Мы очень рады видеть вас, Гость

Автор: KES Тех. Администратор форума: ЗмейГорыныч Модераторы форума: deha29ru, Дачник, Andre, Ульфхеднар
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: leopard  
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » История » Прибалтика и ВКЛ
Прибалтика и ВКЛ
serGildДата: Вторник, 30.11.2010, 21:53 | Сообщение # 1
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4084
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Offline
перенос

Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Вторник, 30.11.2010, 21:53 | Сообщение # 2
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Offline
Quote (Gergen)
Через 100 лет Литва так и поступила. Когда бардак в той части Руси достиг апогея. И ничего утёрлись. А то Рюриковичи, вотчина...

smile Миндовг по легенде возможно был потомком одной из полоцких ветвей рюриковичей, также князьями ВКЛ были и рюриковичи (Шварн Данилович, женатый на дочери Миндовга).
При этом:
1) этнические литовцы в ВКЛ хотели князя из своих в том числе, как следствие языческой реакции
2) у СВРуси в 13-14 вв есть ТМИ и ливонцы, а у Волыни были проблемы с венграми, поляками и тевтонцами, ВКК перестало сущестовать, а Великому Новгороду раздолье - кого хочу предлашаю княжить, а когда хочу - выгоняю.
Если бы ВКЛ при Мономахе, Мстиславе Великом или при Андрее Боголюбском что-то подобное попробовало сделать, то литву быстро бы поставили на место (плати дань Полоцку/Минску и не отсвечивай).
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Вторник, 30.11.2010, 21:54 | Сообщение # 3
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4084
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Offline
Quote (Gergen)
а ведь я своей фразой только хотел сказать. что не было тогда правового государства и любой обладающий силой мог сказать : "Пошли Вы все нафиг! Я на этой земле князь! Не нравится - милости просим, в гости." Через 100 лет Литва так и поступила.

Ничего подобного - Литва брала не столько грубой силой сколько грамотной внутренней политикой, договариваясь с русскими волостями и гарантируя соблюдение старых прав и привилегий: "мы новины не вводим, старины не рухаем!" их девиз. Так что никакого "пошли все нафиг" а грамотное использование древнего права призвания князя волостью с гарантией защиты и прекращения усобиц - все по закону. Того времени.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
УльфхеднарДата: Вторник, 30.11.2010, 21:54 | Сообщение # 4
Сотник
Витязь
Группа: Наместники
Сообщений: 4883
Награды: 1
Репутация: 5047
Статус: Offline
Quote (serGild)
Так что никакого "пошли все нафиг" а грамотное использование древнего права призвания князя волостью с гарантией защиты и прекращения усобиц - все по закону. Того времени.

Именно. Причем Литва еще и православие приняла.
Cообщения Ульфхеднар
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
GergenДата: Вторник, 30.11.2010, 21:54 | Сообщение # 5
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1396
Награды: 0
Репутация: 341
Статус: Offline
Quote (serGild)
Так что никакого "пошли все нафиг"

Под "пошли все нафиг" я имел в виду Рюриковичей, с их якобы, законными правами на всю Русь. Мы ведь говорили о князьях или как?



Давайте спокойно подумаем!


Сообщение отредактировал Gergen - Вторник, 30.11.2010, 10:17
Cообщения Gergen
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Вторник, 30.11.2010, 21:54 | Сообщение # 6
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Offline
Quote (Gergen)
Под "пошли все нафиг" я имел в виду Рюриковичей, с их якобы, законными правами на всю Русь. Мы ведь говорили о князьях или как?

там не всё просто - рюриковичи были сильно ослаблены ТМ и крестоносцами/венграми, а вот в 14-м веке Гедим и его сыновья добились успехов в присоединении русских земель из-за того, что в СВРуси Суздаль и Ростов, а потом Тверь и Москва делят ярлык, а кочевники грабят и Южную Русь и Северо-Восточную. Галичское княжество распалось на части и венгры с поляками ухватили свои куски от Волыни, а Чернигово-Брянское княжество было разгромлено и разорено Тохтой в борьбе с Ногаем.
При этом Ольгерд был женат на Марии Витебской и Иулиании Александровне (Тверской). Поэтому потомки Ольгерда и Витовта (женат на Марии Лукомской) были для рюриковичей своими, а из-за принятия православия князьями ВКЛ (Ольгерд и Витовт) своими и для русских городов.
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
GergenДата: Вторник, 30.11.2010, 21:54 | Сообщение # 7
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1396
Награды: 0
Репутация: 341
Статус: Offline
Quote (pythonwin)
там не всё просто - рюриковичи были сильно ослаблены ТМ

Да причём здесь ТМ? Всё началось гораздо раньше - 1183г первый поход Литвы на Псков. Т.е. первый серьёзный поход ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОЛОЦКОГО КНЯЖЕСТВА. И никто их после этого к ногтю не прижал. Просто расширяться они начали позже. Похоже в 1183-1200 там ещё не было лидера который бы мог всё это объеденить. С крестоносцами они начали воевать сразу , как только те появились.



Давайте спокойно подумаем!
Cообщения Gergen
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Вторник, 30.11.2010, 21:54 | Сообщение # 8
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Offline
Quote (Gergen)
Да причём здесь ТМ? Всё началось гораздо раньше - 1183г первый поход Литвы на Псков.

Дело в том, что ТМ ослабили соседей литвы (Смоленск и Туров) и литовцы начали захваты территорий и совершали частые набеги, но до разорения сильного Брянско-Черниговского княжества у ВКЛ нет шансов на дальнейшие захваты, например брянский князь, Волынь и Александр Ярославич договариваются против Литвы и Полоцк отходит к Александру (женат на полоцкой княжне), Минск к Брянску, а сама литва и часть Польши к Волыни. Но это можно было осуществить, только если до этого Александр Ярославич соединившись с литовским князем уничтожает ливонский орден, а тевтонцы у литвы в тылу остаются. В свою очередь это возможно, если Александр не умрет по дороге домой из Орды. На ФАИ этот момент разбирали.
Насчёт походов, то Полоцк был разорен мономаховичами, а потом перманентной ГВ между полоцкими князями. Но даже в ослабленном Полоцке князья литовские старались стать своими - женились на княжнах из полоцкой/витебской и т.д. ветвей рюриковичей.

Quote (Gergen)
Похоже в 1183-1200 там ещё не было лидера который бы мог всё это объеденить.

там и позже таких не было, да и ВКЛ была построена на удельной системе. Есть версия, что после смерти Гедима ВКЛ развалилась на несколько княжеств, но потом было собрано обратно.
Quote (Gergen)
ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОЛОЦКОГО КНЯЖЕСТВА.

Псков не был сильным княжеством и был вассалом Новгорода, даже если кто-то из князей пытался стать князем Пскова, то сам без поддержки из СВРуси или литвы не мог удержать псковский стол - обычно приходили новгородцы с союзниками и незалежность заканчивалась.


Сообщение отредактировал pythonwin - Вторник, 30.11.2010, 19:39
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Вторник, 30.11.2010, 22:09 | Сообщение # 9
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4084
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Offline
Quote (Gergen)
1183г первый поход Литвы на Псков. Т.е. первый серьёзный поход ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОЛОЦКОГО КНЯЖЕСТВА.

Из Новгородских грамоток времен Всеслава (11в):
"литва встала на корелу" - данников Новгорода.

Литва со Времен Всеслава - входит в Полоцкую конфедерацию, упомянутый вами похолд - нормальная борьба с конкурентами.
После захвата Полоцка Смоленском в 1216 конфедерация распалась - Литва стала независима и начала действовать без прикрытия.
Подробности тут. Читайте - очень хорошо и доступно написано, несмотря на крикливое название.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
GergenДата: Среда, 01.12.2010, 01:41 | Сообщение # 10
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1396
Награды: 0
Репутация: 341
Статус: Offline
Quote (serGild)
входит в Полоцкую конфедерацию

Ну на счёт конфедерации я бы поспорил. Литва - данник Полоцка.
Quote (serGild)
Из Новгородских грамоток времен Всеслава (11в): "литва встала на корелу" - данников Новгорода

Надо поглядеть, скорее всего Литва ПОД предводительством Полоцких князей.
Повторюсь 1183г - ПЕРВЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ поход Литвы ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОЛОЦКОГО КНЯЖЕСТВА.
Если нападения на Полоцкую землю можно считать местным междусобойчиком, то тут уже всё по взрослому!



Давайте спокойно подумаем!
Cообщения Gergen
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Среда, 01.12.2010, 06:15 | Сообщение # 11
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4084
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Offline
Ссылку на книгу я вам дал. Читайте.

Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Среда, 01.12.2010, 06:36 | Сообщение # 12
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4084
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Offline
Кстати, вот еще достаточно взвешенный взгляд на происходящее в Прибалтике в 13в
http://www.catholiconline.ru/node/17


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
GergenДата: Суббота, 04.12.2010, 16:12 | Сообщение # 13
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1396
Награды: 0
Репутация: 341
Статус: Offline
Quote (serGild)
Ссылку на книгу я вам дал. Читайте.

Простите, Вы сами читали её? Имхо - нет.
Quote (serGild)
Из Новгородских грамоток времен Всеслава (11в): "литва встала на корелу" - данников Новгорода.

