Мы очень рады видеть вас, Гость

Автор: KES Тех. Администратор форума: ЗмейГорыныч Модераторы форума: deha29ru, Дачник, Andre, Ульфхеднар
  • Страница 1 из 1
  • 1
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » Политика и Религия » ТУРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ и Епископы Туровские (список и краткая биография)
ТУРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ и Епископы Туровские
pythonwinДата: Пятница, 15.01.2010, 20:05 | Сообщение # 1
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Оффлайн
ТУРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Цитата
Первые миссионеры, которые несли свет Христовой истины, могли появиться в Турове ещё до крещения Киева, так как известно, что епархия славянского первоучителя святого равноапостольного Мефодия распространялась до берегов Припяти, а ученики его по рекам Горыни и Случи из Волыни заходили в землю ятвягов.

Затем центром распространения христианства в Туровщине стал Киев, откуда происходили известные нам туровские князья. С конца X века Туров центром княжества, христианская вера распространилась широко, и в 1005 году была основана Туровская епископская кафедра. Туровские епископы поставлялись на кафедру Киевскими митрополитами. В синодике Варваринского монастыря написаны имена 23-х архиереев, которые занимали Туровскую кафедру на протяжении XII–XVI веков. Территория Туровской епархии захватывала земли принадлежащие ныне к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям.

Архипастыри в 11-12 веках
  • Фома (упом. 1005, упом. 1014)
  • Симеон (с 1072) [7]
  • Игнатий
  • Иоаким I
  • Георгий
  • Кирилл I (1114 - 1120)
  • Игнатий (? - 1144)
  • Иоаким I(I) (1144 - 1146/1147) [8]
  • Иоанн (1146)
  • Георгий (упом. 1167 - 1169)
  • Свт. Кирилл II (1169 - 1181/1182) [9]
  • Свт. Лаврентий (1182 - 29 января 1194)
  • в годы 1194 - 1328 имен епископов не сохранилось

Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Пятница, 15.01.2010, 22:47 | Сообщение # 2
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Оффлайн
По Голубинскому. У него же, в примечании (по данным "Истории Иерархии" еп. Амвросия Орнатского) приводится ряд первоначальных Туровских епископов от Симеона до Леонтия, использованый для составления данного списка. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_753
Цитата
? - ? Фома (1005, 1014), сомнит.
1072 - ? Симеон 1)
1114 - 1120 Кирил I
? - 1144 Игнатий
1144 - 1146 Иоаким I (1147 паки?) 2)
1146 - ? Иоанн
(1167) - 1169 Георгий
1169 - 1181 (1182) Св. Кирилл II 3)
1182 - 29.01/03.02 1194 Св. Лаврентий
1194 - 1328 имен епископов не сохранилось
1) По Голубинскому.
У него же, в примечании (по данным Истории Иерархии еп. Амвросия Орнатского) приводится следующий ряд первоначальных Туровских епископов:
- Симеон
- Игнатий
- Иоаким I
- Георгий
1114 - 1120 Кирилл I
1144 - 1146 Иоаким II
1146 - Иоанн
- Св. Кирилл II (проповедник)
- Леонтий

2) По Амвросию Орнатскому "История росс. иерарх.", том I, с. 225 и др.

3) Даты приведены по "Словарю историческому о святых" и др.
По Строеву: 1169-1182 гг.
По ЖМП 1943 г., № 10, с. 69: 1171-1182 гг.
По "Православному Церковному Календарю 1970 г.": 1183 г.
По Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви", с. 391) "... незадолго до кончины удалился на покой..." Скончался в Турове 28.04/03.05.1182 г.

Насчет Иокима II
[8] По Голубинскому со сслылкой на еп. Амвросия Орнатского - Иоаким II (1144 - 1146). По Амвросию Орнатскому "История росс. иерарх.", т. I, 225 и др. - возможно Иоаким I во второй раз, до 1146 или 1147. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_753
из этого можно заключить что после Кирилла I с 1120 по 1143/1144 епископом Туровским был скорее всего Игнатий

но в тоже время в в Житие Блаженного Мартина Туровского упоминается, что Он служил повором у епипископов:
Цитата
Здесь был повар Мартин, он служил при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии, из которых Иоаким известен по летописи в 1114—1146 гг. Епископ Георгий уволил Мартина от поварской службы по его старости.
правда не понятно почему в Житии Мартина не указан Кирилл I? Но Иоаким указан после Игнатия.

кафедра Епископа Туровской Епархии находилась в Туровском Борисоглебском монастыре
http://www.hrono.info/biograf/bio_we/vjach8vladim.php
Цитата
В 1146 году Всеволод Ольгович умер и, после недолгого княжения Игоря Ольговича, Киев захватил Изяслав. Сам Изяслав сначала не хотел нарушать право дяди Вячеслава, которому по родовым счетам теперь следовал Киев. Отправившись в поход против Игоря Ольговича, он объявил, что идет возвращать старший стол Вячеславу, Но дела переменились, когда он действительно овладел Киевом. Между тем Вячеслав стал распоряжаться как старший: захватил города, которые отняты были у него Всеволодом Ольговичем, захватил и Владимир Волынский и посадил в нем племянника Владимира Андреевича. Но Изяслав поспешил уверить его, что не он великий князь; послал на дядю брата Ростислава , и племянника Святослава Всеволодовича; те отобрали у Вячеслава Туров, схватили в нем епископа Иоакима и посадника Жирослава. В Турове Изяслав посадил своего сына Ярослава, а Вячеславу оставил только Пересопницу.
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Воскресенье, 17.01.2010, 01:25 | Сообщение # 3
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Оффлайн
прочитав Жития Туровских Святых и ИПАТЬЕВСКУЮ ЛѢТОПИСЬ, думаю последовательность была следующей (личное мнение, которое субъективно):
Симеон Туровский(с 1072 - )
Кирилл I Туровский (1114-1120) (возможно совмещал епархии или был местоблюстителем)
Игнатий Туровский(-1144)
Иоаким Туровский(1144-1146)
Иоанн Туровский (1146) (возможно совмещал епархии или был местоблюстителем)
Георгий Туровский(1147 - 1159)
Кирилл II Туровский (1159/1161-1182)
Лаврентий Туровский (1182-1194)

