выносили для суда на улицу. - Это невозможно, так как лавка в отличие от скамьи, неподвижно устанавливалась вдоль стен. Напротив - скамья была с ножками и передвижная.
При строительстве нескольких домов в романе, автор ограничивается описаниями – все вместе взяли и построили за несколько дней. - На самом же деле постройка дома была делом очень важным и ответственным - место выбирали очень тщательно, строительный лес добывали только в определенные периоды и не каждое дерево годилось для этого (даже дерево упавшей верхушкой на север не бралось!), строили, безусловно, только в определенный период и т.д. и т.п. Весь процесс строительства и заселения был наполнен сакральным смыслом.
Мишка упоминает, что в деревне Нинеи многие дома с очагами, а в их - почти у всех печи. – Опять же согласно Семеновой «Мы славяне» - «… Исследователи единодушны в том, что уже в 6 веке славяне в подавляющем большинстве пользовались печью, а не очагом..» Неужели, в 12 веке опять вернулись к очагам?
Многие из обрядов и традиций славян существуют и в наши дни. Существовали ли они в 12 веке? Нисколько не сомневаюсь. Вот такие незнания быта показал автор. Мелочи скажете Вы? Ничуть – отвечу Вам. Вот из таких мелочей и складывается погружение в ту или другую эпоху. И .. погружение, естественно, не произошло. Было ощущение деревни 20 века и исторических событий 12 века, наслоенных на нее.
И это только, что касается быта, про другие нелепости и непонятности я даже и упоминать не буду, достаточно их уже было названо в предыдущих отзывах.
К чести автора книга читалась очень легко и следить за главным героем было даже интересно. Но ощущение сырости и недоработанности, сквозившее со всех сторон, свело на нет все положительные моменты.
В общем и целом - книгу читать нужно очень осторожно, ни на минуту не забывая, что это «фентези», а не историческая книга. Я принял правила игры автора и отправился с ГГ в 12 Век, а не, например, другую планету со схожим укладом жизни. Неудивительно, что я ждал куда большей отдачи и «чуточку» больше внимания к «мелочам». Оценка: 5
«Отрок. Внук сотника»
отзыв написал Seifer 22 марта 2010 г. в 19:25
Итак. Начну сразу с того, что фентези я не читал, не читаю, и как-то особого внимания к нему не проявляю. Книга попала ко мне случайно, подарила на Новый год, причем девушка, которая плохой фантастики точно читать не будет. Просто она, знакомая моя, никогда не обращает внимания на мелочи (в которых как раз и притаился дьявол), а смотрит в душу, на идею книги (куда дьявол попасть не может, если он обитает в мелочах).
Это я собственно говорю в защиту книги. Если хотите поближе познакомиться с бытом славян и наших предков - не читайте эту книгу. А то знаете, как-то неприятно так читать, что, мол, "те, кто читает это - тот себя не уважает, а писатель - графоман и дурак". Извольте. Если нужны детали - читайте исторические, исследовательские книжки, а это художественная литература. Поэтому пока мой отзыв висит на первом месте ещё раз повторю:
ЛЮБИТЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИХ ТОЧНОСТЕЙ - НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТУ КНИГУ!
Надеюсь, теперь отзывов с ловлей блох станет меньше.
И собственно мой отзыв.
Книга понравилась. Хорошая книга, идейная. Есть над чем поразмышлять. Да и скучать не дает, действие захватывает, каждый герой по своему хорош и колоритен. Монологи главного героя понравились, особенно когда он пытается картину мира нарисовать, и как потом он ошибается в ней же. С другой стороны, конечно, это укор нам, мол, нет уже веры в человеческие ценности, везде какой-то подвох кажется. Да и идея схожести славянской и христианской культур тоже понравилась. Честно, вот увлекался историей, но об этом впервые задумался после прочтения этой книги, за что автору спасибо. Ещё очень понравился эпизод в конце, когда в конце язычников жгли. Эх, а ведь и правда получается... "Холодная война".
Ну и язык ещё надо отметить. Он простой, легкий и быстрый. Поклонники сложного и изысканного стиля, поймите же и вы меня: после "Дюны" в переводе Биргера (1993 год) - этот роман, как малина для больного горла.
Следует отметить и минусы. Больше всего хотелось бы отметить эдакий "синдром RPG" у этого произведения: главный герой постоянно в центре событий, только он один, да и вообще он весь самый главный.