Говорится о (60-70 годы XI века) и похоже под предводительством Всеслава.
Я писал:
Quote (Gergen)
Повторюсь 1183г - ПЕРВЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ поход Литвы ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОЛОЦКОГО КНЯЖЕСТВА.



Давайте спокойно подумаем!
Cообщения Gergen
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ВикДата: Суббота, 04.12.2010, 18:40 | Сообщение # 14
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1040
Награды: 0
Репутация: 514
Статус: Offline
Quote (serGild)
грамотное использование древнего права призвания князя волостью с гарантией защиты и прекращения усобиц - все по закону. Того времени.

В любые времена закон работает, если его поддерживает реальная сила. Слабого схарчат не взирая на любые законы и при этом сильная сторона законно обоснует любой наезд.


VERBA VOLANT, SCRIPTA MANENT
Cообщения Вик
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Суббота, 04.12.2010, 18:50 | Сообщение # 15
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Offline
Quote (Вик)
В любые времена закон работает, если его поддерживает реальная сила. Слабого схарчат не взирая на любые законы и при этом сильная сторона законно обоснует любой наезд.

на любого сильного найдётся другой более сильный либо двое менее сильных. Понятно, что потенциал без подкрепления его реальными действимя не имеют значения, но если ГГ не легитимный правитель и действует напрямую от своего имени, то против него всегда найдётся коалиция внутренних и внешних врагов. При этом в РИ многие узурпаторы, если имели силу, но не имели легитимности, то действовали от чьего-то имени. Например: темник Мамай ставил и снимал Ханов, Андроник сначала правил от имени Алексея II Мануиловича, Тимур был только Эмиром, но не как не Халифом, Сельджуки и потом Хорезмшахи управляли значительной частью территорий Халифата от имени аббасидов, но сами не становились ими, даже если халиф им очень не нравился.
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ВикДата: Суббота, 04.12.2010, 20:09 | Сообщение # 16
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1040
Награды: 0
Репутация: 514
Статус: Offline
pythonwin, ты приводишь примеры для устоявшихся социально-политических систем, которые уже имеют устоявшиеся традиции и строгие законы. Насчет Андронника я не теме, что касается Тимура и Мамая те не являясь прямыми потомками Чингиза не могут претендовать на высшую власть - это закон и традиция. Сам свидетель, что в Казахстане до настоящего времени прослеживаются прямые Чингизиды - традиция живет и правит. Что касаемо арабского мира, то там до сих пор право на легитимную власть имеют только прямые потомки пророка Мухаммеда и его дочери Фатимы. На Балтике такие традиции еще не возникли - здесь рулят родо-племенные отношения.

VERBA VOLANT, SCRIPTA MANENT
Cообщения Вик
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Суббота, 04.12.2010, 20:47 | Сообщение # 17
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Offline
Quote (Вик)
pythonwin, ты приводишь примеры для устоявшихся социально-политических систем, которые уже имеют устоявшиеся традиции и строгие законы.

на Руси государство уже до 150-200 лет, а до этого были более менее устоявшиеся племенные союзы.
Quote (Вик)
На Балтике такие традиции еще не возникли - здесь рулят родо-племенные отношения.

на Балтике уже есть свои князья и если отрицать их влияние в принципе, то нужно просто загеноцидить эти племена, т.к. иначе нельзя сломать родовую общину, для которой кровное родство значит больше, чем всё остальное.
Quote (Вик)
что касается Тимура и Мамая те не являясь прямыми потомками Чингиза не могут претендовать на высшую власть - это закон и традиция.

не являясь прямым потомком Рюрика даже знатный боярин не мог претендовать на княжескую власть на Руси. ВКЛ поднялась на основе языческих литовских родов и племён, у которых были свои князья уже лет 150, но и при этом ВКЛ стремились породниться с Рюриковичами и сохранять старые устои в русских землях. Здесь же Мишке нужно будет прийти в Литву, сломать родовую общину, построить своё государство и без родственных связей с конкретными литовскими князьями за Мишкой или попаданцем от Гергена никто сам не пойдёт - их нужно будет подталкивать и умирать за попаданца никто не будет. А при этом на Руси рюриковичи не будут признавать ГГ князем - в лучшем случае боярин/посадник, а в худшем Вор, против которого будут воевать все соседние рюриковичи. Сломать конечно коалицию князей можно, но чтобы брат пошел на брата за чужие интересы?
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Среда, 20.07.2011, 13:55 | Сообщение # 18
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4084
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Offline
Хроника злобных Тевтонских рыцарей, устроивших "геноцид" прусского народа:

В начале 13века, перед началом завоевания территорию Пруссии населяло около 200тыс человек,
К началу 14века (полное покорение территории Пруссии Орденом) количество немцев на покоренных землях достигало порядка 15 тыс человек
К началу 15 века на территории Пруссии проживало около 500 тысяч человек, из них до 300 тысяч это были пруссы, принявшие христианство. Остальные 200 тысяч приходились на немцев и славян польского происхождения, а также кашубы и мазуры.
В 16 веке, после реформации в 1525 г когда тевтонский орден в Пруссии прекратил своё существование, по распоряжению лютеранской церкви и лично герцога Пруссии Альбрехта на прусский язык переводились богословские книги.
До конца 17века прусский язык оставался живым
В начале 18 века в результате разразившейся в Европе эпидемии чумы в Пруссии в 1709-10 гг вымерло 2/3 населения. Многие деревни, а именно там сохранялся прусский язык, прекратили существование.
В конце 19 века дворянство прусского происхождения на Замланде (Зеленоградский р-н) преобладало над немецким как 3 к 2.
Пруссы сегодня

Думаю, комментарии излишни


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Воскресенье, 11.12.2016, 11:22 | Сообщение # 19
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2329
Награды: 3
Репутация: 2419
Статус: Offline
пока сюда ссылку положу, авось сгодится: у нас еще вся Прибалтика впереди..

БАЛТЫ. ЛЮДИ ЯНТАРНОГО МОРЯ. Точка зрения.

Глава 8
Древнейшие верования балтов

Поскольку им (пруссам) не был известен (христианский) Бог, случилось так, что они поклонялись не единому Богу, а множеству существ, то есть солнцу, луне и звездам, грому, птицам и даже четвероногим животным, включая жаб. Они также обожествляли рощи, поля и воды.

«Прусская хроника» Петра из Дуйсбурга, 1326
Удивительно, насколько дотошно первые миссионеры, оказавшиеся в балтийских землях, историографы Тевтонского ордена и хронисты более поздних времен зафиксировали свидетельства «неверия», замеченные ими в языческой религии: погребальные обряды, веру в возрождение после смерти, культ священных рощ, деревьев, полей, воды и огня. Они также писали о существовании множества богов и духов, кровавых жертвоприношениях и предсказаниях.

Тевтонский орден принес христианство на все земли от Пруссии до Латвии, но жившие на этой территории народы оказалось легче подчинить политически, чем духовно. Жители прусских деревень оставались язычниками (о чем свидетельствуют погребения) вплоть до XVII века, хотя официально они были крещены еще в XIII веке и соблюдение всех языческих обычаев и обрядов строго запрещалось.
Похожая ситуация сложилась и в Западной Латвии, присоединившейся к христианской церкви только в 1387 году, когда латвийский великий герцог Ягайло, сын Альгирдаса, женился на польской принцессе Ядвиге и стал королем Польши. Даже тогда, когда христианская вера проникла во дворцы знати и в города, сельчане оставались верными старой религии. Ситуация сохранялась на протяжении многих веков.

Обычаи, верования, символика народных песен и искусства литовцев и латышей удивительно пропитаны древностью. Христианский компонент носит явно недавний характер и легко вычленяется. Для сравнительного анализа религии значение литовского и латвийского фольклора и искусства оказалось тем, что и роль балтийских языков в реконструкции «материнского языка» индоевропейцев.

Дохристианский слой оказался настолько древним, что он бесспорно восходит к доисторическим временам, по крайней мере к железному веку или, как в случае с отдельными элементами, даже к более ранним периодам. Поскольку христианские авторы хроник были иностранцами и не понимали местных языков, они описывали увиденное как предрассудки. Основным источником реконструкции древней балтийской религии остается фольклор, который великолепно дополняет отдельные зафиксированные исторические события и археологические находки.

«СВЯЩЕННЫЙ ДОМ» И «СВЯЩЕННОЕ СЕЛЕНИЕ» БАЛТОВ
Как и на всей территории Северной Европы, балтийская архитектура была исключительно деревянной. «Священные дома» и «священные деревни», известные по документам XIV века, не сохранились, поскольку на месте языческих святилищ в последующие века появились христианские церкви. Только в ходе раскопок 1955–1957 годов, проводившихся в Восточной Балтии, были обнаружены остатки нескольких деревянных храмов и огромные святилища.

Раскопки Третьякова, проведенные в поселении, расположенном к югу от Смоленска, позволяют говорить о том, что некоторые из укрепленных поселений не являлись постоянными местами проживания, а были святилищами. Открытые Третьяковым святилища датируются начиная с I и примерно до VI–VII веков, в некоторых из них удалось обнаружить несколько слоев один над другим с остатками деревянных храмов.