самое интересное что в ипатьевской летописи по поводу переноса мощей Святых Бориса и Глеба Туровского Епископа нет в перечислении, правда там нет перечисления и Новгородского и Полоцкого, зато есть Митрополит Никифор со всеми епископами: Фектистом Черниговским, Лазарем Переяславским, Никитой Белгородским и Данилою Белоцерковским
Цитата
В лѣт̑ . ҂ s҃ х҃ к҃г [6623 (1115)] Индикта 40 и҃ 40 съвъкупишасѧ . братьӕ Русции 41
кн҃зи Володимеръ . зовемъıи . Монамахъ Д . сн҃ъ Всеволожь . И 42 Дв҃дъ
Ст҃ославлиць 43 и Олегъ братъ его и сдоумаша 44 перенести мощи Бориса и Глѣба . бѧху бо создали црк҃вь има камѧну 45 . на похвалу и чс̑ть телесема 46 ею . и на положение . первое 47 же ост҃иша /л.105/ црк҃вь камѧную 48 . маӕ въ а҃ дн҃ь . в
суботу наоутриӕ же въ в҃ дн҃ь перенесоша ст҃аӕ . и бъıс̑ сборъ 49 великъ . сшедшюсѧ народу съ всихъ 50 странъ митрополитъ Микифоръ 51 съ всими 52 епс̑пъı съ Фектистомъ 53 . Черниговьскъıмъ 54 . с Лазаремъ Переӕславьскъıмъ . с попомъ Никитою 55 . Бѣлогородьскъıмъ и с Данилою З Гурьговьскъıмъ . и съ игуменъı . с Прохоромъ Печерьскъıмъ и съ Селивестромъ 56 ст҃го Михаила . и Сава ст҃го Сп҃са и Григории ст҃го Андрѣӕ . Петръ Кловьскъıи . и прочии игумени . и ост҃иша 57 цр҃квь каменую 58 и ѿпѣвшимъ имъ 59 ѡбѣдьнюю 60 обѣдаша оу Ольга .
и пиша и бъıс̑ оучрежение велико . и накормиша оубогъıӕ и странънъıӕ 61 . по г҃ 62 дн҃и и ӕко бъıс̑ оутро . митрополитъ 63 епс̑пи 63 игумени . оболокошасѧ 64 оу ст҃льскъıӕ 85 ризъı . и свѣща въжгегъ 66 с кадѣлъı бл҃говоньнъıми 67 . и придоша 68 к
ракама 68 . ст҃ою и взѧша раку Борисову и въставиша 70 и на возила . и поволокоша оужи . кнѧзи . и боӕре 71 черньцемъ 72 оупрѣдъ 73 идущимъ 73 съ свѣщами . попомъ по нимъ идущимъ . та же игумени та же епс̑пи предъ ракою . а кн҃земъ с 1 А ракою . идущимъ межи воромъ . и не бѣ лзѣ вести 2 ѿ множества 3 народа . поламлѧху 4 воръ . а инии и покрили 5 бѧху градъ и забрала ӕко страшно бѧше видити 6 народа . множество 7 . и повелѣ Володимеръ рѣжючи паволокъı . орници 8 бѣль .
розметати народу . овъ 9 же сребреникъı . метати людемъ силно налегшимъ . а бъıша легко внесли въ цр҃квь 10 Б и поставиша В раку средѣ 11 цр҃кви и идоша по Глѣба тѣм же ѡбразомъ . и сего привезоша . и поставиша оу брата распри же бъıвши межи Володимеромъ и Давъıдомъ и Ольгомъ . Володимероу бо хотѧщю ӕ 12 поставити средѣ 13 цр҃кви и теремъ серебренъ 14 поставити над нима а Дв҃дъ и Олегъ . хотѧшета 15 поставити ӕ в комару 16 . идеже ѡц҃ь 17 мои назнаменалъ . на правои сторонѣ 18 . идеже бѧста 19 оустроенѣ . комарѣ има . и реч̑ митрополитъ и епс̑пи верзите 20 жребии . да кдѣ 21 изволита мчн҃ка ту же ӕ поставимъ . и вгодно 22 се бъıс̑ и положи Володимеръ . свои жребии . а Дв҃дъ и Олегъ . свои жребии . на
ст҃ои /л.105об./ трѧпезѣ 23 и въıпѧсѧ жребии . Дв҃довъ и Олговъ . и поставиша ӕ в комару 24 тою 25 на деснѣи странѣ кде нъıне 26 лежита принесена же бъıс̑ ст҃аӕ моученика . маиӕ въ вторъıи 27 дн҃ь из деревѧнои цр҃кви в каменую 28
Въıшегородѣ иже еста похвала кнѧземъ нашимъ . и заступника земли Русцѣи 29 . иже славу свѣта сего попраста .


Сообщение отредактировал pythonwin - Воскресенье, 17.01.2010, 10:34
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Воскресенье, 17.01.2010, 01:56 | Сообщение # 4
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Оффлайн
Епархии и их архипастыри Киевской митрополии в 11-12 веках
ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ
  • Стефан I Болгарин 992-?
  • (?) Фома Грек упом. 998
  • Иоанн
  • Антоний I
  • Анитий
  • Кодриус
  • Геласий
  • Прп. Стефан II Печерский 1090/1091-27.IV.1094
  • Свт. Амфилохий (27 августа 1105 - 1122)
  • Симеон 1123-1136
  • Феодор 1137-упом. 1147
  • Лаврентий
  • Прокопий (XII в.)
  • Антоний II
  • Иоасаф упом. 1229

ПОЛОЦКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Св. Мина (13 декабря 1105 - 20 июня 1116)
  • Илия (1120 - 1128)
  • Косма Грек (1143 - 1156)
  • Дионисий (1167 - 1182/1183)
  • Николай Грек (1182/1183 - )
  • Каллист I
  • Владимир (1218)

ЧЕРНИГОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Неофит упом. 1071
  • Феодул упом. XI в.
  • Иоанн упом. 1080-23.XI.1111
  • Феоктист 12.I.1112-6.VIII.1123
  • Пантелеймон до 1142
  • Ануфрий 1143-1147
  • Антоний упом. 1158-1166
  • Порфирий упом. 1177-1239 [7]

РОСТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Свт. Феодор I (990/992 - ок. 1023)
  • Иларион
  • Свт. Леонтий I (не позже 1051 - ок. 1073)
  • Свт. Исаия Чудотворец (1078 - 1090)
  • Ефрем
  • Нестор (? - 1156)
  • Леон (1157 - 1162)
  • Феодор II (1162 - 1169)
  • Леонтий II (1172 - 1185)
  • Николай (упом. ок. 1185)
  • Лука (11 марта 1185 - 10 ноября 1189)
  • Иоанн (23 января 1190 - 1214)
  • Пахомий (1214 - 1216)
  • Кирилл I (1216 - 16 сентября 1229)

Переяславская

  • Николай (1054 - 1072)
  • Св. Петр (1072 - 1082)
  • Николай (? - ?)
  • Св. Ефрем боярин, Якопец (1089 - 1104) [4]
  • Симеон (? - ?)
  • Лазарь (11 ноября 1104 - 16 сентября 1117) [5]
  • Андрей (1117 г.) [6]
  • Сильвестр (1 января 1118 - 12 апреля 1123)
  • Николай (1123 - 1123)
  • Иоанн (1123 - 1125)
  • Марк (Макарий) (4 октября 1125 - 6 января 1134) [7]
  • Маркелл (1134 - 9 февраля 1135) [8]
  • Макарий (1135 - 1141)
  • Св. Евфимий (1141 - 1155)
  • Василий (1156 - 1168) [9]
  • Антоний (1168 - 1197)
  • Павел (1198 - 1231)

БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ или Юрьевская или Каневская ЕПАРХИЯ

  • Михаил (упом. 1071 - 1073)
  • Антоний (упом. 1088 - 1091)
  • Св. Марин/Карион (упом. 1091 - 1095) [5]
  • Даниил (6 января 1113 - 9 сентября 1121) [6]
  • Марк (до 1134)
  • Св. Карион (упом. 1184 - 1197)
  • Адриан (1197, в/у еп. Белгородский, именовался Белгородским и Юрьевским)
  • Дамиан (упом. 1147 - 1155)
  • Алексий (упом. 1200)

ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ (с 1120 года)
выделили из владимиро-волынской епархии и была в ведении киевской митрополии

НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Свт. Иоаким Корсунянин (992-1030)
  • Ефрем (1030-1035)
  • Свт. Лука Жидята (1036 - 15 октября 1060)
  • Стефан (1060-1068)
  • Феодор (1069-1078)
  • Герман (1078-1095)
  • Никита (1096 - 30 января 1108)
  • Иоанн (I) (1110-1130)
  • Прп. Нифонт (1130 - 1156)
  • Свт. Аркадий (1156 - 1163)
  • Свт. Иоанн I (II) (Илья) (1163 - 7 сентября 1186)
  • Свт. Григорий (1186 - 24 мая 1193)
  • Свт. Мартирий (10 декабря 1193 - 24 августа 1199)
  • Митрофан (1199-1211 и 1219- 3 июля 1223)
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ugo81Дата: Понедельник, 08.02.2010, 12:00 | Сообщение # 5
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 496
Награды: 0
Репутация: 261
Статус: Оффлайн
2 февраля по нов. ст., почитается преподобный Лаврентий, затворник Киево-Печерский, епископ Туровский (ХII в.), первоначально подвизался в Киево-Печерском монастыре. О нем, как о святителе, вышедшем из иноков Киево-Печерской обители, упоминает святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в своем "Послании к Поликарпу", положившем начало Киево-Печерскому патерику.
Впоследствии, как это видно из повествования святителя Симона, преподобный Лаврентий пожелал уйти в затвор, но отцы печерские не дозволили ему этого, считая (после искушения, постигшего преподобного Никиту, +1108, память 31 января) подвиг затворничества весьма трудным и небезопасным. Тогда преподобный Лаврентий перешел в монастырь во имя святого великомученика Димитрия Солунского, построенный великим князем Киевским Изяславом Ярославичем (1054-1073, 1076-1078).
Здесь, затворившись, преподобный Лаврентий жил в безмолвии и строгом воздержании, пресекая слезами молитвы своей различные искушения. И не только сам избежал уязвления от духов злобы преисподней, но высокими подвигами молитвы и Богомыслия достиг дара исцелений и слыл еще при жизни чудотворцем. Монастырь во имя святого великомученика Димитрия был с 1128 года передан дочерью князя Ярополка Изяславича Анастасиею (супругой Минского князя Юрия, которому принадлежал г. Туров) в ведение Киево-Печерской обители и считался первоначально приписным к ней.
Во второй половине XII в., когда в Димитриевом монастыре подвизался преподобный Лаврентий, он уже был самостоятельным и управлялся своим игуменом. Независимость его подтверждается тем, что игумен Димитриевского монастыря дозволил преподобному Лаврентию подвизаться в затворе подвигом безмолвия, в чем ему отказали печерские отцы.
Пребывая в затворе, преподобный Лаврентий не прерывал духовного общения с братией Киево-Печерской обители. Известен случай, когда к святому Лаврентию привели одержимого бесом, который заставлял несчастного кликушествовать на разных языках - еврейском, латинском, греческом, а также на неведомых наречиях. Одержимого с трудом удерживали десять человек.
Преподобный Лаврентий не смог исцелить его один и велел отвести в Киево-Печерский монастырь. Услышав это, одержимый стал кричать, что боится приблизиться к святым пещерам. Преподобный Лаврентий велел вести его силой. На вопрос провожатых, знавших, что человек тот никогда в обители не бывал, - "кого он боится?" - бес, устами одержимого, назвал по именам тридцать отцов, имевших над ним власть. А погребенные в пещерах "ныне еще больше дерзновения имеют к Богу молиться о своих черноризцах и о приходящих к ним".
По приближении к святым вратам обители, нечистый дух оставил страждущего, и он совершенно здоровым вошел в монастырь. Когда его спросили, кто его исцелил, он показал на чудотворную икону Матери Божией и сказал: "Тридцать святых отцов вместе с Нею встретили нас, и я исцелился". Столь великой оказалась сила соборной молитвы Киево-Печерских иноков, предстательством Пресвятой Богородицы.
Вероятно, после этого случая преподобный Лаврентий вернулся в Печерский монастырь. Он был возведен отсюда на кафедру епископов Туровских после кончины знаменитого духовного писателя и проповедника святителя Кирилла Туровского (+1183, память 28 апреля), то есть не ранее 1172 года.
В Ипатьевской летописи преподобный Лаврентий упоминается в сане епископа под 1182 годом, когда он участвовал при поставлении пресвитера Василия в архимандрита Киево-Печерского монастыря. Время управления святителя Лаврентия Туровской епархией приблизительно совпадает со временем княжения Святополка Юрьевича, одного из замечательных Туровских князей.
Предполагают, что последние годы своей жизни преподобный Лаврентий провел в Киево-Печерском монастыре, куда удалился из любви к затворничеству. Точное время его кончины неизвестно. По другим сведениям, преподобный Лаврентий преставился в Туровском Борисоглебском монастыре. Местное туровское предание гласит, что из этого монастыря в Х?? в. были взяты нетленные мощи в Киево-Печерскую обитель. Должно быть, это мощи преподобного Лаврентия, который завещал перенести его тело в Киевские пещеры.
В старинных рукописных святцах между святыми, почивающими в Ближних (Антониевых) пещерах, первым указан "святой Лаврентий, епископ Туровский".
В "Иконописном подлиннике" о святом Лаврентии сказано: "Подобием надсед, брада, аки Богословля, раздвоилася, клобук на плечах, риза преподобническая, бос".
Память преподобного Лаврентия, святителя Туровского, совершается 29 января, 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах) и во 2-ю Неделю Великого поста (Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских).
Подготовил Петр Маслюженко