Вердикт: книга понравилась. Продолжения читать буду, но потом, когда ещё раз угораздит меня взять зарубежную фантастику, переведенную в 90-е года. Оценка: 7
отзывы написал vgjdh
«Отрок. Ближний круг»
Прочитав «Ближний круг», поймал себя на мысли, что автор, рассказывая историю, ищет путь к умам читателя, от книги, к книге немного меняя настрой повествования. Вроде всё в одном ключе, но большинство смущающих моментов в последующей книге исчезает (хотя должен признать появляются другие спорные вещи). Вроде, на первый взгляд, книги об отроке – это книги для отдыха от повседневности и хочется больше действий, приключений, закрученности сюжета и разглагольствования на темы менеджмента, политики, психологии немного напрягают (со всем этим приходится сталкиваться и на работе). Однако постепенно автор перестраивает отношение к этому произведению, добиваясь (порой довольно назойливо) размышлений над предложенными путями становления. Не буду разбирать предложенное автором (со многим согласен, кое-что идеализировано увлечённым сознанием, с иным готов спорить), так как до некоторых истин нужно додумываться (созревать) самому, но то, что эта книга заставляет, скорее даже принуждает, примерять некоторые вещи к реалиям это неоспоримо.
P.S. дописав отзыв я понял, что мне стали напоминать эти книги – курс лекций по общей теории управления академика, генерал-майора Петрова Константина Павловича. Оценка: 8
Все-таки первый раз читать эпопею «Отрок» надо скопом, все книги разом, иначе происходит охлаждение к сюжетной линии. Начав читать, после перерыва, резко бросается в глаза чёткое и безоговорочное исполнение всеми всего задуманного 13-летним пацаном, прямолинейные действия всех до кого дотягивается Михаил (всем строго определены роли и никто не вправе дергаться, дабы не путать карты). Только заново втянувшись, немного отпускает нереальная покладистость и предсказуемость жителей этого мира. Следует также отметить изменение внутренней борьбы отрока. Не знаю, что стало причиной (возможно автор уже изложил главное в первых книгах) но мысленные рассуждения главного героя сменили своё содержание от философских и научных трактатов к ехидству, самоковырянию и локальным проблемам.
Однако я продолжил получать удовольствие от прочтения этой книги, хотя начал подозревать, что причиной тому стала (лично для меня) тема древних славян, удачно созвучная внутреннему настрою, немного уставшего от магов, бластеров, вампиров и катаклизмов. Оценка: 8
Прочитал за один день, что говорит о неослабевающем интересе. По ощущениям, вторая книга «Отрок», по сравнению с первой, монолитный камушек с приключенческим уклоном. Похоже, автор решил, что историю стоит вести более подробно и плавно (не буду копаться в причинах перехода от повествования масштабной истории к увеличению количества книг - кирпичиков). Описание очень короткого промежутка времени в жизни героев, вместило в себя очень много рассуждений отрока о бытие. По большому счёту это книгу не портило, отдельные мысли даже очень увлекали, но раздутость чувствуется. И если их значительное количество, (содержащие: 1/3 стоящего, 1/3 спорного и 1/3 пустопорожнего), в последующем, не поменяется, то думаю, это станет главной причиной охлаждения к данной истории. Оценка: 9
Каждый, в основном, находит в книге то, что ищет. Кто-то ошибки и неурядицы, кто-то отдых за интересной историей, кто-то почерпнёт что-то полезное, кто-то толчок к новым знаниям. «Отрок» - это не историческая книга, и странно требовать от сказочной истории, вернее славянской фэнтези исторической достоверности (никто же не возмущается что колобок, котящийся по земле, оставался румяным и аппетитным, вопреки жизненным реалиям ). Поэтому, на мой взгляд, подробные разборы невозможности и лживости изложенной истории, исторического вреда в образовательном процессе и других несоответствий частным вкусам, не отражают сути данного произведения.
Согласен, что автор порой сильно увлекался, превращая действие в слащавую оду не дюжему уму, силе воздействия и удаче тринадцатилетнего отрока из глухой деревни 12 века. Порой сильно торопился, насаждая свои мысли по управлению и отдельные знания славянской истории. Но эти издержки, в принципе перевариваемые, не сильно отвлекают от довольно любопытной истории. Наоборот заставили вспомнить, прочитанные, исторические книги о языческих славянах.
Но самое главное что даёт эта книга – это мир, сплетённый из наших поверий и перекликающийся с нашими реалиями (в плане понимания себя в окружающем мире и возможностей воздействия на него через свой труд, знания, веру в себя)
Оценка: 8
«Отрок. Стезя и место» самая реалистичная книга из всего цикла. Изменился характер внутреннего диалога главного героя - от нравоучений к самопознанию. Почти исчез глубокий и безапелляционный анализ, всего и вся, от которого ни кто не может, ни увернуться, ни противостоять. Произошла перемена стилистики повествования – пропал всезнающий разум из будущего, повелевающий этим миром, и появился человек в непривычной обстановке, пытающийся в меру своих сил стать частью этого мира. Отрок перестал всех учить уму разуму и наконец-то сам начал учиться.
Получается, прошёл период теории и фантазий (первые 4 книги) и начинается практика и реалии, где происходят настоящие события, а не желаемые, приходится отвечать за последствия своих решений и учится стать настоящим, а не воображаемым, лидером данного общества. Оценка: 9
Тема «наш человек в другом времени» продолжает оставаться необычайно привлекательной для читающей публики. Обычно такие романы строятся по классической схеме «пришёл — увидел — победил».