Очевидно, что они предшествовали «священным деревням», известным со времен ранней истории. Предположительно некоторые из «священных городов», расположенных в центре и на востоке Литвы, были важными религиозными центрами, в которых совершали обряды жители нескольких провинций.

Одно из практически полностью раскопанных святилищ находится на небольшом городище Тушемля в 50 км от Смоленска, к югу, оно расположено на речке с тем же названием, притоке Сожа. В нижнем слое, датируемом от V до IV века до н. э., обнаружено множество отверстий для столбов. Однако оказалось не просто реконструировать эти ранние строения, и мы не можем утверждать, являлось ли это поселение святилищем уже в раннем железном веке.

В слое, датируемом II–III веками, обнаружили следы круглого здания диаметром 6 метров с деревянными столбами, толщиной примерно 20 см. Внутри территории обнаружено большее количество отверстий для столбов, в середине открылась яма 50 см шириной и 70 см глубиной, скорее всего предназначавшаяся для размещения деревянного идола или алтаря. На этот слой накладывается другой культурный пласт, датируемый приблизительно VI–VII веками, с остатками другого круглого храма. Он расположен внутри огромной конструкции, покрывающей всю вершину городища, окруженной, в свою очередь, песчаным валом трехметровой высоты.

Небольшие деревянные прямоугольные похожие на комнату конструкции, граничащие одна с другой и содержащие каменные очаги, стоят по внутренней стороне бастиона. Внутреннее овальное строение, имеющее размеры 20 × 30 м, скорее всего, было покрыто общей крышей, покоившейся на двух рядах огромных столбов.

Пространство между внутренними и наружными рядами составляет 4,5 м. Столбы, возможно, завершались вертикальными выемками, позволявшими удерживать другие, горизонтальные. Дополнительные ямы и сожженные деревянные столбы между двумя рядами столбов указывают на существование внутренних стен.

Поскольку крыша не поддается исторической реконструкции, археолог полагает, что она была покрыта землей. В середине, на северной стороне, находилось подобие ворот. В круглом храме диаметром 5,5 м, расположенном с северо-западной стороны святилища, имелся свой собственный центр и огромная яма, все это говорит о том, что здесь был когда-то мощный деревянный столб.

В городище, расположенном в 12 км от Тушемли, обнаружено почти идентичное святилище. Здесь обнаружены более ранние культурные остатки, датирующиеся I веком, последние практически доходят до верхнего слоя. Здесь также найдены остатки круглого храма над более старыми. Храм диаметром 5 м был построен из вертикально стоящих обтесанных бревен, выпуклых с наружной стороны. Внутри храма обнаружили череп огромного медведя, явно упавший с огромного столба, расположенного в середине. Сегодня известно еще несколько святилищ подобного рода на территории Смоленска, Могилева и Минска.
Для чего служил деревянный столб, размещенный внутри храма? Он мог замещать бога или представлять собой просто подставку для звериных черепов или голов. До XX века в Литве сохранилось верование, что череп лошади или быка служит защитой против «дурного глаза», болезни человека или животных, ливня или других природных невзгод. Когда возникала угроза подобной опасности, череп поднимали на высокий шест. До недавнего времени в качестве украшения фронтонов служили лошадиные головы (конек на крыше), рога, фигурки козла, барана, петуха и других птиц.

Не приходится сомневаться в том, что все обряды совершали жрецы, произносившие молитвы. В ранних исторических источниках они упоминаются регулярно, под названиями «священные мужи», «авгуры» или «некроманты». В 1075 году писавший о куршах Адам из Бремена замечал: «Все их дома заполнены языческими предсказателями, прорицателями и колдунами, которые даже располагались в определенной иерархии. Следы оракулов видны во всех частях света, прежде всего у испанцев и греков».

К жрецам, которыми становились избиравшиеся народом старики, обладавшие специальными знаниями, относились с особым уважением. В источниках XVI века говорится, что их считали отмеченными богами, приравнивая к христианским епископам. В 1326 году Петр из Дуйсбурга писал, что в селении Ромува прусской провинции Надрува проживал могущественный знахарь по имени Крив, которого народ считал святым. Его влияние распространялось не только на Надруву, но и на всю Литву, Курляндию и Земгале.

Как единственный отмеченный в записях святой, Крив пользовался уважением правителей, знати и простых людей, его власть распространялась на все балтийские земли во время войн с Тевтонским орденом. Вряд ли такие могущественные жрецы могли существовать в ранние периоды, усилению их влияния в XIV веке, скорее всего, способствовала угроза вытеснения старой религии христианством. Среди балтийских народов не зафиксирована теократия (духовная власть), политическая власть находилась в руках правителей. Однако языческая религия оказалась универсальной и глубоко повлияла на все сферы жизни.

Обычай кремирования умерших сохранялся в течение длительного времени после введения христианства, он исчез только в результате ожесточенной борьбы, которую вели христианские миссионеры. До конца XIV века литовских правителей и герцогов продолжали хоронить с невероятной пышностью. Так, в 1377 году в лесах, расположенных на севере от Вильнюса, был кремирован Альгирдас вместе с 18 лошадьми. «Его кремировали с его лучшими лошадьми, одеждами, блиставшими золотыми накладками, опоясанного серебряным поясом и покрытого покрывалом, вытканным бисером и драгоценными камнями».

Похожим образом в 1382 году был похоронен брат Альгирдаса Кестутис: «О великолепии его похорон свидетельствовала и яма глубиной в рост человека, наполненная пеплом. Вместе с ним ушли в огонь лошади, одежда, оружие, а также его птицы и собаки».

Польский хронист Ян Длугош, написавший об этом событии в начале XV века, отметил, что литовцы устанавливали в священных гротах очаги, у каждого рода и дома были свои собственные места, где они кремировали своих родственников и ближайших друзей наряду с лошадьми, седлами и дорогой одеждой. Французский посланник Жильбер де Лануа, путешествовавший по Курляндии в 1483 году, отмечает, что среди куршей существовала группа, которая продолжала кремировать своих умерших в полном облачении и вместе с дорогими украшениями на погребальном костре, сложенном из дубовых бревен в ближайшем лесу.

Священные гроты, где совершались погребальные обряды, обычно располагались на горе или на возвышении, называемом Алка. В ходе раскопок там обнаружили огромные ямы и очаги, заполненные сожженным углем и пеплом, в котором найдены частицы животных и человеческих костей, мечи и сожженные украшения, инструменты и оружие.

Без письменных источников, которые могли бы дополнить то, что нам известно на основании раскопок кремационных могил в курганах или плоских погребениях, нам удалось выявить все, что сопровождало пышные похороны. Во время своего пребывания в землях пруссов (эстов), примерно около 880–890 годов, англосаксонский путешественник Вульфстан оставил весьма ценные наблюдения о сохранении тела умершего перед кремацией и о самом погребальном обряде. Приводим его описание полностью:

«Среди эстов существовал обычай, что когда кто-то умирал, то он лежал непогребенным в течение месяца или двух в окружении своих родственников. Правители и другие представители знати могли пролежать еще дольше, все зависело от степени их благосостояния, иногда погребение не совершалось в течение полугода, и все это время они продолжали лежать в своих домах.

В течение всего времени, что покойный находился в доме, там продолжали пить и исполнять разнообразные физические упражнения, вплоть до самого дня погребения. В этот день покойного переносили к погребальному костру, где делили оставшуюся после ежедневных распитий и игрищ собственность на пять или шесть, а иногда и на большее число частей, опять-таки все зависело от богатства усопшего.

После этого большую часть клали примерно в миле от города, затем помещали следующую часть, потом третью, и так до тех пор, пока вся собственность не выкладывалась на протяжении мили. Последнюю часть следовало разложить как можно ближе к тому месту, где находился усопший. После этого примерно в 5–6 милях от расположения собственности должны были собраться все мужчины, имевшие самых быстрых лошадей в стране. Эти мужчины и устремлялись вперед к собственности.

Именно тот, у кого были самые быстрые лошади, и приходил первым к самой большой доле, точно так же другой добегал до второй части, и так далее, пока всю собственность не разбирали. Когда последний забирал последнюю часть, которая находилась ближе всего к поселению, все отправлялись с добычей восвояси.

Из этого описания следует, что быстрые лошади ценились необычайно дорого. Когда вся собственность распределялась подобным образом, покойного выносили и кремировали вместе с его оружием и одеждой. Практически вся собственность умершего тратилась во время его пребывания в доме, и затем остаток делился на части, с тем чтобы любой мог взять его в собственность.

Среди эстов существовал обычай, чтобы люди любой национальности кремировались, и если находили непогребенные кости, то родные должны были заплатить за это. Эсты умели изготавливать лед, что позволяло замороженному умершему лежать достаточно долго и не разлагаться. Если кто-нибудь доставлял два сосуда с пивом или водой, то придумывали так, чтобы их заморозить, не важно, происходило ли дело летом или зимой».

Чтобы сохранить мертвые тела непогребенными в течение длительного времени, с ранней античности существовал особый обычай, скорее всего ОБЩИЙ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ индоевропейской группы. Нам известно, что скелеты из культур курганных горшечных погребений и катакомбных могил до 2000 года и начала второго тысячелетия, обнаруженные к северу от Черного моря, часто оказывались расчлененными; это можно объяснить тем, что тела находились непогребенными в течение длительного времени. Об этом свидетельствуют и следы насекомых, питавшихся плотью, обнаруженные на человеческих костях в центральноевропейских погребениях бронзового века. В балтийских племенах различные способы сохранения и бальзамирования умерших были известны с глубокой древности.