все пройдет
и это тоже пройдет
Cообщения ugo81
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Суббота, 18.06.2011, 05:16 | Сообщение # 6
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Оффлайн
Quote
Среди рано учрежденных на Руси кафедр должна быть названа и туровская. О поставлении местного епископа (Акима или Якима) говорится в Ипатьевской летописи под 1144 (6652) годом[98], и затем тот же епископ назван вторично в ряде летописей под 1146 годом[99]. Но он не первый епископ, ибо его и его предшественников Симона и Игнатия упоминает «Слово о Мартине мнихе туровском» — памятник конца XII в., связанный с культом Бориса и Глеба[100]. Таким образом, это туровские деятели первой половины XII в.
Кроме того, существует в списке XVII в. туровских памятников XIV в. грамота об основании епископии в Турове, в которой указывается год 6513-й (1005/06) и имя первого епископа Фомы. Несомненно, что эта грамота, перечисляющая также источники материального обеспечения кафедры («села», «винограды», наряду с данями) и города, входившие в епархию, которые не соответствуют условиям XI в., и называющая также сыновей Владимира, основана на тексте Устава князя Владимира о десятинах и принадлежит более позднему времени — скорее всего, второй половине XIV в., когда возник весь туровский комплекс грамот[101]. Однако дату основания епископии и имя первого иерарха в этой грамоте вряд ли стоит считать фантастическими, вставленными в XIV в.
Как и дата «996 (6504) г.» в находящейся в том же комплексе местной обработке Устава князя Владимира (т. е. дата освящения Десятинной церкви по Повести временных лет, рассказ о котором входит в тот же комплекс), она могла быть основана на письменной .традиции, в данном случае — на местной туров-ской помянной записи, упоминавшей также имя первого епископа. И дата и имя епископа в этой грамоте сами представляются чуждыми, не связанными тесно с основным ее содержанием как произведением своего времени. Это позволяет отнестись к указаниям документа XIV в. с доверием, несмотря на то что в русском перечне епископии середины XII в. в Замойском сборнике упоминание Турова отсутствует. Ведь кафедра, несомненно, существовала уже в первой половине XII в. Но, как было показано, в этом перечне нет и Перемышля. Вместе с тем Туров назван в константинопольском перечне 1160-х годов (на 8-м месте)[102].
Существующее в литературе предположение о возникновении туро,вской кафедры во второй половине XI в. (ок. 1088) связано с мнением о том, что в конце X—начале XI в. столицей княжества был не Туров, а Пинск[103]. Такое мнение основывается на указании Анонимного сказания о Борисе и Глебе в Успенском списке конца XII—начала XIII в., что Святополк Окаянный был посажен отцом «в княжении Пиньске»[104]. Однако результаты археологических исследований не подтверждают существования Пинска, и тем более его политической роли в столь раннее время. Они показывают, что о Пинске можно говорить не ранее середины XI в., в то время как культурный слой Турова принадлежит концу X в. [105]и позднейшим векам и этот город был центром племенного княжения древлян.
Туровская епархия в XI—XII вв. охватывала территорию среднего течения Припяти и ее северных притоков — Туровского княжества и граничила с епархиями Белгородской (Киевской), Владимиро-Волынской, Полоцкой и Черниговской; на северо-востоке — со смоленской частью Переяславской епархии, выделившейся в 1136 г. в Смоленскую епархию. С западной стороны ее пределы ограничивались только государственной границей Руси[106].

Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Суббота, 18.06.2011, 11:24 | Сообщение # 7
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4175
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
Quote (pythonwin)
С западной стороны ее пределы ограничивались только государственной границей Руси[106].

А это значит, что Городненская волость под церковным управлением Турова


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Суббота, 18.06.2011, 12:48 | Сообщение # 8
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Оффлайн
Quote (serGild)
А это значит, что Городненская волость под церковным управлением Турова

да - это так, но позднее Городно перейдёт в Полоцкую епархию.
Епархии Русской Церкви XI - нач. XII вв.
Епархии Русской Церкви XII - сер. XIII вв.
Вопрос в другом в 1125-1127 гг был ли Городно в составе Туровской епархии или был передав во вновь образованную Полоцкую? ответа пока нет.
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Суббота, 18.06.2011, 15:09 | Сообщение # 9
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4175
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
Quote (pythonwin)
Вопрос в другом в 1125-1127 гг был ли Городно в составе Туровской епархии или был передав во вновь образованную Полоцкую? ответа пока нет.

Чисто логически - Городно подняли чтобы оттянуть силы у Полоцка. Там сидит зять ВКК, в РИ всегда бывший под его рукой. Так что пока Городно - под Туровом, а вот когда и Туров непонятно чей и Полоцк - у Мстиславичей - тогда могли и передать в Полоцкую юрисдикцию.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Суббота, 18.06.2011, 15:38 | Сообщение # 10
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Оффлайн
Quote (serGild)
Чисто логически - Городно подняли чтобы оттянуть силы у Полоцка. Там сидит зять ВКК, в РИ всегда бывший под его рукой. Так что пока Городно - под Туровом, а вот когда и Туров непонятно чей и Полоцк - у Мстиславичей - тогда могли и передать в Полоцкую юрисдикцию.