Евгений Красницкий не отправился проторенной дорожкой, наделяя своего героя нечеловеческими возможностями для достижения почёта и славы. По воле автора разум 50-летнего мужчины из современной России переселился в тело подростка Руси 12 века. Михаилу-«отроку» приходится нелегко, ведь нужно фактически с нуля начинать жизнь человека далёкого прошлого. Но герой на то и герой, чтобы преодолеть трудности и выйти с честью из любой сложной ситуации...
В пятой части цикла стало гораздо больше действия. Сюжет стремительно развивается, перетекая от одного кровопролитного сражения к другому. При этом круг проблем растёт, вопросы веры, политики и экономики сплетаются в тугой узел, который не так-то просто разрубить. Более того, только теперь становится ясно, что вмешательство людей из другого времени в дела предков может привести к фатальным последствиям, превращая созданную ими «прогрессивную» систему общества в гигантский механизм подавления отдельной личности.
Помимо очень тщательной проработки героев и их поступков, Красницкий немало внимания уделяет описанию исторического быта, что сближает его книги с произведениями классиков прошлого с их неспешным развитием событий и глубиной погружения в тему. Книги об «Отроке» также можно сравнить с «производственными романами», где через трудовой подвиг показано становление личности. В антураже периода заката Киевской Руси эта смесь жанров заиграла новыми красками. Автор умело вплёл в психологическую канву повествования изрядную долю приключений, разбавил сцены сражений размышлениями о религии, государственном устройстве, месте человека в этом мире, ответственности за совершенные поступки.
Итог: отрадно, что сохранились традиции отечественной развлекательной литературы, в которой герои не просто машут мечом, но способны на размышления и интеллектуальный поединок с противником.
Автор: Виталий Шишикин
http://www.mirf.ru/Reviews/review3881.htm
Войско, возглавляемое юным сотником Михаилом, в чьём теле находится сознание нашего современника, возвращается с победой из военного похода. Дома ждёт не только радость от встречи с близкими, но и масса нерешённых дел, которые требуют личного участия героя. А на горизонте возникает новая опасность и теперь уже приходится не нападать, а отражать натиск извне. Необычные обстоятельства порождают новые проблемы, подталкивают к активным действиям и открывают весьма заманчивые перспективы для «нашего человека в прошлом».
***
Краткий пересказ сюжета книги, словно айсберг, показывает лишь надводную часть, тогда как большинство нюансов произведения лежит под спудом и может открыться лишь при прочтении. Главный герой цикла — отрок Михаил, в тело которого вселился дух взрослого мужчины из нашего времени, продолжает начатое дело. Планов, как это обычно бывает у засланцев в прошлое, громадьё, а воплотить их нелегко. Но вода камень точит, так и наш персонаж — постепенно гнёт свою линию: воспитывает отроков, формирует небольшое, но тренированное войско, отстраивает собственную крепость, укрепляет авторитет. В общем, готовит базу для расширения масштабов своей деятельности.
В романах Красницкого не слишком много действия. Михаил в основном занят тем, что анализирует ситуацию, старается понять, у кого из ближайших соратников, знакомых, родственников и местных владетелей имеется свой интерес в том или ином деле. Чаще всего оказывается, что цели у всех разные, и каждый тянет одеяло на себя. Подковёрная борьба идёт постоянно, поэтому приходится герою всё тщательно продумывать, прежде чем делать следующий шаг, и попытаться воплотить в жизнь очередную свою идею.
Что ещё выгодно отличает произведения Красницкого от книг подобного рода — это проработка характеров. Главные и эпизодические персонажи от романа к роману развиваются, обретают всё большую цельность, глубину. Настоящие живые люди со своими симпатиями и антипатиями, тараканами в голове, привычками и стереотипами. А, глядя на изображение исторического фона домонгольской Руси, хочется воскликнуть: «Верю! Именно так всё и было!». С утверждением автора о том, что в те времена люди были не глупее нас, просто на мир смотрели несколько иначе, трудно не согласиться. Способы достижения целей, возможности воздействия на характер событий придуманы ещё до нашей эры. Методы «кнута и пряника», скрытого влияния, и опосредованного воздействия действовали и тогда, только назывались иначе и применялись по-другому. Но цели-то оставались неизменными — достичь богатства и власти. И надо было очень постараться, чтобы в погоне за призом остаться самим собой.
По словам Евгения Красницкого, цикл книг «Отрок» завершён. И закончился он, как это и принято, на самом интересном месте. Писатель планирует начать новый литературный проект под условным названием «Сотник». Действие нового цикла будет происходить в другом месте, а не в знакомом для читателя Погорынье, появятся новые герои, откроются неизвестные сюжетные линии, которые и покажут — правильно ли Михаил выстроил свою политику, дадут ли его усилия всходы через какое-то время или всё канет в Лету. Подождём — почитаем.
Итог: Конец истории «отрока», но не «сотника» Михаила, деятельность которого грозит открыть новые горизонты.
http://www.mirf.ru/Reviews/review4305.htm