Для затянувшихся погребальных тризн (балт. «шерменис» от šerti – «кормить») забивали быков. Во многих деревнях исполнялись причитания (raudos), упоминаемые в письменных источниках начиная с XIII века, скорее всего, это была часть погребального ритуала в доисторические времена.

Даже во время войны балтам требовалось много дней, чтобы оплакать погибших и кремировать их. Так, в 1210 году, во время осады Риги орденом меченосцев, пришлось приостановить военные действия на три дня, чтобы оплакать и похоронить умерших. Мертвых оплакали и воздали им нужные почести, затем с ними простились соответствующим образом, чтобы они могли благополучно отправиться в царство мертвых и оставаться среди родителей, братьев, сестер и других родственников. Причитания неизменно запрещались христианскими миссионерами, плакальщиков преследовали. Но, несмотря на все действия, raudos сохранились вплоть до настоящего времени, таким образом сохранились и прекрасные лирические отрывки, и необычайно трогательная народная поэзия.

О смерти землевладельца полагалось немедленно сообщить его лошадям и скоту; когда умирал пасечник – его пчелам. Считали, что в противном случае животные и пчелы не выживут. Лошади не позволяли везти своего хозяина к месту погребения, иначе она могла умереть или заболеть.

Подобные верования сохранились в литовских деревнях до сих пор, в начале XX столетия они остаются свидетельством огромной привязанности, которая существовала между человеком и животным. В первые века нашей эры в Пруссии и Литве лошадей хоронили в положении стоя и в полной упряжи, как будто на них вот-вот собирались поехать. Рассказывая о прусской религии, в 1326 году Петр из Дуйсбурга четко зафиксировал, что нотанги – одно из крупнейших прусских племен – обычно умерших кремировали на спине лошади.

У некоторых захороненных живьем лошадей обнаружили связанные веревками ноги, их глаза были покрыты повязками, а висевшая на шее торба наполнена овсом. Петр из Дуйсбурга пишет, что перед кремацией лошадь следовало водить до тех пор, пока она не падала от усталости.

Как уже отмечалось, умершие воины и земледельцы поднимались на своих лошадях в небо, в обитель душ, и именно на лошадях обычно возвращались на землю, чтобы навестить свои семьи и посетить праздник умерших в октябре и в другие праздники. В записях XVII века упоминается, что во время праздника умерших кишки и шкуру лошади приносили на могилу, чтобы помочь мертвым вернуться на лошадях в дом хозяина.

Мария Гимбутас
#Народы_летописи_книги_источники

взято тут


"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Воскресенье, 11.12.2016, 11:42 | Сообщение # 20
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2329
Награды: 3
Репутация: 2419
Статус: Offline
и тут




"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
aspesivcevДата: Пятница, 05.04.2019, 17:11 | Сообщение # 21
Десятник
Группа: Ополченцы
Сообщений: 148
Награды: 0
Репутация: 230
Статус: Offline
Не знаю куда вставить, модераторы перенесут.
Шкловский Лев Клайпеда Мемель История с иллюстрациями
http://samlib.ru/l/lew_shklowskij/rpw.shtml
Из того что просмотрел, добротный науч.поп. Поклонникам мира Отрока стоит просмотреть для лучшего понимания происходящего.


Анатолий Спесивцев
Cообщения aspesivcev
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ВодникДата: Воскресенье, 14.04.2019, 07:05 | Сообщение # 22
Сотник
Прораб
Группа: Советники
Сообщений: 3169
Награды: 2
Репутация: 2760
Статус: Offline
Дамы и господа, было бы очень интересно почитать о нравах, быте, религии, политическом устройстве, экономике и политике прибалтийских народов, особенно обитающих в Понеманье. В идеале в виде реферата, но ссылки на литературу тоже приветствуются.
Заранее признателен.
Советник Прораб


Ему повезло. Неужели мы хуже? У каждого должен быть сказочный сон, чтоб в час завершающий с хрипом натужным уйти в никуда сквозь Гранитный каньон... (с) С. Ползунов
Cообщения Водник
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Пятница, 31.07.2020, 14:10 | Сообщение # 23
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4084
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Offline
Что говорят нам о ятвягах современники, в частности Галицко-Волынская летопись 13в:

Времена Романа Галицкого


В год 6713 (1205). Александр княжил во Владимире, а брат его Всеволод — в Червене; литва и ятвяги разоряли землю, они разорили Турийск и окрестности Комова почти до Червена и бились у ворот Червена, а застава была в Уханях. Тогда они убили Матея, Любова зятя, и Доброгостя, выехавших в сторожевом отряде. Бедствовала Владимирская земля от разграбления литовского и ятвяжского!

Времена Даниила Галицкого


В год 6735 (1227). Начнем рассказывать о бесчисленных ратях, и о великих деяниях, и о частых войнах, и о многих крамолах, и о частых восстаниях, и о многих мятежах; смолоду не было покоя Даниилу и Васильку...
Ятвяги пограбили около Берестья, и их прогнали из Владимира. Двое, Шутр Мондунич и Стегут Зебрович, наткнулись на полк. И был убит Даниилом и Вячеславом Шутр, а Стегут был убит Шелвом. Когда ятвяги убегали, погнался за ними Даниил, нанес Небру четыре раны и древком выбил копье из руки его. Василько, погнавшись за ним, услышал крик: «Брат твой бьется сзади». Василько повернулся и бросился брату на помощь, и благодаря этому ятвяг убежал, и другие разбежались.

В год 6756 (1248). Воевали ятвяги около Охоже и Бусовна и всю страну ту покорили, пока еще Холм не был поставлен Даниилом. Василько погнался за ними из Владимира, настиг их у Дорогичина на третий день пути из Владимира. В то время, когда они бились у Дорогичинских ворот, и настиг их Василько. Они повернули против Василька, но, не выдержав натиска его, с Божьей помощью, обратились в бегство злые язычники. И нещадно избивали их, и гнали их много поприщ, и было убито сорок князей, и многие другие были убиты, и не устояли ятвяги. И послал Василько весть об этом брату своему в Галич. И была большая радость в Галиче в тот день.Василько был среднего роста, отличался умом и храбростью; он много раз сам побеждал язычников, и много раз Даниил и Василько посылали войска на них. Так Скомонд и Борут, свирепые воины, были убиты посланными. Скомонд был волхв и знаменитый гадатель по птицам; скорый, как зверь, пешком ходя, он завоевал Пинскую землю и другие области; и был убит нечестивый, и голова его была насажена на кол. И в другие времена, по Божьей милости, перебиты были поганые, о которых не хотим писать,— так много их было.

В год 6759 (1251)...
В тот же год Семовит сел в Мазовии. Послали к нему Даниил и Василько, говоря ему: «Ты видел от нас добро, так пойдем с нами на ятвягов». И у Болеслава они получили помощь — воевод Суда и Сигнева, и собрались они в Дорогочине, и пошли, и перешли болота, и пришли в страну их.
Ляхи не утерпели и подожгли первое село ятвягов: и этим сделали зло — подали ятвягам знак, за что Даниил и Василько на них разгневались. Воевали они до вечера и захватили много пленников. Когда наступил вечер, приехали злинцы, собралась вся земля Ятвяжская, и прислали к Даниилу Небяста сказать: «Оставь нам ляхов, а сам иди с миром из нашей земли». Но желаемого они не получили. В то время, когда ляхи построили острог, они ночью напали на ляхов. А русские острога не строили. Ляхи крепко боролись, метали сулицы, и головни,как молнии сверкали, и камни швыряли, как дождь с небес. Когда ляхам пришлось трудно, то Семовит послал, умоляя: «Пришлите мне лучников». А Даниил и Василько держали гнев за сожженное село, так что неохотно послали лучников, и то потому, что острог собирались уже проломить, сражаясь врукопашную. Когда же пришли лучники, многих ранили и многих убили стрелами и отбили ятвягов от острога. В ту ночь не было покоя от них.

Утром собрались все ятвяги, пешие и конные, очень много, так, что и лес был ими наполнен. Собравшись, они сожгли свои колымаги, иначе говоря, станы, в воскресенье, то есть в первый день недели. Даниил же князь пошел вперед и ушел далеко с Болеславовыми ляхами, а Василько остался с Семовитом, а Лазарь был сзади с половцами — и напали на него крепко, и знамя его отняли. Прибежал он к Васильку и Семовиту, и была лютая битва с ятвягами. И пало много с обеих сторон. Василько и Семовит стойко держались в битве. А дворский Андрей, хотя и было у него мужественное сердце, упустил копье и едва не был убит, когда наткнулся на ратников, так как охватила болезнь его тело и руки.

Послал Василько к брату, говоря: «Битва здесь великая, поспеши к нам». Даниил вернулся и отогнал ятвягов к лесу. Другие, однако, тоже ударили на них, и многие из них были убиты.Федор Дмитриевич, мужественно сражаясь, был ранен, и из-за этой раны смерть принял на реке Нареве. Ящелт же сказал: «Сидеть-то хорошо на конях! Но если не жалеете нас, то пожалейте себя и подумайте о своем позоре — ведь вы нашими головами спасаете честь свою». После этого было вот что: Даниил велел своим воинам сойти с коней. Спешились и пошли пешим строем и тем смягчили сердце ятвягов, показав им русскую и ляшскую силу.

