Возможно я неверно выразился, или был неверно понят. Речь не идет об общем отставании или, наоборот, опережении - у вех свои плюсы и минусы. Просто, если у конкурентов имеется некий компонент, который сочтен необходимым и нам, то до приобретения этого компонента, анализ фиксирует отставание на данном участке. На мой взгляд, приобщение высших слоев общества к музыкальному и литературному творчеству (не отвергая того, что уже есть) дает дополнительный толчок развитию общей культуры и облегчает формирование светского сектора в искусстве.
Если имеется в виду мое сообщение, то я просто привел пример культуры на Руси.
Таким образом, в Западной Церкви иконографических схем не было, и художники Западной Европы были в значительной степени вольны давать свою художественную интерпретацию ветхозаветным и христианским сюжетам.т.о. с точки православного вы в чем то правы, с точки зрения католика - нет. Однако в те времена различия между католиками и православными в общении между людьми еще не превратились в пропасть. Было множество смешанных браков без перехода в католичество/православие, особенно в княжеских/королевских браках, несмотря на протесты иерархов. Значит, взаимовлияние еще возможно, пусть даже с т.з. ревнителей это не иконы а вовсе витражи и барельефы - профанация.
Я уже высказывался устами ГГ, что спор об обрядах это - борьба за паству и к истине не имеет отношения. Однако (и я хотел бы это подчеркнуть) мне известно, что такое святыня, и я понимаю (надеюсь, что понимаю), что такое намоленность. А еще я читал, как относились к росписям Сикстинской капеллы современники., точно процитировать не могу, но смысл был такой: "художник самовыражается, а нам здесь молиться, а как молиться, если кругом голые блудницы? Да, наследие античности, да культ здорового и красивого тела, но потому-то я и говорю о четком и недвусмысленном разделении духовного и светского искусства! Католики (не художники, а иерархи) на мой взгляд совершили принципиальную ошибку - соединив наследие античного искусства с христианством. Не потому, что это было искусство язычников (я неверующий и в ужас от этого не впадаю), а потому, что античность и христианство - две разные философии, две разные идеологии, два разных мировоззрения. Возможно специалисты со мной не согласятся, но мне кажется, что католиков подвело общее наследование античному Риму - вся европейская культура опирается на него, как на фундамент и странно было бы ожидать исключения для живописи. На Руси этого не произошло, и слава богу! желание ГГ (а, следовательно, и мое) дать старт светскому искусству на полтысячелетия раньше, чем в РИ, ни в коем случае не антитеза искусству религиозному, но есть шанс, что это скажется не только на общекультурных процессах, но, возможно, подтолкнет личности типа Андрея Рублева к развитию канона, который, как здесь уже говорилось, унаследован от Византии в застывшем, неизменном виде.
Конечно, нам нужно учиться у Византии, во многом она еще впереди Европы, можно заимствовать ее законы, ремесла, разумеется труды богословов и прочая, прочая... Но не стоит забывать, что и наши предки и европейцы и многие другие весьма скептически отзывались об их моральных качествах. Именно вмзантийством стали называть двуличие, лицемерие и подлость(то, что Гумилев назвал бы господством субпассинариев)
Ну хорошо, немножко процитирую: Составляющие великого подъема Х—ХШ вв. хорошо известны. Это демографический рост, когда численность христиан выросла примерно с 27 млн человек в 700 г. до 42 млн к 1000 г. и до 73 млн человек в 1300 г. Это экономический рост, затронувший как деревню — в связи с распашками нови и тем, что Дюби назвал «агрикультурной революцией», — так и города. (Складывается новый тип города, весьма отличный от античного; его специфика выражалась в прогрессе ремесла, в развитии зачатков промышленности — особенно в текстильном производстве и строительстве, где используются машины — мельница и ее варианты; одновременно намечается революция в торговле, которая добавила к сети местных и региональных рынков возрождение дальней торговли; распространяется денежная экономика.) Это политический подъем с коммунальным движением и генезисом современного государства. Это новая волна христианизации с обращением в веру новых народов, григорианской реформой, крестовыми походами, созданием нищенствующих орденов. Это расцвет искусства — сначала романского, а затем готического. Это интеллектуальный расцвет, появление городских школ, прогресс в развитии грамотности и местных языков, создание университетов, возникновение схоластики.
Добавлено (04.09.2009, 21:05)---------------------------------------------1. Бернард Шартрский из кафедральной школы Шартра, одного из крупных очагов Ренессанса XII в., утверждал: «Мы — карлики, сидящие на плечах гигантов. Мы видим лучше и дальше их, но не потому, что у нас острее зрение или выше рост, а потому, что они вознесли нас столь высоко. . .» Эта смиренная позиция новых интеллектуалов как бы уравновешивает их же утверждение о превосходстве их знания над знанием древних авторитетов, особенно Отцов Церкви. 2. формирование новой техники банковских расчетов, о чем ясно свидетельствует книга пизанца Леонардо Фибоначчи об основах счета «Liber abaci» (1202). 3. Понятием пропорциональности в это время интересуются очень живо, оно сформулировано в «Началах» Евклида, многократно тогда переводившихся. 4. Вильгельм Завоеватель в 1086 г. после завоевания Англии распорядился составить полный перечень владений короны — мероприятие, которое настолько удивило современников, что эта опись была названа «Книгой Страшного суда». 5. В высшем образовании наблюдается постепенное распространение технических знаний. Университетское образование порывает с ученическим штудированием божественной мудрости (sapientia), фундаментальные ценности которой связаны лишь с небесами, и обращается к знанию, создаваемому человеком на основе исследований (studium) и науки (scientia). http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/gof/f_00.htm
Проблема только в готовности разума к пониманию. Музыка - это высшая форма речи. Та же самая "Катюша" не имеет аналогов в русской песне, хотя бы по ритму, аранжировке.
Грубо говоря - нельзя лучнику объяснить принцип стрелкового оружия, пока он не научится механике. И т.д. и т.п.
Рыцарская культура априори чужда славянской культуре по причине её происхождения. Рыцарь в средневековье подчинялся сюзерену как D.F. - "защитнику веры". И все короли по сути стремились стать императорами Святой Римской Империи. Рыцарь - риттар - рейтар - всадник в Риме, совсем другая традиция...
Понял, в целом понял проблему.
Но на самом деле, любое новшество очень легко проходит, если оно исходит от блаженного человека. На Руси испокон веков так было. Блаженный, поддержанный церковью - мог горы своротить.
А Мишаня под блаженного - практически подходит. Заговаривается то и дело, святые дела творит, бесов в человеческий вид возвращая...
Воин, каковых поискать. Любое дело ему будет по плечу, вопрос только в поддержке со стороны Церкви.