логично, но не факт - могли изначально передать в состав Полоцкой епархии после смерти Всеслава

Quote
Полоцкая епископия в столице княжества, традиционно принадлежащей потомкам Рогволда, упоминается в 1105 г., когда вновь прибывшим киевским митрополитом Никифором был поставлен епископ Мина[73]. Кафедральный Софийский собор упоминается в «Слове о полку Игореве»[74] . Однако его постройка принадлежит к более раннему времени: этот каменный храм датируют 1050-ми годами или временем до 1066 г.[75] Что касается возникновения епископской кафедры, то политические условия существовали для этого скорее еще при самом Владимире, когда в Полоцке сидел его сын Изяслав (ум. 1001), или позднее, при его внуке Брячеславе Изяславиче (ум. 1044). Отношения между Всеславом Брячесла-вичем и Киевом во время правления этого князя (ум. 1101) не располагали к выделению Полоцка в отдельную епархию.
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Суббота, 18.06.2011, 16:42 | Сообщение # 11
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4175
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
Quote (pythonwin)
логично, но не факт - могли изначально передать в состав Полоцкой епархии после смерти Всеслава

А зачем? С Всеславом и Всеславичами вечно напряги, зачем бы им такой пряник дали? Это же дополнительный рычаг влияния на тех же ятвягов и пр.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Воскресенье, 19.06.2011, 08:14 | Сообщение # 12
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1625
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Оффлайн
Цитата serGild
А зачем? С Всеславом и Всеславичами вечно напряги, зачем бы им такой пряник дали? Это же дополнительный рычаг влияния на тех же ятвягов и пр.
проблема Туровской епархии в том, что она до 1114 года с 1120 по 1144 годы не известно кем управлялась, а скорее была подчинена Митрополиту, а в его отсутствии епископом Белой Церкви или Юрьевскому. В 1105 году восстанавливается Полоцкая епархия после смерти Всеслава и скорее поставят своего человека, каким и был Святой Мин Полоцкий.
Цитата Житие Святого Мина Полоцкого
Святитель Мина, епископ Полоцкий, долгое время повизался в Киево-Печер­ском монастыре. 13 декабря 1105 года он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу Киево-Печерским святым отцам, так как до возве­дения в сан епископа он нес послушание в этой обители. Упоминание о нем содер­жится в Киево-Печерском Патерике. Святитель Мина известен как один из первых русских архипастырей, продолживших благодатное распростра­нение веры Хри­стовой после крещения нашей земли.
Он свой для Киева и был поставлен ещё при Святополке Изяславиче, который с одной стороны не стал бы ослаблять Туров, т.к. тот был его опорой, но с другой у Мина должны были быть поступления и не только из казны Полоцкого князя, вот для этого могли Городно передать в Полоцкую епархию.
Просто десятина РПЦ и в славянских странах собиралась централизовано князем и передавали её уже епископу и церквям, если епископ получал гривны только у полоцкого князя, то не исключено сближение епископа с Всеславичами.
serGild, пока самый логичный вариант, что Городно в составе Туровской епархии, которая управляется напрямую наместником и десятинщиками Митрополита Всея Руси.

Цитата
Во 2-й половине Х╡╡ века Туровское княжество, распавшись на более мелкие уделы, постепенно потеряло своё могущество. В 1241 г. в результате опустошительного набега татар Туров, в котором насчитывалось около 50 церквей и монастырей, был сожжён дотла.

В конце Х╡╡╡ – нач.XIV века Туров вошёл в состав Великого княжества Литовского и на протяжении веков принадлежал разным княжеским родам. В XVI в. в Турове, по свидетельству некоторых источников, было 80 церквей, продолжал действовать древний Борисо-Глебский монастырь. По великой вере Православным были явлены чудотворные иконы Божией Матери Конковичская и Васьковская (Мозырский уезд).

http://www.patriarchia.ru/db/print/26601.html
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Понедельник, 27.06.2011, 23:16 | Сообщение # 13
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4175
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
Quote (pythonwin)
Туров, в котором насчитывалось около 50 церквей

Фроянов пишет, что такое множество церквей объясняется тем, что в большинстве это были родовые церкви.
Хочет боярин помощи себе свыше - ну и ставит у себя на подворье церквушку и туда своего холопа в священники - пускай Небесную милость вымаливает. Ну и богатства, в церковь вложенные сохраннее. А при нужде даритель вклад всегда и забрать может (Флоря-Милов)


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ИмирДата: Понедельник, 13.03.2017, 12:20 | Сообщение # 14
Сотник
Группа: Огнищане
Сообщений: 1788
Награды: 0
Репутация: 1070
Статус: Оффлайн
Обнаружил про повара епископов Туровских Преподобный Мартин Туровский. Вдруг пригодится.
Цитата
Преподобный Мартин Туровский служил поваром при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме (1144 — 1146) и Георгии. Последний святитель уволил святого Мартина по его старости. Но старец не захотел расстаться с монастырем (епископы жили при Туровской обители в честь святых Бориса и Глеба) и принял монашество.
Преподобный Мартин, туровский пустынник, служил поваром у епископов Симеона, Игнатия и Иоакима, бывших духовными пастырями земли Туровской с 1120 по 1146 годы, и только преемник Иоакима епископ Георгий освободил Мартина от его обязанностей "старости ради", из чего можно определить приблизительное время рождения блаженного старца - вторая половина 90-х годов XI столетия. Судя по замечанию автора сказания о святом подвижнике, он страдал сильными болями от грыжи, "чрево ибо ему в лоно входило". Освобожденный от достаточно высокой должности, преподобный Мартин остался жить в Борисоглебском монастыре, размещенном неподалеку от города, на Болонье, где принял подвиг затворничества: "один жил о
Бозе". До XIV века монахи в обителях жили не общежительно, а в особых келиях, однако молились вместе в одной церкви, были под началом одного игумена, имея в личной собственности одежду, питье и жилище, в котором каждый готовил себе трапезу.
Все сведения о святом Мартине почерпнуты из краткого сказания - "Слова о Мартине мнихе", записанного неизвестным книжником вскоре после кончины подвижника. Существует мнение, что автором или, по крайней мере, инициатором написания "Слова" был Кирилл Туровский. Простой, не украшенный риторическими изысками стиль сказания свидетельствует о том, что оно не претерпело значительных изменений в результате неоднократных переписок и поэтому представляет из себя нема лую ценность как аутентичное произведение XII столетия. Впрочем, это "Слово" с некоторыми изменениями вошло позднее в Макарьевские Минеи, а после - и в печатный Пролог.