И так они шли, разоряя и сжигая землю Ятвяжскую, и когда перешли реку Олег, то хотели остановиться в лощине; увидев это, князь Даниил воскликнул, сказав: «О мужи-воины! Разве вы не знаете, что христианская сила в широком пространстве, а поганым — в узком, им привычна битва в лесу». И они прошли теснину, захватывая врагов в плен, и вышли в чистое поле, и встали станом. Ятвяги же, несмотря ни на что, нападали на них, а русские и ляхи гонялись за ними, и многие князья ятвяжские были убиты; и гнали их до реки Олега, и прекратилась битва.

Утром выяснилось, что проводники ничего не знают и блуждают; были убиты два варвара, а третьего взяли живым, и он был приведен к князю Даниилу. Даниил сказал ему: «Выведи нас на правильную дорогу — оставим тебе жизнь». Даниил поклялся, и тот вывел его, и они перешли реку Лык.

На другой день их догнали прусы и борты. Все воины сошли с коней, вооружились пехотинцы из стана, щиты их были как заря, шлемы как восходящее солнце, копья они держали в руках, как многочисленный тростник, а с двух сторон шли лучники, держа в руках самострелы и наложив на них стрелы против ратников, а Даниил сидел на коне и воинов строил в отряды. И сказали прусы ятвягам: «Можно ли дерево поддержать сулицами и решиться напасть на такую рать?» И ятвяги, увидев это, вернулись восвояси.

В год 6760 (1252)... (против Миндовга сложилась крупная коалиция. Он принял крещение, корону и помощь Ордена)...
Тевтивила же поддерживал епископ и пробст Виржан, которые жалели о нем, ибо знали, что, если бы Тевтивил не был изгнан, Литовская земля была бы в их руках и поневоле приняла бы крещение. А что литовцы не крестились, виноват Андрей, за что он был орденом отлучен от своего сана. Тевтивил же прибежал в Жмудскую землю к своему дяде Выкинту, прихватив ятвягов, жмудь и помощь Даниила, которую дал ему Даниил еще прежде, и пошел на Миндовга.
Миндовг же подготовился, но решил не биться с ними полком, а ушел в город под названием Ворута. Он ночью выслал своего шурина, однако того прогнали русские и ятвяги. Утром выехали немцы с самострелами, и поехали против них русские и половцы со стрелами и ятвяги с сулицами, и они гонялись по полю, как будто в игре. И затем вернулись в Жмудскую землю.

В год 6761 (1253). Тевтивил прислал к Даниилу Ревбу сказать: «Пойди к Новогрудку». И Даниил пошел с братом Васильком, и с сыном Львом, и с половцами, и со сватом своим Тегаком...
И уже утром они захватили всю землю Новогрудскую. Оттуда же возвратились домой. Ятвяги поехали на помощь Даниилу, но не могли проехать, потому что выпал большой снег...
В то время Тевтивил прибежал к Даниилу от жмуди и ятвягов, говоря: «Миндовг их подкупил серебром многим». И Даниил разгневался на них.

В год 6763 (1255). (поизошла коронация Даниила Галицкого)...
Когда Даниил пошел на войну с сыном своим Львом и с Семовитом, князем ляшским, Василько вернулся, потому что у него была рана на ноге, и послал всех своих воинов с братом, а король Даниил пришел в землю Ятвяжскую и воевал. Лев, узнав, что Стекинт укрепился в лесу, в осеке, и с ним ятвяги, погнался за ними, взяв с собой людей, и пришел к осеку. Ятвяги вышли из осека против него, и бывшие с ним всадники разбежались. Лев же, сойдя с коня, один крепко бился с ними. Увидев, что Лев один бьется с ятвягами, некоторые из его людей вернулись к нему на помощь. Лев вонзил свое копье в щит Стекинта, так что он не смог им прикрываться, и убил Лев Стекинта мечом, и брата его поразил мечом. И они погибли. Лев пешим гонялся за ятвягами, а другие преследовали их на конях, били и рубили их.
Король Даниил остановился в доме Стекинта, и Лев принес ему оружие Стекинта и его брата, подтверждая тем свою победу. И его отец король очень радовался мужеству и доблести сына своего. Комат приехал от ятвягов, которые обещали быть покорными. А ляхи, исполнившись зависти и обмана, стали доброжелательствовать поганым. Узнав об этом, король Даниил велел разорить землю Ятвяжскую, и дом Стекинта был весь разрушен, и доныне это место пусто стоит. Когда король Даниил шел вдоль озера, он увидел около берега прекрасную гору и на ней город, который раньше назывался Рай. Оттуда он вернулся к себе домой.

В год 6764 (1256). Даниил пошел на ятвягов со своим братом и с сыном Львом и со Шварном, который был еще молод, и послал за Романом в Новогрудок. И приехал к нему Роман со всеми новогрудцами и с тестем своим Глебом, и с Изяславом Свислочским, а с этой стороны пришел Семовит с мазовшанами, и пришла помощь от Болеслава с сандомирцами и краковлянами. Было такое большое войско, что можно было болота ятвяжские наполнить этими полками.
Сотворили совет князья русские и ляшские, и сказали военные мужи: «Ты король, голова всем полкам. Если пошлешь впереди кого-то из нас, нас не послушаются. Ты знаешь воинский порядок. Ты привык к войне, и всякий тебя устыдится и убоится. Выйди сам вперед».
Даниил построил полки и, указав, кому с каким полком идти, сам вышел вперед. И лучников пустил вперед, а прочих — с двух сторон дороги. Дворскому же велел идти за собой, а сам ехал с небольшим отрядом вооруженных дружинников. Когда он ехал, приехал к нему сын его Лев один и сказал: «Никого с тобой нет. Я не еду с тобой». И сказал ему король: «Пусть так». И пошел своим путем. Проводником ему был Анкад — Даниил обещал ему, что его село не будет сожжено.

И приехал к нему сын его Роман один, и когда они приехали к селу под названием Болдыкищи, послал Даниил Льва с братом. Лев, тихо окружив село, всех перебил, а одного привел. Король допросил его. И когда тот сообщил, что в селе по названию Привища собрались все ятвяги, король послал дружинника Андрея сказать дворскому: «Если увидишь, что мы преследуем, скорее поспеши к нам: распусти полк, пусть, кто может, догоняет». А князь Василько другим полкам сказал, чтобы они шли тихо рысью, и своему полку также, так как посол был молод, и, передавая слова князя, он приказал дворскому не распускать людей и держать полк.
Один ятвязин убежал из села Болдыкищи, и ятвяги вооружились. На окраине деревни Привища воины Даниила встретили ятвяжских лучников и погнали их. За ними устремились Даниил и Лев, крича громким голосом: «Гони, гони ятвягов!» Когда ятвяги увидели их быстрое приближение, то не выдержали и обратились в бегство. Но когда они были на середине села, повернули обратно. Даниил и Лев все-таки наступали на них, метали в них копья, и те снова обратились в бегство. Ятвяжские лучники стреляли, а воинов с ними не было, и когда они добежали до ворот, то пришли в смятение, и одни пробежали ворота, а другие повернули назад. Многие летели друг на друга, потому что лед был скользок. Даниил и Лев быстро напали на них в воротах. Ятвяги побежали и больше не возвращались: была в тот день великая удача у короля и его воинов, ибо с такой дружиной он победил гордых ятвягов, и злинцев, и крисменцев, и покенцев. Как пишется в Писании: «Не в силе битвы, но в Боге состоит победа».

Король Даниил хотел преследовать их дальше, но Лев воспротивился ему и сказал: «Пошли меня вслед за ними». Но отец его не пустил. Один воин протянул свою правую руку, взял дротик из-за пояса своего, метнул его далеко и сбил с коня ятвяжского князя. И пока тот летел на землю, вышла вон душа его с кровью в ад. Даниил и Лев вязали одних пленников, других же из кустов выводили и рубили.
Пришел и дворский с полком. И сказал ему король Даниил: «Ты плохо поступил». Дворский ответил: «Это не я, не мое желание, но зло нам причинил посол, не передал нам правильно твои слова». Потом король и Лев освободили бывших в плену у ятвягов и вернулись к Васильку и Семовиту. Когда они встретились, то была великая радость о победе над язычниками. И жгли дома их, и разоряли села их. Остановившись в Привище на ночь, захватили богатства их, пожгли дома их. Утром пошли, разоряя землю и все сжигая. Сожгли владения Таисевичей, и Бураля, и Раймоче, и Комата, и Дора, и разорили город, и дотла выжгли дом Стекинтов. Остановились в селе Корковичах. И было удивительно, что можно было насытиться такому множеству воинов, и их коням, и им самим, на двух дворах. А что не смогли съесть сами и кони их — все сожгли.

На следующий день приехал от ятвягов их князь Юндил. Он сказал: «Да, Даниил, ты дружину добрую держишь, и полки твои велики». Утром они пошли, разоряя и сжигая землю ятвягов. И не было воинам никакого вреда от ятвягов: хотя они когда-то были храбры, но Бог вложил страх в их сердца. В ту же ночь остановились в болотах на островах, а утром пришли к ним ятвяги, предлагая заложников и мир, и просили не убивать пленников. Потом Даниил, по Божьей милости, с честью и славой вернулся в свою землю, одолев врагов своих.

Когда он хотел снова выйти на ятвягов войной и стал собирать войско, узнали об этом ятвяги, послали своих послов и своих детей, и дали дань, и обещали быть покорными ему, и строить города на своей земле.

В год 6765 (1257). Даниил послал Константина, по прозванию Положишила, чтобы собрать дань с ятвягов. Поехал Константин и собрал с них дань — шкурки черных куниц и белок, серебро. И он дал из дани ятвяжской дар Сигневу-воеводе, чтобы распространился слух: пусть узнает вся Ляшская земля, что ятвяги заплатили дань королю Даниилу, сыну великого князя Романа. После смерти великого князя Романа никто из русских князей не воевал с ятвягами, кроме сына его Даниила. Богом дана ему эта дань, и слух возник в Ляшской земле в назидание потомкам, что ему дано было Богом показать свое мужество. Как писал премудрый хронограф: «Добрые дела святятся в веках».

времена Льва Галицкого


В год 6781 (1273). Помирились с ляхами и с Болеславом-князем. Князь Болеслав тогда начал войну с князем воротиславским. Пошли ему на помощь Лев и Мстислав, а Владимир сам не пошел, а послал свою рать с Желиславом. Потому он сам не пошел, что начал войну с ятвягами.
Потом решили князья идти против ятвягов. Наступила зима, сами князья не пошли, а послали своих воевод с войском. Лев послал со своей ратью Андрея Путивлича, а Владимир послал со своею ратью Желислава, а Мстислав послал со своей ратью Володислава Ломоносого. Пошли они и захватили Злину. И хотя ятвяги собрались, но биться с ними не посмели. И так вернулись с победой и честью великой к своим князьям. А затем приехали князья ятвяжские Минтеля, Шюрпа, Мудейко, Пестило ко Льву, Владимиру и Мстиславу, прося мира себе. Те же едва дали им мир. И были рады ятвяги миру, и поехали в свою землю.

В год 6786 (1278). Тройден еще княжил в Литовской земле. Он послал большое войско против ляхов и брата своего Сирпутья послал, были и ятвяги с ними тогда, и воевали около Люблина три дня, и взяли бесчисленное множество пленников, и так вернулись домой с честью великой.

В год 6787 (1279). Был голод по всей земле: у русских, у ляхов, у литовцев и ятвягов. Прислали ятвяги своих послов к Владимиру, так говоря: «Господин наш, князь Владимир! Приехали мы к тебе от всех ятвягов, надеясь на Бога и на твое здоровье. Господин, не помори нас, помоги нам прокормиться. Пошли, господин, свой хлеб у нас продавать, а мы охотно купим. Дадим, что хочешь: воску, белок, бобров, черных куниц, серебра ли — мы с радостью дадим!»
Владимир послал им из Берестья хлеб в лодках по Бугу с надежными людьми, которым доверял...

конец известий о ятвягах в ГВЛ




Сообщение отредактировал serGild - Пятница, 31.07.2020, 15:57
Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Пятница, 31.07.2020, 16:53 | Сообщение # 24
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4084
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Offline
А вот что пишет о ятвягах (судовах) Петр из Дусбурга:

Описание Пруссии и пруссов:
Благородные судовы как благородством нравов выделялись среди прочих, так превосходили их и богатствами и силой. Ибо было у них шесть тысяч конницы и почти бесчисленное множество прочих воинов.
...

73. О РАЗОРЕНИИ ЗЕМЛИ САМБИИ И О ВОЗДВИЖЕНИИ ЗАМКА ВИЛОВ 245
В тот же год, когда был построен Кёнигсберг, надровы, скаловы и судовы, соседние язычники, возмутились тем, что самбы подчинились вере и братьям (ибо они боялись, что из-за них и они [86] должны будут покориться вере, как после подтвердилось на деле); вот почему, собрав своей силой большую рать, они прошли по земле Самбии с огнем и мечом, захватив в плен и убив многих людей...

162. О СОЖЖЕНИИ ТОРУНЬСКОГО ГОСПИТАЛЯ И О ШТУРМЕ ГРАДА КУЛЬМСКОГО И РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА И ГОРОДА ЛЁБАУ
В это же время судовы с величайшим войском, какого никогда не видано было в Пруссии, вошли в землю Любавскую и до основания разрушили замок и город с этим названием 377. Затем близ замка Штрайсберг войдя в землю Кульмскую, разделив войско, они заняли прежде многие замки, чтобы убивать и брать в плен людей, сбегающихся в них. После этого они пришли в Торунь и сожгли госпиталь и все, что было за стенами и что могло быть охвачено огнем. Наконец, придя к граду Кульмензе, они днем и ночью мощнейшими ударами штурмовали его, впрочем, безуспешно, так как горожане со своей стороны мужественно оборонялись. И вот после четырех дней разорения упомянутой земли они ушли с огромной военной добычей: людьми, конями, скотом и прочим. Один сильный человек из Судовии из этого войска погнался за женщиной-христианкой, которая в то время бежала к озеру, и, когда он хотел ее убить, она, забыв о слабости своего пола, оказала мужественное сопротивление. Он, взбешенный этим, откусил ей зубами большой палец; она, в свою очередь, разъярившись, забив глиной его рот и уши, задушила его насмерть.

164. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ЗЕМЛИ КУЛЬМСКОЙ И ГИБЕЛИ НЕСКОЛЬКИХ БРАТЬЕВ И ОРУЖЕНОСЦЕВПосле этого Скуманд с судовами, войдя в землю Кульмскую, разделил войско свое на две части, одна из которых выступила на Торунь, другая — на град Кульмензе, убивая, хватая и сжигая все, что ни попадалось им на пути. Но под вечер они сошлись у замка Биргелов и встали там лагерем. Той же ночью братья упомянутого замка вышли со своими оруженосцами и, всполошив спящее войско, многих убили и смертельно ранили; сделался великий вопль, услышав который несущие ночную стражу упомянутого войска подоспели уже при оружии и убили двоих братьев с полубратом и многих оруженосцев.

Прим.: С. Роуэлл высказал предположение, что упоминаемый в «Задонщине» «правнук» Гедимина Сколоменд — не кто иной, как Скуманд. «Правнук», с его точки зрения, в данном случае означает «дальний родственник». Возможно, к нему восходит род Гедиминовичей по материнской линии (Rowell S. С. Lithuania... P. 53). Под 1248 г. в Галицко-Волынской летописи назван ятвяжский вождь Скомонд, получивший резко отрицательную характеристику древнерусского летописца как «нечестивый», «волъхвъ и кобникъ нарочить» (ПСРЛ. Т. II. Стб. 799-800). Возможно, это имя (Скуманд, Скомонд) было родовым.

66. О ВЗЯТИИ ДВУХ ЗАМКОВ НЕСКОЛЬКИХ ФЕОДАТАРИЕВ ЗЕМЛИ КУЛЬМСКОЙ, А ИМЕННО ХЕМСОТА И ЕЩЕ ОДНОГО
После Скуманд, вождь судовов, с огромным войском судовов и рутенов (386) за 9 дней опустошил землю Кульмскую огнем и мечом...
(прим.386) В Ипатьевской летописи под 1273 г. содержатся сведения о победе русских войск над ятвягами и о заключенном вслед за тем мире между русскими и ятвяжскими князьями: «...и посемь приехаша князи Ятвяжыции. Минтеля. Шюрпа Моудеико. Пестило ко Львови. и Володимерови. и Мьстиславоу. мира просячи coбе.» (ПСРЛ. II. Стб. 870-871). Возможно также, что речь идет о русских из Гродно или Новогрудка, входящих в то время в состав Литвы.

192. О РАЗОРЕНИИ ЗЕМЛИ КУЛЬМСКОЙ И ВОЛОСТЕЙ ЗАМКОВ ГРАУДЕНЦА, МАРИЕНВЕРДЕРА, ЗАНТИРА, ХРИСТБУРГА И РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА КЛИМЕНТА
В то время был в земле Кульмской один брат, Бертольд фон Нортхаузен, комтур провинции, который, хотя был рачительным управителем в мирных делах, однако к военному делу был менее способен, посему он не противостоял натиску язычников, как следовало. Вот почему судовы не раз вторгались в Кульмскую землю и, совершив великое побоище народа Божиего и опустошив землю огнем и мечом, уходили, и когда они почувствовали, что никто не дает им отпора, то дерзнули с небольшим войском враждебно проникнуть в упомянутую Кульмскую землю. Наконец магистр назначил брата Германа фон Шёненберга, человека, закаленного в сражениях, комтуром провинции в упомянутой земле, который оказал им мужественный отпор, ибо сколько бы раз ни вторгались судовы с небольшим войском в Кульмскую землю, он со своими оруженосцами смело выступал им навстречу и, нападая на них, побеждал в битве и, убив многих, прочих обращал в бегство, и это повторялось им столько раз и столько было убитых, что судовы больше не решались приходить без большого войска. Итак, из-за такого побоища их и весьма многих напастей, нахлынувших на Кульмскую землю, Скуманд, вождь судовов, с 4 тысячами язычников своих и силой войска литвинов мощным натиском вторгся в Кульмскую землю в день 11 тысяч дев 420 и многократно отомстил за своих...