Дерись, но побеждай


Мнение высказанное мной является только моим личным мнением и с мнением авторов или администрации может не совпадать, а так же не является обещанием чего либо от лица руководства форума.
Cообщения Имир
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
keaДата: Понедельник, 13.03.2017, 13:42 | Сообщение # 15

Княгиня Елена
Группа: Авторы
Сообщений: 5393
Награды: 0
Репутация: 3154
Статус: Оффлайн
Имир, вот спасибо, порадовали! klassno
Заслуженный плюс!


Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на халтуру.
Cообщения kea
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ИмирДата: Понедельник, 13.03.2017, 15:23 | Сообщение # 16
Сотник
Группа: Огнищане
Сообщений: 1788
Награды: 0
Репутация: 1070
Статус: Оффлайн
Цитата kea ()
Имир, вот спасибо, порадовали!
В таком случае вношу его в Вики. Минимум для пишущих фанфы, особенно про появление связей Галины (стряпухи от Бога) при дворе епископа, пригодится.


Дерись, но побеждай


Мнение высказанное мной является только моим личным мнением и с мнением авторов или администрации может не совпадать, а так же не является обещанием чего либо от лица руководства форума.
Cообщения Имир
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
keaДата: Понедельник, 13.03.2017, 18:28 | Сообщение # 17

Княгиня Елена
Группа: Авторы
Сообщений: 5393
Награды: 0
Репутация: 3154
Статус: Оффлайн
Цитата Имир ()
В таком случае вношу его в Вики.

Не стоит спешить и путать народ: в Вики вносятся исключительно те, про которых не только подумано, но и напечатано. А мы понятия не имеем, где и когда мы этого повара упомянем.


Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на халтуру.
Cообщения kea
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
CrusaderДата: Вторник, 14.03.2017, 20:46 | Сообщение # 18
Полусотник
Группа: Ополченцы
Сообщений: 571
Награды: 1
Репутация: 1044
Статус: Оффлайн
Уважаемый Имир!

Если я правильно понял, то список епископов накануне "нашего" времени выглядит так:
Фома ок.1005-ок.1014
...
Симеон I 1072-?
...
Кирилл I 1114-1120
Симеон II которого мы считали Феогностом) 1120-?
Игнатий ?-1144
Иоаким 1144-1146
Георгий
Кирилл II 1169-1181

Я правильно Вас понял?


С уважением, Павел.


Сообщение отредактировал Crusader - Вторник, 14.03.2017, 20:49
Cообщения Crusader
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ИмирДата: Вторник, 14.03.2017, 22:12 | Сообщение # 19
Сотник
Группа: Огнищане
Сообщений: 1788
Награды: 0
Репутация: 1070
Статус: Оффлайн
Уважаемый Crusader, меня не надо никак понимать. Я далеко не историк. Я просто обнаружил информацию про данного повара (какие забавные эквелибры выдает яндекс при различных сочетаниях слов), причем , что забавно, использовав Ваш пост. Как ей распорядится, необходимость проверки этой информации и прочее только на Ваше усмотрение.

П.С. Кстати читать эти источники, для меня пытка хлеще чем пытаться правильно читать на романских наречиях и переводить с немецкого без словаря при условии что у меня по нему натянутая тройка была.


Дерись, но побеждай


Мнение высказанное мной является только моим личным мнением и с мнением авторов или администрации может не совпадать, а так же не является обещанием чего либо от лица руководства форума.


Сообщение отредактировал Имир - Вторник, 14.03.2017, 22:15
Cообщения Имир
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ИмирДата: Среда, 15.03.2017, 18:31 | Сообщение # 20
Сотник
Группа: Огнищане
Сообщений: 1788
Награды: 0
Репутация: 1070
Статус: Оффлайн
Как-то скачал, да вот не открывал: м.Макарий. История Русской церкви и вот что интересное нахожу в отношении лиц что есть, но в прямую в книге вряд ли появятся, ибо их положение как у ВКК.
О киевских (вроде) митрополитах

Цитата
Николай упоминается по имени только в 1097 г., когда по просьбе киевлян выходил вместе с вдовствующею супругою великого князя Всеволода к князьям, окружавшим Киев войском, и убедил их не производить кровопролития, не
губить Русской земли междоусобиями. В другой раз упоминается в 1101 г., но только как митрополит, без имени.

Никифор грек, родом из Суры Ликийской. Пришел к нам в 1104 г., декабря 6-го, а в 18-й день того же месяца посажен на стол. Этот митрополит известен своими посланиями, показывающими в нем пастыря просвещенного, попечительного о
спасении душ и весьма ревностного к охранению православия. Скончался в апреле 1121 г.

Никита грек. Пришел из Царяграда в 1122 г., скончался в 1126 г. После него около пяти лет кафедра митрополии русской оставалась праздною.

Михаил II грек. Прибыл в Киев в 1130 или в 1131 г., а в 1145 г. возвратился в Грецию, где и скончался.
Том 2, отдел 2 глава 1