1278год
193. О ВОЙНЕ С СУДОВАМИ И О ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЕ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ
Когда с помощью Господа Иисуса Христа все племена земли Прусской были побеждены, оставалось еще одно, а именно — судовское, сильнейшее из всех, на которое братья не человеческой силой и не множеством воинов, но уповая на то, что Господь охранит и поможет, мужественно напали, полагая, что не только голова и прочие части тела, но и хвост врага, по назиданию Господа, предназначено принести в жертву. Итак, чтобы окончательно уничтожить своего врага, братья начали войну с землей Судовии, и вот как.

194. О РАЗОРЕНИИ ВОЛОСТИ КИМЕНОВ ЗЕМЛИ СУДОВИИ
Брат Конрад фон Тирберг, магистр, и многие братья с 1500 всадниками вторглись в землю Судовии и в волости, называемой Кименов (лит. kiminas- «мох». В исторической литературе отождествляется с крепостью Покима. Волости Кименов — Покима пытались локализовать на западной окраине территории ятвягов, к северу и югу от Большого Сельментского оз., в окрестностях Эльки. Около озера сохранилось четыре городища.), уничтожили всех людей, и, кроме убитых, которых было множество, они увели в плен тысячу человек с прочей, почти бесчисленной, военной добычей. На другой день, когда войско братьев, отступая, пришло в лес, называемый Винсе, судовы с тремя тысячами отменных людей погнались за ними; братья, мужественно напав на них со своими людьми, многих убив и смертельно ранив, прогнали их до самой границы их земли. В этой битве из войска братьев пали только шесть человек, остальные вернулись невредимыми.

197. О РАЗОРЕНИИ ВОЛОСТИ СУДОВИИ МЕРУНИСКИ (В 29 км к северо-западу от Сувалков укрепленный центр волости с тем же названием)
Брат Конрад, магистр, всегда подвизающийся за сокрушение язычников, собрав великую силу, войско всадников и пехотинцев, вторгся с всадниками в волость Судовии, называемую Меруниска, прочих оставив у входа в вышеупомянутую землю, и убил 18 господ этой волости. Из прочих людей обоего пола он убил и взял в плен 600 человек и опустошил упомянутую волость огнем и мечом.

1279год
202. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ВОЛОСТИ ПОКИМЫ ЗЕМЛИ СУДОВИИ
В это время по повелению магистра брат Конрад фон Тирберг-младший, маршал земли Прусской, собрав всю силу войска своего, вторгся в волость земли Судовии, называемую Покима, и, когда уходил, совершив великое разорение огнем и мечом, взяв в плен и убив многих людей, с наступлением темноты перешел со своим войском по льду то озеро, которое называется Ноготин (ныне - оз.Негочин). Когда же наступило утро, лед растаял, так что следы, оставленные его войском, исчезли.

1280год
207. ОБ ОБРАЩЕНИИ В ХРИСТИАНСТВО ОДНОГО СУДОВА И ЧУДНОМ ДЕЯНИИ
В то время один нобиль из Судовии по имени Руссиген, со всеми чадами и домочадцами пришел к комтуру Балги и, выразив желание присутствовать при службе, получил отказ. Узнав о причине отказа, он крестился со всей челядью своей и сразу после крещения заболел и, после того как слег, послал за одним братом, священником из Балги, крестившим его, смиренно прося его соборовать. Что этот священник со всем тщанием исполнил и, осмотревшись, увидел в ногах его сделанный из дерева крест, который этот судов повелел для себя изготовить. Священник, удивившись тому, что этот, в тот день крещенный, возымел такую любовь к вере Христа, стал спрашивать, совершил ли он что-либо доброе до принятия веры? Тот ответил, что убил многих христиан; из прочего он не помнил иного доброго деяния, кроме того только, что, когда он с большим войском вошел в Польшу, один судов похитил образ Пресвятой Девы Марии, с сыном на руках, и, когда на обратном пути они стали метать копья свои в этот образ, он, сжалившись, силой отнял его и дал одному христианину, говоря: «Возьми этот образ Бога твоего и отнеси его туда, где бы он обретался в должном почитании». После чего явилась ему во сне Пречистая Дева, прекрасная ликом и в красивейшем одеянии, и сказала: «За ту услугу, что ты оказал мне в образе моем, воздастся тебе в царствии Сына моего». Когда этот судов рассказал это священнику, то почти в тот же день счастливо почил в Бозе.

209. О РАЗОРЕНИИ ВОЛОСТИ СУДОВИИ, НАЗЫВАЕМОЙ КРАСИМА
Брат Манегольд, магистр, чтобы война судовская, мужественно начатая его предшественником, не затихла в его время, но ширилась бы всякий день, собрал всю силу войска своего и в день Сретения Господня вошел в волость Судовии, называемую Красима, опустошая ее огнем и мечом. А дом этого могущественного человека Скуманда, вождя упомянутой волости, он обратил в пепел и, взяв в плен и убив 150 человек, возвратился с великой добычей... В этом сражении пали брат Ульрих Баувар, комтур Тапиова, и четыре человека, а брат Людвиг фон Либенцель был взят в плен. 

210. О ПЕРВОМ ПЛЕНЕНИИ БРАТА ЛЮДВИГА ФОН ЛИБЕНЦЕЛЬ
Брат Людвиг фон Либенцель, человек знатный и закаленный с юности в военном деле, совершил в жизни своей чудные деяния, о которых будет сказано ниже. Когда его взяли в плен, то отдали Скуманду, который очень полюбил его, ибо он храбростью своею походил на него; вот почему случилось, что он его, отныне находящегося в плену, повел с собой туда, где лучшие люди земли Судовии собрались на пир. На этом пиру один знатный и могущественный человек пытался оскорблениями и бранью вывести брата Людвига из себя. Посему он сказал Скуманду: «Ты привел меня сюда, чтобы этот омрачал душу мою дерзкими словами своими?» Скуманд ответил ему: «Я сожалею об огорчении твоем, и если отважишься, то ответь на нанесенное тебе оскорбление, а я тебе подсоблю». Услышав это, брат Людвиг воспрянул духом и убил своего соперника мечом. После брат Людвиг одним слугой упомянутого Скуманда был освобожден из плена и возвращен братьям.

211. ОБ ОБРАЩЕНИИ СКУМАНДА, ВОЖДЯ СУДОВОВ, В ХРИСТИАНСТВО
Этот Скуманд был могучим и богатым человеком в волости Судовии, называемой Красима, и поскольку он не мог сопротивляться постоянным нападениям братьев, то со всей челядью и друзьями ушел из земли своей в землю Руссии. Прожив в ней некоторое время, утомившись изгнанием, он вернулся в землю родины своей. Узнав об этом, братья снова пошли на него войной, столько раз тревожа его, что он наконец со всеми чадами и домочадцами подчинился вере и братьям.

212. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ВОЛОСТИ СУДОВИИ, НАЗЫВАЕМОЙ СИЛИЯ (Зилия, Злина в русских летописях, волость на юге ятвяжских земель, скорее всего, к северу от слияния р. Бебжы и р. Эльки. В территорию Зилии в ХIII в., возможно, следовало бы включить и земли между р. Наревом и Бебжей), И О ВТОРОМ ПЛЕНЕНИИ БРАТА ЛЮДВИГА
В то время как брат Манегольд, магистр, призванный в капитул, отправился в путь, брат Конрад фон Тирберг, маршал, со многими братьями и огромнейшим войском вторгся в волость Судовии, называемую Силия. Таким многочисленным было это войско, что оно растянулось на многие лье. Там все сооружения упомянутой волости они превратили в пепел, убив одного нобиля по имени Вадоле, тамошнего вождя, и многих других, забрали бесчисленную добычу. В этом войске брат Людвиг фон Либенцель, получивший много смертельных ран, полуживой был оставлен на снегу. После судовы, найдя его, положили на коня, так что голова и руки свешивались с одной стороны, а ноги с другой, и везли таким нелепым образом, что кровь, текущая из ран, уже свернувшаяся в теле, волей-неволей бурно потекла, и так он был исцелен, как он сам воистину полагал. Этот брат Людвиг, снова взятый в плен, был отдан одному нобилю по имени Кантегерд под его надзор.

1283год
217. О ВЗЯТИИ ЗАМКА КИМЕНОВ И ОБРАЩЕНИИ В ХРИСТИАНСТВО 1600 СУДОВОВ
В это же время этот брат Конрад, магистр, радеющий о вверенном ему деле, провел много бессонных ночей, думая, как наставить врагов веры судовов на путь истины. Вот почему, когда он, собрав для осуществления этого великое множество братьев и прочих воинов, держал путь в Судовию, ему встретился брат Людвиг фон Либенцель, ведший с собой Кантегерда, державшего его в плену, и 1600 человек обоего пола из Судовии, которых он, находясь в плену, обратил в веру Христа. Увидев их, магистр возрадовался и повелел им следовать в Самбийскую землю. После этого на другой день магистр с войском своим вошел в волость Судовии, называемую Кименов, и замок с этим же названием так яростно штурмовал, что жители замка при условии, что он сохранит им жизнь и имущество, наконец сдались ему, обещая принять [137] веру Христа. Посему, дав им проводника, он повелел им без промедления следовать в пределы Самбии. Но на другой день, когда, разгромив вышеупомянутую волость Кименов, братья с войском своим уходили, стало известно, что упомянутые жители замка Кименов, убив проводника своего, другой дорогой отправились в землю Литвы. Но брат Людвиг со своей свитой выступил на землю Самбии, где все возродились в источнике крещения.