О епархиях там же

Цитата
Число епархий Русской Церкви в рассматриваемый нами период времени возросло до двенадцати с включением Киевской. Одни из них были известны еще прежде: Новгородская, Ростовская, Черниговская, Белгородская, Владимирская на Волыни.
Другие сделались известными во второй половине XI в.: Тмутараканская - около 1068 г., Переяславская - в 1072 г. и Юрьевская на реке Роси - в том же году.
Третьи - в первой половине XII в.: Полоцкая - в 1105 г., Туровская - в 1114 г. и Смоленская - в 1137 г.
Говорим: сделались известными, потому что все эти епархии под означенными годами только упоминаются мимоходом и, следовательно, предполагаются уже существовавшими, открытыми прежде. Об одной Смоленской ясно замечено, что она основана в 1137 г. по желанию смоленского князя Ростислава Мстиславича и что прежде в Смоленске епископии не
было. Границы наших тогдашних епархий неизвестны, можно, впрочем, думать, судя по самому положению этих епархий, что они были неодинаковой величины. К числу самых больших принадлежали: Новгородская, обнимавшая собою весь север России, Ростовская - единственная на всем северо-востоке, Черниговская, простиравшаяся до Рязани, Владимирская на Волыни, заключавшая в своих пределах всю Волынь.
Меньшими епархиями были: находившиеся близ Киева Белгородская, Юрьевская и Переяславская, хотя к последней до 1137 г. причислялся и Смоленск, также Тмутараканская, ограничивавшаяся только Тмутараканью с округом. Одна из этих епархий, именно Тмутараканская, по случаю разорения Тмутараканского княжества половцами к концу XI в. упразднилась; кафедра другой - Юрьевской по разорении Юрьева половцами в 1095 г. перемещена была на время в новый город Святополч, построенный великим князем Святополком на Витичевом холме при Днепре; но потом, когда Юрьев был возобновлен (1103), снова перенесена на прежнее место. Иерархи, управлявшие тогдашними епархиями, назывались все епископами, разумеется кроме Киевского митрополита, и едва ли различались по степеням и внешним преимуществам своих кафедр. Большая часть этих иерархов известны только по имени, а некоторые даже вовсе неизвестны.
Том 2, отдел 2 глава 1


О монастырях, в частности Печорском:

Цитата
Точно так же несомненно, что устав, введенный Феодосием в свой монастырь, был общежительный, который потом от Печерского монастыря приняли все прочие русские обители, вследствие чего преподобный Феодосии и назван начальником общего жития монашеского в России, а Печерский монастырь - старейшим из всех монастырей русских. Наконец, по крайней мере, некоторые достоверные подробности об устройстве Печерского монастыря по новому уставу можем узнать из жития преподобного Феодосия, начертанного преподобным Нестором.
В Печерском монастыре, кроме игумена, явились и другие, подчиненные ему должностные лица. Так, доместик, или уставщик, распоряжался и управлял чтением и пением в церкви. Церковные строители (пономари) заведовали церковным вином, маслом для освещения церкви, церковным звоном и под. Эконому поручена была монастырская казна и вообще все монастырское имущество. Келарь имел в своем ведении братскую трапезу, просфорню и все съестные припасы. Ключник., помощник келаря, хранил у себя ключи от погребов и других мест, где содержались запасы. Упоминаются еще начальник хлебопеков, распоряжавшийся в кухне, и вратарь, постоянно находившийся при вратах обители. Доместиком при Феодосии был Стефан, сделавшийся потом его преемником в игуменстве, келарем - Феодор, сообщивший о Феодосии много сведений преподобному летописцу, экономом - Анастасий

Цитата
Братия обители разделялись на 4 класса: одни еще не были пострижены и ходили в мирской одежде; другие, хотя еще не были пострижены, но ходили в монашеской одежде; третьи были уже пострижены и носили мантию; четвертые были облечены в великую схиму. Это были как бы четыре степени иноческой жизни. Преподобный Феодосии не отвергал никого из приходящих и просивших от него пострижения, был ли кто богат или убог, напротив, всякого принимал с радостию, только не вдруг постригал, а приказывал вступающему в обитель сначала ходить в мирской одежде, пока он не привыкал ко всему монастырскому строю, потом облекал его в монашескую одежду и искушал во всех монастырских службах, далее - постригал и облачал в мантию, это состояние продолжалось до тех пор, пока чернец не оказывался искусным в честном житии иноческом, наконец, удостаивал такого чернеца принять на себя великий ангельский образ. Следовательно, преподобный Феодосии различал великую и малую схиму, между тем как преподобный Феодор Студит не допускал такого различия - знак, что устав Студийский, принятый преподобным Феодосием, уже был не совсем тот, какой первоначально завещан преподобным Феодором Студитом его обители.
Все в обители совершалось не иначе, как с благословения игумена, и освящалось молитвою. Когда наступало время для служб церковных, один из пономарей приходил в келью преподобного Феодосия и испрашивал его благословения созывать братию.
Точно так же повар, намереваясь варить пищу или печь хлебы, прежде всего брал благословение у отца игумена, потом клал три земных поклона пред алтарем, зажигал от алтаря свечу, разводил ею огонь и начинал свое дело. Если же какой брат совершал что-либо без благословения, то подвергался от игумена епитимий. А пищу, приготовленную без благословения, преподобный Феодосии приказывал обыкновенно бросать в огонь или в реку.


Цитата
Всеми монастырями нашими мужескими управляли игумены, женскими - игуменьи, за исключением разве одного монастыря Андреевского, ни архимандриты, ни строители не упоминаются, по крайней мере, в летописях Избрание игуменов при основании монастырей и в начале их существования зависело от воли основателей. Но потом игумена избирали обыкновенно братия, представляя только свой выбор на утверждение основателей монастыря, пока они были живы, так избраны преподобные Феодосии и Стефан, игумены киево-печерские, или на утверждение епископа

Цитата
До начала XII в. все основанные у нас монастыри, несомненно, заимствовали себе устав Студийский из Киево-Печерской обители - об этом ясно свидетельствует писавший в то время преподобный Нестор. Но, по тому же ли образцу устроялись последующие наши монастыри до половины XII в., сказать не можем за недостатком свидетельств


Дерись, но побеждай


Мнение высказанное мной является только моим личным мнением и с мнением авторов или администрации может не совпадать, а так же не является обещанием чего либо от лица руководства форума.
Cообщения Имир
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ИмирДата: Среда, 15.03.2017, 18:41 | Сообщение # 21
Сотник
Группа: Огнищане
Сообщений: 1788
Награды: 0
Репутация: 1070
Статус: Оффлайн
А вот ближе к Турову.
Цитата
Правда, некоторые даже из князей ограничивали свое благочестие соблюдением только благочестивых обычаев и внешними добрыми делами, а когда дело шло об удовлетворении страстям, открыто нарушали христианские заповеди. Например, великий князь Святополк, с таким по-видимому усердием строивший церкви и монастыри, с таким смирением ходивший в Печерскую обитель просить себе молитв и благословения иноков пред каждым походом против врагов, явно нарушал христианский закон о браке и имел наложниц, был до того сребролюбив, что не
стыдился даже грабить богатых киевлян и во время случившегося в Киеве недостатка соли сам продавал ее за высокую цену к отягощению народа; наконец, заточил в Туров печерского игумена Иоанна, осмелившегося обличать его за ненасытимое корыстолюбие и притеснение подданных.