218. О ГИБЕЛИ БРАТА ФРИДРИХА ХОЛЛЕ И 30 ЧЕЛОВЕК
В том же году брат Фридрих по прозвищу Холле, родной брат брата Маркварда фон Рёблинга, со 100 всадниками из замка Бранденбург пошел на Судовию, и, когда, захватив большую добычу в волости Керсов, он уходил, погнавшиеся за ним враги убили его и 30 человек...

219. ОБ ОБРАЩЕНИИ В ХРИСТИАНСТВО ОДНОГО НОБИЛЯ И 1500 ЧЕЛОВЕК ИЗ СУДОВИИ И ОПУСТОШЕНИИ УПОМЯНУТОЙ ЗЕМЛИ
Многие бесконечные войны велись с судовами; я умолчу о них ради краткости. А после того как один человек, Йедет (Известна жалованная грамота Тевтонского ордена ятвягу Гедете, отождествляемому А. Зерафимом с Йедетом (1288 — начало 1299 г.)), благородный родом и нравом, могущественный и богатый, вождь судовов из Кименова, не смог больше выносить столь частых и суровых нападений братьев, он со всеми чадами и домочадцами и с 1500 людьми обоего пола пришел к братьям и был крещен. Но Скурдо, вождь другой части Судовии, презирая истинную веру, со своими людьми отправился в землю Литвы; и так земля Судовии по сей день пребывает в запустении.

220. О МИЛОСТИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ ЯЗЫЧНИКАМ, ОБРАТИВШИМСЯ В ВЕРУ ХРИСТА
Кто бы ни обратился к вере Христа, оставив идолопоклонство, братья милостиво обращаются с ним, и вот как. Если он знатен и происходит из рода нобилей, то ему даются земли в свободное владение и в таком количестве, что он может жить приличествующе положению своему; если он не знатен, то он и сам служит братьям по доселе соблюдаемому обычаю земли Прусской; разве что с достойными награды или порицания поступают по-иному. Например, незнатные, которые в вероотступничестве или при других обстоятельствах преданно примыкали к вере братьев, разве славные их заслуги не требуют того, чтобы незнатность их превратилась в благородную знатность, а рабство — в заслуженную свободу? Непременно, Господи. И соответственно этому разумей и обратное. Вот почему в земле Прусской много новообращенных, предки которых происходили из знатного рода, они же из-за своего зла, содеянного против веры и христиан, были признаны незнатными; другим же, чьи родители были незнатными, за верное служение, оказанное вере и братьям, дарована была свобода.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Пятница, 31.07.2020, 17:25 | Сообщение # 25
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4084
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Offline
Что пишут о ятвягах (полешанах) польские летописи:



Книга IV, глава 19

Итак, Казимир, овладев королевством, верный друзьям, но неуверенный в дружбе [соседей], смело предпринимает трудный [поход] на гетов и, беспощадно притеснив их соседей, с трудом покорив в жесточайших сражениях, силой обуздывает несгибаемую звериную дикость полешан, ничей доблестью и никакой войной до этих пор не покорённую. Ведь казаться довольствующимся славой отцов славному Казимиру казалось бесславным. Полешане же - племя гетов или пруссов, народ жесточайший, ужаснее всякого свирепого зверя, недоступный из-за необитаемых обширных пущ, лесных чащоб и смоляных болот. Поскольку же этих разбойников обычно скрытно поддерживал некий дрогичинский князь на Руси, то он и получил первые удары ярости. Запертый в [стенах] города, который является столицей княжества и называется Дрогичин, [князь оказался] настолько стеснён бедствиями осады, что не только сдался по закону, но и принял условия вечного рабства. После этого [поляки] едва только быстрым маршем за три дня прошли обширные пустынные пространства, на рассвете четвёртого дня князь - [примерный] католик приказывает всему войску принять святое причастие из рук почтеннейшего мужа преподобного епископа Плоцка. Тем, кто собирается сражаться с саладинистами (неверными), против врагов святой веры, против нечестивейших язычников, следует больше полагаться на [идеальное] оружие святой веры, нежели на крепость вещественного военного снаряжения. Итак, они, успокоенные, ищут сражения и не могут долгое время найти из-за того, что все враги попрятались в святилищах и пещерах, скорее из хитрости, чем из трусости. Ведь в теснинах [пруссы] чрезвычайно ловки, а на равнине никуда не годны.
Прим.: Разоряя Ятвяжскую землю, Даниил Галицкий говорил: «... крестьяномъ пространьство есть крепость, поганым же есть теснота, деряждье обычай есть на брань» («... христианская сила в широком пространстве, а поганым - в узком, им привычна битва в лесу»)
Они [более] искусны хитростью, чем сильны, а храбры скорее от безрассудства. Не найдя их, лехиты, дабы не казалось, будто они бездействуют, с большим старанием занялись опустошением святынь, посёлков, сёл и возведённых строений, жгли гумна с хлебами: потому что у [полешан] нет никаких укреплённых городов, а городские стены те же, что и у зверей. [Главарь их], вождь подляшский, притворно является к Казимиру, признаёт себя побеждённым и просит пощады для своего народа, клянется, что готов [Казимиру] служить, связывает себя данническими обязательствами, предоставляет в доказательство несколько поручителей или заложников, обещая представить ещё больше. Обезопасив себя заложниками, [Казимир] распускает войско. Полешане же, завалив просеки, закрывают путь возвращению, отказываются от договора. Говорят, что спасение заложников не должно быть препятствием свободе: лучше уже сыновьям умереть, чем отцам лишиться свободы, поскольку они благодаря своей достойной смерти вновь оживут в ещё более достойных живых существах. Ведь у всех гетов существует общее заблуждение, заключающееся в том, что души после разлучения с телом переходят в тела вновь родившихся [людей], а некоторые даже в тела зверей и становятся зверями. Даже и это представление о смерти не отличает их от диких животных.

[Далее следует сказка о пескарях, наивность которых сравнивается с глупостью полешан, покорённых Казимиром после уничтожения целой провинции. Милосердный князь, убедившись в смирении пруссов и обязав их выплачивать подати, возвращается на Родину. Заканчивается глава сообщением о неожиданной кончине Казимира на пиру.]

похоже повествует и


Глава 43. Как Казимир подчинил своему господству полешан (ок.1191-93гг)

Итак, вышеупомянутый Казимир, окруженный верными друзьями, устремляется к границам пруссов. Совершив много нападений на их соседей, он разбил их и, наконец, с трудом, в тяжелых военных столкновениях, вступил в земли полешан 76. А до сих пор никому не удавалось ни путем войны, ни путем вражеского нападения справиться с их необузданной свирепостью.

Полешане - это народ гетов или пруссов, племя жесточайшее, отличающееся звериной свирепостью, [которое] населяет обширную пустыню. Дорога к ним недоступна вследствие очень густых лесов и смоляных болот. Жилища их Казимир уничтожил факелами, рассек ударами дротиков и мечей, и, после того как все сгорело, наиболее знатные люди (primi proceres) всей провинции полешан с поднятыми десницами и склоненными выями пали к стопам Казимира, умоляя пощадить остатки родины и их жизнь. При виде таких бедствий милосердие светлейшего князя склонило его к состраданию, и он, получив от полешан гарантию об уплате подати и убедившись в их покорности, с величайшим триумфом счастливо возвратился в родные края. Здесь не под влиянием собственной усталости, но из-за усталости своих людей разрешил кратковременный отдых.

В описании 13в это племя в хронике не упоминается


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Пятница, 31.07.2020, 17:59 | Сообщение # 26
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4084
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Offline
Таким образом, видно, что об одних и тех же племенах русские пишут как о ятвягах, немцы - как о судовах, ляхи - как о полешанах.
Это хорошо видно из перечисления основных их волостей и племен:

В русских летописях это  "и злинцев, и крисменцев, и покенцев".

У немецкого хрониста это волости Кименов(194.,217. в итоге бежали в Литву, вождь Гедете крестился), Меруниски(197., 18 господ), Покимы(202. - покенцев русских летписей), Красима(209., крисменцы русских летописей, вождь Скуманд), Силия(212., злинцы русских летописей, стольный град Рай у р.Бобр, вождь Вадоле), Керсов(218.)

В общемвот такая примерно карта:




Сообщение отредактировал serGild - Пятница, 31.07.2020, 18:21
Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » История » Прибалтика и ВКЛ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Люди
Лиса Ридеры Гильдия Модераторов Сообщество на Мейле Гильдия Волонтеров База
данных Женская гильдия Литературная Гильдия Гильдия Печатников и Оформителей Слобода Гильдия Мастеров Гильдия Градостроителей Гильдия Академиков Гильдия Библиотекарей Гильдия Экономистов Гильдия Фильмотекарей Клубы
по интересам Клубы
по интересам



© 2020





Хостинг от uCoz | Карта сайта