Дерись, но побеждай


Мнение высказанное мной является только моим личным мнением и с мнением авторов или администрации может не совпадать, а так же не является обещанием чего либо от лица руководства форума.
Cообщения Имир
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ARKANДата: Четверг, 31.05.2018, 16:59 | Сообщение # 22
Сотник
Группа: Огнищане
Сообщений: 1011
Награды: 0
Репутация: 1349
Статус: Оффлайн

Цитата
Из истории Туровского ЕвангелияРаспространение христианской веры связано с книжностью, с просвещением.Книги нужны и для богослужения, и для обучения, и для домашнего чтения. На Руси
такой универсальной книгой была Псалтирь. Но наибольшим почётом в храме
окружается богослужебное Евангелие, которое лежит на престоле в алтаре и
которое читается на каждой службе в храме. Понятна нужда в такой книге.
Устроители Русской Церкви –  киевские князья – первыми основали и
скриптории для умножения книг. По сообщению Повести временных лет, князь
Ярослав Мудрый собрал в 1037 г. в Киеве при храме св. Софии переводчиков и
переписчиков. Летописец замечает, что от учения книжного бывает великая польза,
он сравнивает книги с реками, питающими всю Вселенную: книги учат покаянию,
воздержанию, утешают в печали, а более всего они учат мудрости – страху
Господню, благоговению. Просветительская деятельность, начатая в столице государства, получилапродолжение во всех других епархиальных центрах древней Руси, в частности, в
Турове (ныне город в Гомельской области Белоруссии). Святой Кирилл Туровский (†
конец XII), по свидетельству Жития, был «добре научен святых книг учению», что
подтверждают и сохранившиеся до нашего времени его литературные произведения.
Именно здесь, в Турове, в ходе археографических поисков в 1865 г. учителем Н.И.
Соколовым был найден фрагмент из десяти листов древнего Евангелия, образующие
одну тетрадь. Находка сразу привлекла к себе внимание специалистов. Её изучали известныефилологи академики И.И. Срезневский и А.И. Соболевский. Губернское начальство
выделило значительную сумму денег на издание памятника (25 тыс. руб.). В 1869
г. текст Туровского Евангелия был опубликован в исправном виде с пояснениями
археографа П.А. Гильтебрандта (1840-1905) в качестве учебного пособия для
преподавателей русской словесности Виленского учебного округа. Особенности
написания и украшения заглавных букв позволили датировать Евангелие серединой
XI в. Получается, что оно было создано несколько раньше другого известного
памятника древнерусской книжности – Остромирова Евангелия (1056-1057 гг.).В первую очередь эта книга интересна православному читателю. Ведь ТуровскоеЕвангелие – это древнейшее свидетельство православия наших предков. Оно
представляет литературную ценность не только для Белоруссии. В сохранившихся
отрывках Евангелия Христос предстаёт как Пастырь Добрый, полагающий душу Свою
за пасомых. Притчи Христовы о талантах (Мф. 25,14-30) и десяти девах (Мф.
25,1-13) учат всегда быть готовыми к внезапному пришествию Христа. Здесь же
находим и другие евангельские слова о любви и милосердии к людям, учение,
которое по праву считается «золотым правилом нравственности» и актуально во все
времена: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».Существовал давний обычай записывать на страницах богослужебного Евангелиядарственные для местного храма. В Туровском Евангелии имеется запись о том, что
в 1508-м и 1513 году князь Константин Иванович Острожский, его жена Татьяна и
сын Илья подарили Преображенской церкви г. Турова сад с пасекой и поле с
сеножатями. Пожертвования были записаны на имя священников Митрофана и Матфея.
Так становится известно о существовании в Турове православного храма в начале
XVI в., а также обозначается место, где хранилось в это время и само Евангелие.
В 1800 г. церковь Преображения в Турове была заново отстроена. Нет данных, при каких обстоятельствах книга пропала из церкви и оказалась вящике для угля, где и была найдена учителем. Однако в Вильно она заняла
почётное место среди других древних рукописей и печатных книг Виленской
Публичной библиотеки, третьей по своему книжному богатству среди библиотек
Российской империи. В 1915 г. в связи с приближением линии фронта собрания
виленской библиотеки были вывезены в Москву. После окончания Великой
Отечественной войны, когда Вильнюс стал столицей Литовской ССР, книжные
коллекции были возвращены обратно. Вместе с ними в Библиотеку Литовской
Академии Наук было возвращено и Туровское Евангелие, где оно хранится до
настоящего времени. В 2014 г. в ходе реализации программы по восстановлению
культурного наследия Национальная Библиотека Республики Беларусь с помощью
благотворителей предприняла факсимильное издание Туровского Евангелия, которое
теперь имеется во многих центральных и районных библиотеках страны и доступно
широкому кругу читателей.Ещё в античности говорили, что книги имеют свою собственную судьбу. ИсторияТуровского Евангелия в этом отношении показательна. Оно было создано, скорее
всего, в Киеве, оказалось на белорусской земле в Турове, на его страницах
расписывался знаменитый украинский гетман К.И. Острожский, известный
покровитель Православия в литовско-русском государстве. А найденный после
сложных перипетий фрагмент Евангелия занял почётное место в библиотеке
культурной столицы Северо-Западного края, изучался русскими учёными, хранился в
Москве, а теперь, хоть и в виде точной копии, Евангелие снова известно в
Белоруссии. Так что это не только только белорусская книга, раз она хранилась и
была найдена в Турове. Общее наследие такого рода невозможно присвоить, им
можно только делиться.СВЯЩЕННИКАЛЕКСИЙ ХОТЕЕВ


Cообщения ARKAN
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » Политика и Религия » ТУРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ и Епископы Туровские (список и краткая биография)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Люди
Лиса Ридеры Гильдия Модераторов Сообщество на Мейле Гильдия Волонтеров База
данных Женская гильдия Литературная Гильдия Гильдия Печатников и Оформителей Слобода Гильдия Мастеров Гильдия Градостроителей Гильдия Академиков Гильдия Библиотекарей Гильдия Экономистов Гильдия Фильмотекарей Клубы
по интересам Клубы
по интересам



© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта