Мы очень рады видеть вас, Гость

Автор: KES Тех. Администратор форума: ЗмейГорыныч Модераторы форума: deha29ru, Дачник, Andre, Ульфхеднар
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: serGild  
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » Культура и этнология 12 век » Музыкальные инструменты ХІІ века. Скоморохи. (Описание музыкальных инструментов того времени, песни и др.)
Музыкальные инструменты ХІІ века. Скоморохи.
stunya5Дата: Вторник, 03.04.2012, 20:56 | Сообщение # 1
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Уважаемые форумчане, приветствуется заполнение темы песнями, былинами, скоморошинами, небылицами, описаниями муз. инструментов, и вообще описания народных забав и игр ХІІ века. Также можно описать обряды, сопровождаемые песнями и музыкой...

Сообщение отредактировал stunya5 - Вторник, 03.04.2012, 21:08
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 03.04.2012, 20:57 | Сообщение # 2
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по вре­мени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления.Так, в «Повести временных лет» говорится: «Дьявол лстить, и другыми нравы, всячьскыми лестьми превабляя ны от бога, трубами и скоморохы, гусльми и русальи».Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряжения, к которым прибегали скоморохи: «Москолудство вам братие нелепо имети».
Особенно сильному преследованию скоморохи подверглись в годы татарского ига, когда церковь, авторитет которой заметно возвысился, стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Так, митрополит Кирилл в своем поучении 1274 года за­прещал ходить «на русалии скоморохов и прочие диавольские игры». Рязанская «Кормчая» 1284 года осуждала «скомрахов, гоудцов, свирелников, глумцов». Летопись Переяславля Суздаль­ского (XIII век) сетовала на распространение короткого мужского платья: «Начаша... кротополие носити... аки скомраси».
Известно, что при дворе скоморохи развлекали пением, пляс­ками и игрой на музыкальных инструментах князей Святополка (1015), Святослава Ярославича (1073-1076), Изяслава Мстиславича (1146-1154), Всеволода Мстиславича (1135) и т. д. Больше всех любил веселье, музыку, песни и пляску Владимир Святославич (978-1015). Во время его пиров, как гласят былины, с песнями и плясками выступали богатыри, которым, таким образом, народ­ная молва приписывала искусство скоморохов. Вот как обращается в одной из былин Владимир Святославич к Добрыне Никитичу:
Ай же, мала скоморошина!
За твою игру за великую,
За утехи твои за нежныя
Без мерушки пей зелено вино.

По-видимому, одно из представлений скоморохов изображено на фресках Киево-Софийского собора. Здесь изображены представ­ления нескольких жанров. На одной из фресок нарисованы три пляшущих скомороха - один соло, двое других в паре, причем один из них либо пародирует женскую пляску, либо исполняет нечто подобное пляске «кинто» с платком в руке. На другой - трое музыкантов: двое играют на рожках (сопелях), один на гус­лях. Тут же два акробата-эквилибриста: взрослый стоя поддер­живает шест, по которому поднимается мальчик. Рядом - музы­кант со струнным смычковым инструментом.
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 03.04.2012, 20:58 | Сообщение # 3
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
У восточных славян под термином «гусли» всегда понимали многострунный щипковый музыкальный инструмент – «род лежачей арфы(7,409). Но всегда ли русские гусли были многострунными? Однозначно ответить на этот во-прос невозможно. И вот почему. «Вопрос о действительном количестве струн на…гуслях, - писал А.С. Фаминцын, - не разъясняется в точности ни былинами, ни народными песнями» (18,199). Тем не менее, если мы обратимся к текстам некоторых былин о Добрыни, то увидим, что речь в них идет только о трех и даже двух гусельных струнах:

«Ен начал гуселка налаживать
Ен начал струночки натягивать
Ен перву наладил с Киева
Ен другую наладил с Чернигова
Ен ведь третью из каменной Москвы…»


[url=http://www-books-13.ru/24572-aleksandr-sergeevich-famincyn-skomoroxi-na-rusi-[1889-pdf].html]"Скоморохи на Руси" Фаминцын А. С.[/url]
К сожалению ссылка на скачивание, а не читать онлайн...
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 03.04.2012, 20:59 | Сообщение # 4
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Другим музыкальным инструментом, который знала русская былина, был гудок – самобытный русский смычковый инструмент – «род трехструнной скрипки (17,9), но «без выемок по бокам с плоским дном и покрышкой» (7,405). Помимо этого, в русской инструментальной культуре существовал еще один не менее самобытный смычковый инструмент, но с «выемками» (т.е. с «талией») по бокам. Объединяет эти два типа русских смычковых музыкальных инстру-ментов способ держания – вертикальный («a gamba»). По сути дела это был один и тот же музыкальный инструмент. Однако, разная форма резонаторного корпуса не позволяет ставить между ними знака равенства. Речь, в данном случае, идет о самобытном русском гудке и самобытной русской скрипке.


Свирель — русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.
В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт.
Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи. Сердцевина эта вывертывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, ягеля, коровки.
В Киевскую Русь, как предполагается, свирель перекочевала из Древней Греции.
Муз. словарь Римана

ДО́МРА — русский народный щипковый инструмент старинного происхождения. По ряду признаков домра напоминает балалайку: оба инструмента снабжены длинным грифом, над которым натянуты 3 струны; схожи они и характером звука. Но в отличие от балалайки домра имеет овальный (грушевидный) корпус и струны настроены по квартам. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков и у казахов, татар и киргизов, была заимствована во времена монгольского ига. История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.

ТРЕЩОТКА.Трещотки состоят из набора 18 — 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 — 18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.
Существует и другая конструкция трещотки — прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.
Трещотка держится за верёвку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются чтобы привлечь внимание своим внешним видом. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.
Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более десяти человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.
Муз. словарь Булучевский
Энциклопед. словарь Брокгауза и Ефрона


Сообщение отредактировал stunya5 - Вторник, 03.04.2012, 21:00
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 03.04.2012, 21:01 | Сообщение # 5
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
СКОМОРОШИНА

Веселые по улочке похаживали,
Гусельцы, волынки понашивали.
Попросились у бабушки-старушки ночевать:
«Бабушка-старушка, пусти нас ночевать,
Гудков посушить да струнок посучить!»
Бабушка-старушка радешенька,
творяла ворота широкошенько,
Пускала веселыих веселешенько.
Как у бабушки посижанушки,
Посижанушки – красны девушки.
Как тут веселые порасхвастовались:
«У кого есть полтина, у кого есть рубелек,
У кого есть рубелек, подавай нам на гудок!»
Не нашли своей родной матушки…
Из куниц шуба лежит на грядочке;
Бабушка-старушка на печи в углу сидит,
Через грядочку глядит, таку речь говорит:
«У меня ли, у старушки, есть четыреста рублей,
Во кубышечке лежат, в подпольице стоят».
Первый веселый стал в гуселечки играть,
Другой веселый под гуселечки плясать,
Третий веселый половницу подымать,
Кубышечку выставлять.
«Ну пойдем, братцы-ребята, под ракитов куст,
Станем денежки делить, будем бабушку хвалить:
Бабушка Федора, проживи, радость, подоле,
Покопи денег поболе!
Мы твой дом найдем – опять зайдем,
Как тебя дома застанем, так тебя убьем;
Тебя дома не застанем, так твой дом сожжем!»
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 03.04.2012, 21:01 | Сообщение # 6
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
ТРАВНИК

А и деялося в весне
На старой на Канакже,
Ставил Потанька плужок
Под окошко к себе на лужок.

От моря-та синева,
Из-за гор высокиех,
Из-за лесу, лесу темнова
Вылетал молодой Травник.

Прилетал молодой Травник,
Молодой зуй-болотиник,
А садился Травник на лужок,
А травку пощипывает,
По лужку похаживает.

Ходючи Травник по лужку,
Да попал Травник в плужок,
Своей левой ноженькой,
Он правым крылошком,
Да мезиным перстичком.

А и пик, пик, пик Травник!
Сидючи Травник на лужку,
На лужку Травник во плужку,
Едва Травник вырволся.

[В]звился Травник высоко,
Полетел Травник далеко,
Залетел Травник в Москву
И нашел в Москве кабачок,
Тот кабачок-то кручок.

А и тут поймали ево,
Били ево в дуплю,
Посадили ево в тюрьму.
Пять недель, пять недель посидел,
Пять алтын, пять алтын заплатил.

И за то ево выпустили,
Да кнутом ево выстегали,
По редам ево выводили.
Едет дуга на дуге,
Шелудяк на храмой лошеди,
А все Травника смотрет[ь],
Все молодова смотреть —
Едва Травник вырволся.

Взвился Травник высоко,
Полетел Травник далеко,
На старую Канакже,
Ко Семену Егупьевичу
И ко Марьи Алфертьевне,
И ко Анне Семеновне.

Залетел Травник в окно,
По избе он похаживает,
А низко спину гнет,
Носом в землю прет,
Збой за собой держит
И лукавство великое.

А Семен Травника не взлюбил,
Господин Травника не взлюбил:
«А что за птица та,
А что за лукавая?
Она ходит, лукавится,
Збой за собой держит,
А и низко спину гнет,
А носом в землю прет».

И Семен Травника по щеке,
Господин по другой стороне,
А спину-хребет столочил,
Тело-печен[ь] прочь отоптал.

Пряники сладкия,
Сапогами печатаныя,
Калачи крупичетыя,
Сапогами толоченыя.

Втапоры мужики,
Неразумныя канакжана,
Оне ходят, дивуются:
«Где Травника не видать?
Где молодова не слыхать?
Не клюет травыньки
Он вечны зеленыя».

Говорит Травникова жена,
Душа Анна Семеновна,
А наливная ягодка,
Виноградная вишенье:
«А глупы мужики,
Неразумныя канакжана!
Травник с похмелья лежит,
Со Семенова почести,
А Семен ево подчивал,
Господин ево чествовал:
Спину-хребет столочил,
Тело-печень отоптал».
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 03.04.2012, 21:02 | Сообщение # 7
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Небылице про щуку из Белого озера

Да худому-де горе да не привяжетса,
Да тому-то де горюшко нонь привяжитцэ,
Ищо хто жо горе можот измыкати,
После матери горе перемыкати.
Да это не чудо да не диковина,
Да я-то того-то почудне скажу,
Почудне-де скажу да подиковинне:
Да медведь-от летит да по поднебесью,
Да короткими лапами помахиват,
Да коротким хвостиком подправливат.
Да это не чудо да не диковина,
Да я-то того да почудне скажу,
Почудне-то скажу да подиковинне:
Да корабль-от бежит да по сырой земли,
Да тёмные лесы да бицевой идут.
Да это не чудо да не диковина,
Да я-т того да почудне скажу,
Почудне-то скажу да подиковинне:
Да во славном-то было да Белеозере,
Заселилася щука да преогромная,
Да робят-де хватат, да жоребят глотат,
Кабы стали-то думу да они думати:
Ищэ как-то бы щуку да нынь добыть её?
Да сковали-то уду нынь дёсить пудов,
Да надели жеребёнка тут кобыльяго,
Да бросили-де во славно Белоозеро,
Да хваталася щука преогромная,
Да немала, невелика – девяносто пуд.
Потенула-то щуку нынь на вёшной лёд,
Да бы вёшной-от лёд тут изгибаитце,
Кабы добыли-то щуку на крутой берег,
Да отсекли у щуки большу голову.
Положили-то голову на болыпи сани,
Повезли эту голову во три коня,
Повезли-то ли голову к самому царю.
Привезли-то голову к самому царю,
Собиралосе народу да много множество,
Удивилисе они да большой головы,
А отсекли у ей да праву ягодицу,
Отдавали царю ей на почесен пир,
Пировали-столовали тут челы суточки,
Кабы вси-то тут ягодицей наедалисе.
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 03.04.2012, 21:38 | Сообщение # 8
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Небылица про льдину

Во стольнём во городе во Туесе,
За сильней стеной было за жорновом,
Серьди было моря ище синего,
Была тут-де льдина нонь великая,
На ей был городовоёт хозяин-от,
Нековды эта льдина-та не таела.
Серьди лета это было ё Петрова дни,
Тогда эта льдина-та ростаела,
Потонул городовоёт хозяин-от,
Да не стало во городе хозяина,
Да не стало во Туесe управителя.
Роздралисе невески со золовками,
Тима нонь саблями всё лопатами,
Тима ле щиками все юхватами,
Буёвыма палицьми мутовками,
Питья-ти ле ества они в полон взяли,
Пироги, это ле шаньги во полон взяли,
Пресно-то молоко ёни пролили,
Пресно-то молоко-то на юход ушло.
Бежит как караблицок из-за моря,
Не чернёной караблицок не кочёрненой,
Хорошо был караблик изукрашеной,
Да нос-от корма да по звериному,
Ищэ хоботы мецёт по змеиному,
На носу-ту стоит росматривщицок,
На кормы-то сидит ищэ росправщицок,
Середи как караблицька роспорядчицок:
Серой-от волк стоит розсматриват,
Да бык-от сидит ищэ прнправливат,
Медведь-от сидит роспоряжаитце,
Да заюшко тут бицевой бежит,
Лисичка из-за куста выглядыват,
Как бы зайка укрась, как бицеву сорвать.
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 15:03 | Сообщение # 9
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Смычковые инструменты были известны на Руси с глубокой древности (X—XI вв.). Проникновение этих инструментов в славянские земли происходило со стороны Азии, где они бытовали еще в I веке до нашей эры. Путь смычковых инструментов из Азии в Европу вернее всего пролегал через Византию. Но, как известно, именно с Византией была тесно связана с середины X века Киевская Русь.
Византийскими мастерами расписывались фрески Софийского собора в Киеве, выстроенного в начале XI века. На одной из них изображен музыкант со смычковым инструментом, формой корпуса напоминающим примитивную виелу. Корпус инструмента не имеет «талии», гриф от корпуса не отделен, отсутствует шейка, а струны натянуты непосредственно над корпусом, суживающимся к головке, весьма трудно различимой на рисунке. Держит музыкант инструмент у плеча, то есть способом «а браччо», не принятым на Востоке.

Такая форма держания получила распространение у народных исполнителей европейских стран, что объясняется условиями, в которых обычно протекала их практика — игрой, стоя на площадях, или же на свадьбах, совмещая игру с пляской, и т. д. Резко отличался в этом Восток, где музыканты обычно выступали в чайханах, или при трапезах в частных домах, усаживаясь на коврик, что имело следствием способ держания инструмента, упирая его в колени, то есть «а гамба».
В Средние века в Западной Европе были распространены обе формы держания смычковых инструментов — и «а гамба», и «а браччо».

«Смык». «Смычок». Первое упоминание о смычковом инструменте под наименованием «смык» в русском письменном памятнике относится к XI веку. О «смыке», как инструменте, на котором играли «лучцом», упоминается в народных песнях. Однако, что это был за инструмент доподлинно сказать нельзя — скорее всего какая-нибудь из ранних разновидностей гудка.

Гудок был наиболее распространенным русским народным смычковым инструментом. Впервые термин этот, как название инструмента, появляется в русской литературе в XVII веке (в «Наказах монастырским приказчикам»).



Гудок — трехструнный инструмент, однако встречались гудки и четырехструнные. Форма корпуса гудка бывала весьма различной — большей частью овальной или усеченно грушевидной; некоторым гудкам в более позднее время придавалась и скрипичная форма.
Корпус инструмента обычно не имел боковых вырезов (так называемой «талии»). Не имел гудок отделенного от корпуса грифа. Верхняя дека была плоской, тыльная сторона выпуклой; шейка очень короткая, позже удлиненная, без ладов. Головка прямая, треугольная или скошенная, отогнутая назад, с завитком, выдававшимся вперед. Играли на нем коротким лукообразным смычком, который держался сбоку. Все три струны звучали одновременно, так как подставка была плоской. Мелодия исполнялась на верхней струне, средняя и нижняя, настроенные в октаву между собой и в квинту по отношению к верхней, «гудели», создавая бурдонный бас.
Нижние струны не только «гудели» в качестве бурдона, но исполнитель в случае надобности большим пальцем левой руки мог изменять их высоту, создавая нужный «бас» к мелодии.
Гудки делались из грубого дерева, корпус не покрывался краской. Инструменты эти были различных размеров и разных диапазонов: высокий гудок — гудочек, средний — гудок и низкий, басовый — гудище.
Звук гудка был гнусавым, скрипучим, но, вероятно, наиболее искусные игрецы умели придавать ему известную выразительность. До последнего времени все представления о гудке строились только на основании литературных и иконографических источников, так как ни одного экземпляра этого инструмента не сохранилось, несмотря на то, что в народном исполнительстве он бытовал до конца XIX века. Лишь при археологических раскопках Древнего Новгорода 1951 —1962 годов были найдены два экземпляра гудков конца XII и XIV веков.

Гудок был излюбленным инструментом средневековых бродячих актеров-музыкантов, так называемых «скоморохов». Искусство скоморохов расцвело в эпоху Киевской Руси. Хранителями народных традиций и значительной сатирической силой оставались скоморохи в период татаро-монгольского ига, а в пору образования русского государства (XVI век) и в XVII веке они охотно допускались ко двору царей. Именно скоморохи составляли основу инструментальных капелл Государственной потешной палаты, то есть первого придворного театра Московской Руси XVI—XVII веков.
Однако скоморошество постоянно подвергалось гонениям. Особенно боролась со скоморохами церковь, так как они зло высмеивали пороки монахов и духовенства, возбуждали в народе «крамольные» настроения. Православная церковь, ограничивая свои обряды хоровым пением, выступала вообще против инструментальной музыки. В течение всего русского средневековья игра на инструментах осуждалась как греховная, а инструменты назывались «бесовскими гудебными сосудами». При этом борьба велась жестокая — не только музыкантов, но и их слушателей наказывали батогами, дома разоряли, а музыкальные инструменты уничтожали.
В борьбе со скоморошеством церковь искала поддержки светской власти. В 1551 году митрополит Иосаф призывает Ивана IV «извести» скоморохов. Однако только почти через столетие — в 1648 году — царь Алексей Михайлович издал указ о разгроме скоморошества (указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверия»). Скоморошество было запрещено, а инструменты торжественно сожжены на берегу Москвы реки.
Этим актом, как и официальным запретом скоморошества, народное профессиональное инструментальное исполнительство не было уничтожено. Более того, при царском дворе, уже после разгрома скоморошества, продолжали служить профессионалы музыканты-игрецы на русских народных инструментах,— по существу те же скоморохи. Именно из скоморохов, заставляя их играть уже не на гудках и домрах, а на скрипках и «фиолах» (виолах) формировали первые инструментальные капеллы, просвещенные бояре.
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 15:14 | Сообщение # 10
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Лю́тня — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель лютни и вообще любых струнных инструментов — лютье от фр. luthier.
Слово «лютня» вероятно, происходит от араб. العود‎‎ — аль-‘уд, «древесина», хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра[1] доказывают, что слово ‘уд просто является арабизированным вариантом персидского слова руд, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время Джанфранко Лотти считает[2], что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку.Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне. На лютне играли и на Руси. На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов,
играющих на деревянных духовых и струнных инструментах - лютне и гуслях.



Сообщение отредактировал stunya5 - Вторник, 10.04.2012, 15:17
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 15:24 | Сообщение # 11
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Ещё немного о гуслях...
В светской музыке Древней Руси гусли были одним из ведущих инструментов. В письменных источниках содержится информация об исключительной популярности гуслей и о широчайшем их распространении среди народа.
Найденные в Новгороде гусли были пяти-, шести- и девятиструнными инструментами. Наиболее древний инструмент - пятиструнные гусли - найден в слоях середины ХI века. Гусли различались между собой не только количеством струн, но и размерами. Самые большие достигали длины 85 см, а самые маленькие не превышали 36 см.
Прикладное искусство древнего Ноагорода


Сообщение отредактировал stunya5 - Вторник, 10.04.2012, 17:46
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 15:28 | Сообщение # 12
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Варга́н (этимология неясна: либо от орган (ср. чеш. varhan), либо от древнеславянского варга — рот, уста[1]), русское название язычкового народного инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. На варгане возможно извлечь только звуки натурального звукоряда.
При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.
Обычно делается из металла, дерева или кости.На раскопках, проводимых на территории Новгорода Великого, было найдено пять варганов, датируемых XIII—XIV веком. Одна из находок представлена в государственном историческом музее (Зал 9. Древнерусский город. (XI — первая половина XIII вв.)). Также варганы были найдены на раскопках в следующих регионах: Псковская область, Нижегородская область, Ярославская область, Ленинградская область, Московская область, Брянская область.
Ещё в XIX в. музыковед Владимир Одоевский писал: «Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина».
В летописях упоминается также о варгане как о военном музыкальном инструменте, но встречающееся в них слово «варганы» обозначает, возможно, другой музыкальный инструмент, более пригодный для военной музыки, а не тот варган, о котором говорится выше.


Что касается варганов, то их в Новгороде было найдено шесть экземпляров. Играли на варгане следующим образом. Играющий прикладывал удлиненные концы инструмента к зубам и поддерживал их губами. Вдувая и выдувая воздух, он одновременно щипками пальцев приводил в колебание язычок варгана, рот служил резонатором и одновременно аппаратом, изменяющим высоту звука.
Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины. Вот какие сведения об этом инструменте приводятся в Словаре Российской Академии Наук за 1789 год: „Варган — железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиной около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущих треугольных брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску“.
Материал выбран из Википедия, История варгана


Сообщение отредактировал stunya5 - Вторник, 10.04.2012, 18:00
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 15:32 | Сообщение # 13
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Из истории русского богослужебного пения
История русской церковной музыки начинается после крещения Руси. Древнейший период русской церковной музыки – XI – XIII века – наиболее важен для ее понимания, поскольку именно в это время закладывались богословские, философские, эстетические основы русской музыкальной культуры, которые просуществовали, меняясь лишь в частностях, семь веков, а позже исподволь влияли на дальнейшую историю музыки, как церковной, так и светской. Первые века истории русской музыки наиболее загадочны и интересны для исследователя, поскольку сведения о музыкальной культуре этого времени крайне ограничены. Певческие рукописи этого периода погибли во время пожаров и войн, во время татаро-монгольского нашествия, да и последующие века убавили их количество. Осталось не столь много рукописей, но и они пока не прочитаны: нотные знаки, которыми написаны их песнопения, не поддаются расшифровке.
Упоминания о церковном пении в летописях и литературных источниках крайне скудны. И все же ученые пытаются проникнуть в тайны нотации раннего периода, восстановить репертуар, понять основные принципы церковного пения.
XI век не оставил нам памятников музыкальной письменности. О том, что и как пели за богослужением, мы можем теперь судить только на основании литературных источников – летописей, житий, поучений... “По свидетельству Густинской летописи, кн. Владимир привел с собой из Корсуня первого митрополита, епископа и священника, а вместе с ним и певцов, по-видимому, болгарского происхождения. Помимо того, по летописному сказанию, вместе с христианской супругой кн. Владимира, греческой принцессой Анной, из Византии прибыл в Киев и весь клир греческий, состоявший при ней и называвшийся царицыным”.
В 1052 году, как гласит Тверская летопись, “Приидоша из Грек певцы с роды своими в Киев”. А Степенная книга добавляет: “От них же начат быти в Рустей земли ангелоподобное пение, изрядное осмогласие, наипаче же трисоставное сладкогласование и самое прекрасное демественное пение в похвалу и славу Богу и Пречистой его Матери”. Свидетельства эти – сравнительно позднего происхождения Степенная книга была написана в XVI веке, а приведенная цитата находится в прибавлениях XVII века. Они используют терминологию своего времени (демественное пение возникло только в XV веке). Однако одно несомненно: на Руси были греческие (а возможно, и болгарские) певцы, которые и обучали наших предков церковному пению.
Неизвестно, какие песнопения и по каким певческим книгам пели русские христиане XI века. Возможно, первоначально служба велась по греческим книгам; возможно, ранние русские книги до нас просто не дошли. Однако с XII века мы имеем сохранившиеся источники и можем уверенно говорить о том, что к этому времени был переведен основной корпус гимнографических текстов и была изобретена собственная нотация.

Здесь необходимо сделать отступление и сказать о типах певческих книг русской православной церкви. Певческая книга – это сборник устойчивого состава, содержащий церковные песнопения. Надо отметить, что певческая книга и певческая рукопись (кодекс) – близкие, но не совпадающие понятия. Один кодекс может включать в себя как одну певческую книгу, так и несколько, а также может содержать отдельные песнопения, подборки песнопений, теоретические трактаты. Певческие книги предназначены в основном для пения на клиросе. Их перечень и состав менялись от XII к XIХ веку, однако основные принципы построения оставались неизменными. Песнопения могут группироваться или по признаку жанра (моножанровые книги), или по календарному признаку. К первым относятся Ирмологий (собрание ирмосов канонов)4 , Стихирарь (собрание стихир), Кондакарь (собрание кондаков). Книги, основанные на богослужебном календаре, отражают разные круги церковного года. Неподвижный (солнечный) календарь отражен в книгах Стихирарь месячный и Кондакарь.
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 15:36 | Сообщение # 14
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Первыми русскими певческими книгами стали моножанровые Ирмологий, Триодь, Стихирарь месячный и Кондакарь. Каждая рукопись содержала только одну певческую книгу. В них записывались песнопения, исполняющиеся только один раз в год, праздничные. Именно эти песнопения считались особенно важными и сложными и нуждались в записи. Песнопения дневного круга (повседневные песнопения) в этот период не фиксировались. Исключение составляют изредка встречающиеся строки псалмов. Видимо, повседневные песнопения сохранялись в устной практике. Основой ранних певческих книг были песнопения, переведенные с греческого. Однако уже с древнейших времен русская земля создавала свой пантеон святых, и на Руси были созданы стихиры и кондаки св. Феодосию Печерскому, св. Борису и Глебу, св. Ефросинии Полоцкой, на освящение храма св. Георгия в Киеве.

Над рукописями трудились переписчики – знатоки церковного пения. Они должны были быть именно знатоками, поскольку в Древней Руси механическая переписка книг была практически невозможна. Каждый переписчик был сотворцом песнопений, он вносил в напев изменения в соответствии со своим пониманием пения, со своим вкусом. Теперь в хранилищах невозможно найти две одинаковые рукописи. Иногда переписчик рукописи был не только певцом. Так, известный в Новгороде художник Олисей Гречина (Грецина), автор фресок Спасо-Нерединского монастыря. в бытность его кандидатом на должность Юрьевского игумена в 1226 году написал стихирарь для церкви Константина и Елены.

Основными центрами книгописания, в том числе и музыкального, в древнейший период были Киев и Новгород. Исторические источники указывают прежде всего на Киев как центр древнерусского певческого искусства, однако в сохранившихся памятниках новгородская традиция представлена ярче и разнообразнее. Именно здесь созданы известнейшие теперь певческие рукописи: Типографский Устав с кондакарем (XI в.), Новгородские фрагменты9 (кон. XII в.) и другие рукописи. В стенах упоминавшегося Киево-Печерского монастыря был создан Воскресенский ирмологий.

Основным методом творчества было создание песнопений “на подобен”. Этот принцип создания напева также был заимствован из Византии, где пение на подобен считалось основой высочайшего мастерства. Суть этого приема состоит в том, что мелодия (напев) одного песнопения приспосабливается к тексту другого. Приспособление происходит отнюдь не механически: в новом песнопений надо учесть и рифмование строк, и важнейшие слова, и деление текста на части (строки, разделы). Поэтому новое песнопение – вовсе не копия старого, а новый напев, обладающий своей художественной структурой.

Кроме метода творчества “на подобен”, с древнейших времен существует и другой метод, при котором песнопение создается заново, без опоры на другой напев. Он носит название “самогласен”. Оба принципа творчества были широко распространены в древнерусском певческом искусстве вплоть до XVIII века, и в рукописях можно часто увидеть ремарки “самогласен” или “подобен”.

Сохранились на долгие века и формообразующие принципы песнопения, принятые в XII веке. Песнопение делится на певческие строки, каждая из которых представляет собой законченное построение. Певческая строка не соответствует по длине предложению текста, она короче и озвучивает только одно словосочетание. Песнопение складывается, составляется из таких строк, каждая из которых в принципе может стать и первой, и последней. Форма, полученная таким образом как нельзя лучше отвечает требованиям церковной музыки. В ее основе лежит противопоставление земной жизни и вечности. Одна строка, как одна жизнь, – замкнута, имеет начало и конец. Все песнопение написано в разомкнутой, мозаичной форме – в ее основу положено понимание вечности, непрерывности, пребывания. Воспевание Бога не имеет начала и конца, оно не имеет ничего общего с земными преходящими явлениями. Поэтому именно такая форма присуща многим шедеврам средневекового певческого искусства.

Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 15:41 | Сообщение # 15
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Настало время сказать и о нотации, которой записывались древнерусские песнопения. Термин “нотация” не вполне уместен для описания древнерусских певческих рукописей, поскольку нот здесь как раз и нет. Средневековые песнопения записывались знаками, которые называются в Западной Европе невмами, а в России – знаменами или крюками. Их знаки выписываются над строкой текста над каждым его слогом. На Руси в XII веке этих нотаций было две: знаменная и кондакарная. Кондакарная нотация использовалась почти исключительно в кондакарях, от которых и получила свое название. Кондакарей сохранилось всего пять, все – XII – XIII веков В других певческих книгах встречаются лишь небольшие, в два – три знака, вставки этой нотации, и эти вставки также появляются не позднее XV века. Ученые пока не могут найти ключ к этой нотации.

Знаменная нотация получила свое название от слова “знамя”, что значит “знак”. Ее источников сохранилось больше, нотация, хоть и с изменениями, дожила до XVIII века, а у старообрядцев – и до наших дней. Долгое время в музыковедении была принята, да и сейчас до конца не изжита, гипотеза о принципиальной нечитаемости нотации древнейшего периода. Эта нотация, по словам ученых , представляет собой не точную запись напева, а лишь напоминание о нем, типа “узелка на память”. Следовательно, никто, кроме писавшего рукопись, не может прочесть ее, и для нас эта запись навсегда оказывается “тайнозамкненной”. Однако палеографические данные опровергают эту гипотезу. Русские певческие рукописи XII – XIII веков написаны на очень дорогом материале – пергамене (выделанной недубленой коже). При этом внешний облик этих рукописей достаточно скромен: они украшены только киноварными, иногда орнаментированными, инициалами. Трудно представить себе, что столь дорогой материал, как пергамен, тратился бы на “узелок на память”, ради практики одного человека. С другой стороны, скромное художественное оформление рукописей говорит о том, что они создавались не в подарок, не для украшения библиотеки, а имели сугубо практическое назначение. Очевидно, записанные в них напевы читались современниками, а следовательно – и мы когда-нибудь сможем их прочесть.

Нотация древнейшего периода еще не расшифрована, но в этом отношении сделаны большие шаги, написано несколько работ, самой важной из который является исследование З.М.Гусейновой11 . Она создала словарь невм знаменной нотации XII века, провела реконструкцию некоторых песнопений, записанных наиболее употребительными знаменами. Сравнивая русскую знаменную нотацию с греческой куаленской нотацией, З.М.Гусейнова выяснила, что между ними существует сходство в важнейших чертах. Совпадают основные элементы и принципы их комбинации. Однако знаки, которые получаются в результате сочетания элементов – эти знаки различны. Так, из запятой и двух точек в знаменной нотации составлен знак “голубчик борзый”, а в куаленской – знак , не употребляющийся в русских рукописях. Выводы, сделанные З.М.Гусейновой, поистине неоценимы для наших представлений о древнерусском певческом искусстве. Теперь мы можем определенно полагать, что из Византии на Руси переняли нотацию – основные ее элементы и принципы составления знаков, – но напевы были свои. Только в таком случае могли из одних и тех же элементов получиться разные начертания. Диссертация З. М. Гусейновой, защищенная в 1982 году, не только остается образцовым исследованием, но и дает материал для дальнейшей разработки темы.
Н. Б. Захарьина
Протоиерей Дмитрий Разумовский


Сообщение отредактировал stunya5 - Вторник, 10.04.2012, 17:51
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 18:05 | Сообщение # 16
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Опираясь на сведения письменных источников, музыкальные инструменты Древней Руси можно разделить на четыре группы: струнные (хордофоны) - гусли, смык-гудок; духовые (аэрофоны) - цевница, свирель, посвистель, волынка, козица, сопель, сурна, дуда, труба, рог; ударные (мембранофоны) - бубны; самозвучащие -бряцало, варган, звонец. Особую группу составляют сезонные инструменты. Они не выявляются ни в устных, ни в письменных источниках отчасти из-за путаницы в названиях. Их не находят и при раскопках, так как изготовлялись они из недолговечных материалов - соломы, древесной коры, стволов болотных растений. Вероятно, некоторые из них, посезонно обновляясь, дожили в сельском быту до наших дней.
Подробнее в данном труде: Поветкин В. И. Музыкальные инструменты. В статье даны примеры и автор ссылается на работы многих авторов, описывая группы музыкальных инструментов Руси.
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
sovaДата: Вторник, 10.04.2012, 18:13 | Сообщение # 17
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1052
Награды: 0
Репутация: 2264
Статус: Оффлайн
Quote (stunya5)
Древней Руси можно разделить на четыре группы: струнные (хордофоны) - гусли, смык-гудок; духовые (аэрофоны) - цевница, свирель, посвистель, волынка, козица, сопель, сурна, дуда, труба, рог; ударные (мембранофоны) - бубны; самозвучащие -бряцало, варган, звонец.

А в "Отроке" какие из них?

Вот оно как! Из можжевельника, оказывается, гусли то делали.


снисхождение, терпимость, лояльность

Сообщение отредактировал sova - Вторник, 10.04.2012, 18:18
Cообщения sova
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 18:21 | Сообщение # 18
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Скорее всего в Отроке будут использоваться инструменты из последних трёх групп, так как большинство из них не требуют наличия мастера и делаются обычными людьми. Струнные же инструменты сделать непросто, они могли быть лишь покупными, а в ансамбле Свояты денежки не были частыми гостями. Наиболее вероятный состав инструментария: свирель, сопель(дуда), бубен, варган, трещотка, бряцало, мог быть и варган, возможно рожок...
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ПростакДата: Вторник, 10.04.2012, 22:15 | Сообщение # 19
Полусотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 890
Награды: 0
Репутация: 801
Статус: Оффлайн
Quote (stunya5)
инструменты из последних трёх групп,

Почему это??
Михаил из нашего столетия он знает и другие инструменты, горн уже используется, значит может быть и флейта, басовые трубы. Почему в списках нет барабанов (даже у пигмеев были), балалайку тоже он видел... И так далее.



Век живи, а дураком помрешь!!!!
Cообщения Простак
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 22:21 | Сообщение # 20
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Уважаемый Простак, я не говорила о придуманных Михаилом инструментах, я говорила о самобытных... К тому же где в тексте вы нашли упоминание о горне, по-моему Дударик играл отбой на рожке, или я что-то путаю???
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ПростакДата: Вторник, 10.04.2012, 22:40 | Сообщение # 21
Полусотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 890
Награды: 0
Репутация: 801
Статус: Оффлайн
Может и рожке (я не утверждаю, не помню точно) Но такая мысль у Михаила была.
К самобытным можно отнести и ложки, рубель (используется для глажки), даже пила двуручная (не один раз видел как играют на пиле). Даже художественный свист можно использовать.



Век живи, а дураком помрешь!!!!
Cообщения Простак
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
sovaДата: Вторник, 10.04.2012, 22:53 | Сообщение # 22
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1052
Награды: 0
Репутация: 2264
Статус: Оффлайн
Quote (stunya5)
Дударик играл отбой на рожке, или я что-то путаю???

Не путаете. Все правильно.
По книге инструменты умел делать дедушка Артемия. Своята у него их и заказывал. А вот какие умел делать дед - вопрос не совсем раскрыт.
Quote (Простак)
Михаил из нашего столетия он знает и другие инструменты, горн уже используется, значит может быть и флейта, басовые трубы. Почему в списках нет барабанов (даже у пигмеев были), балалайку тоже он видел... И так далее.

Так он и орган слушал и большой камерный оркестр с полным набором всех современных инструментов. А как делать знает? И кто делать будет?
Тема то "Музыкальные инструменты XII века". И, мало того, древнерусские. А еще точнее, те, что могли быть изготовлены Артемием по памяти, что запомнил, помогая своему дедушке. Чем вооружен окрестр академии? У Дударика дудочка то потерялась, когда их холопили, и его первым инструментом было два туесочка с горохом. А кто ему свирельку сделал?


снисхождение, терпимость, лояльность
Cообщения sova
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 22:58 | Сообщение # 23
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Сова, насколько я понимаю, свирель в то время могли делать обычные люди, да и каждый второй мальчишка какую-никакую дудочку мог сделать, свирель сложнее,
там надо знать где дырочки делать, но и её могли научиться делать методом проб и ошибок...
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 23:05 | Сообщение # 24
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Илья Муромец и сила богатырская

Нам не жалко пива пьяного,
Нам не жалко зелена вина,
Только жалко смиренной беседушки.
Во беседе сидят люди добрые,
Говорят они речи хорошие
Про старое, про бывалое,
Про того ли Илью Муромца,
Илью Муромца, сын Ивановича.
Во славном во городе во Муроме,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец,
Крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.
Уходил государь его батюшка
Со родителем, со матушкой
На работушку на крестьянскую.
Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчато.
Говорят калики таковы слова:
«Ты пойди, Илья, принеси испить!»
«Нища братья, я без рук, без ног!»
«Ты вставай, Илья, нас не обманывай!»
Илья стал вставать, ровно встрепаный,
Он пошел, принес чару в полтора ведра,
Нищей братии стал поднашивать,
Ему нищи отворачивают.
Нища братья у Ильи спрашивали:
«Много ли, Илья, чуешь в себе силушки?»
«От земли столб был бы до небушки,
Ко столбу было золото кольцо,
За кольцо бы взял, Святорусску поворотил!»
«Ты пойди, Илья, принеси другу чару!»
Илья стал им поднашивать:
Они Илье отворачивают.
Выпивал Илья без отдыха большу чару в полтора ведра.
Они у Ильи стали спрашивать:
«Много ли, Илья, чуешь в себе силушки?»
«Во мне силушки половинушка!»
Говорят калики перехожие:
«Будешь ты Илья, великий богатырь,
И смерть тебе на бою не писана.
Бейся, ратися со всяким богатырем
И со всею паленицею удалою,
А только не выходи дратися
Со Святогором богатырем:
Его и земля на себе через силу носит;
Не ходи драться с Самсоном богатырем:
У него на голове семь власов ангельских.
Не бейся и со родом Микуловым:
Его любит матушка сыра земля;
Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича:
Он не силою возьмет,
Так хитростью, мудростью.
Доставай, Илья, коня себе богатырского;
Выходи в раздольице чисто поле,
Покупай жеребчика немудрого,
Станови его в сруб на три месяца.
Корми его пшеном белояровым.
А пройдет поры-времени три месяца,
Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай,
И во три росы жеребчика выкатывай.
Подводи его к тыну ко высокому;
Как станет жеребчик через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону.
Поезжай на нем, куда хочешь!»
Тут-то калики потерялися.
Пошел Илья к родителю, ко батюшку,
На тую на работу на крестьянскую:
Очистить надо пал от дубья колодья.
Он Дубье колодье все повырубил,
Во глубоку реку повыгрузил.
Пошел Илья во раздольице чисто поле,
Видит: мужик ведет жеребчика немудрого,
Бурого жеребчика, косматенького.
Покупал Илья того жеребчика,
Становил жеребчика в сруб натри месяца,
Кормил его пшеном белояровым,
Поил свежей ключевой водой.
И прошло поры-времени три месяца,
Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать,
В три росы его выкатывать.
Стал да мой жеребеночек поигрывать,
Через Оку реку попрыгивать.
Подъезжал ко тыну ко высокому
И стал бурушко через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону.
Тут Илья Муромец
Седлал добра коня, зауздывал, у батюшки, у матушки
Прощеньица-благословеньица,
И поехал в раздольице чисто поле.
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 23:06 | Сообщение # 25
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Бой Добрыни с удалой поляницей

А поехал тут Добрыня по чисту полю,
А наехал во чистом поле да ископыть,
Ископыть да лошадиную,
А как стульями земля да проворочена.
И поехал тут Добрыня сын Никитьевич
Той же ископытью лошадиною.
Наезжает он богатыря в чистом поле:
А сидит богатырь на добром коне,
А сидит богатырь в платьях женских.
Говорит Добрыня сын Никитьевич:
«То ведь не богатырь на добром коне,
То же поляница знать удалая,
А кака ни тут девица либо женщина».
И поехал тут Добрыня на богатыря,
Ударил своей палицей булатной
Тую поляницу в буйну голову,
А сидит же поляница не сворохнется,
А назад тут поляница не оглянется.
На коне сидит Добрыня — приужахнется.
Отъезжает прочь Добрыня от богатыря,
А от той же поляницы от удалой:
«Видно, смелость у Добрынюшки по-старому,
Видно, сила у Добрыни не по-прежнему!»
А стоит же во чистом поле да сырой дуб,
Да в обнем он стоит да человеческий.
Наезжает же Добрынюшка на сырой дуб,
А попробовать да силы богатырские.
Как ударил тут Добрынюшка во сырой дуб,
Он расшиб же дуб да весь по ластаньям.
На коне сидит Добрыня, приужахнется:
«Видно, силы у Добрынюшки по-старому,
Видно, смелость у Добрыни не по-прежнему!»
Разъезжается Добрыня сын Никитьевич,
На своем же тут Добрыня на добром коне
А на ту же поляницу на удалую;
Ударил своей палицей булатной
Тую поляницу в буйну голову;
На коне сидит же паляница не сворохнется,
И назад же поляница не оглянется,
На коне сидит Добрыня — приужахнется.
Отъезжает прочь Добрыня от богатыря,
А от той же поляницы от удалой.
«Смелость у Добрынюшки по-прежнему,
Видно, сила у Добрыни не по-старому».
А стоит тут во чистом поле да сырой дуб,
Он стоит да в два обнема человеческих.
Наезжает тут Добрынюшка на сырой дуб,
Как ударит тут Добрынюшка во сырой дуб,
А расшиб же дуб да весь по ластиньям.
На коне сидит Добрыня — приужахнется:
«Видно, сила у Добрынюшки по-старому,
Видно, смелость у Добрыни не по-прежнему!»
А наехал тут Добрыня да во третий раз
А на ту же поляницу на удалую,
Ударил своей палицей булатной
Тую поляницу в буйну голову;
На коне сидит же поляница, сворохнулася,
И назад лее поляница оглянулася.
Говорит же поляница да удалая:
«Думала же, русские комарики покусывают,
Ажио русские богатыри пощелкивают!»
Ухватила тут Добрыню за желты кудри,
Сдернула Добрынюшку с коня долой,
А спустила тут Добрыню во глубок мешок,
А во тот мешок да тут во кожаный.
А повез же ейный было добрый конь,
А повез же он по чисту полю,
Испровещается да ейный добрый конь:
«Ай же ты, хозяюшка любимая,
Молода Настасья дочь Никулична!
Не могу везти да двух богатырей:
Силою богатырь супротив тебя,
Смелостью богатырь да вдвоем тебя!»
Молода Настасья дочь Никулична
Сдымала тут богатыря с мешка, да вон из кожанца,
Сама ко богатырю да испроговорит:
«Если стар богатырь — я голову срублю,
Если млад богатырь — я в полон возьму,
Если ровня богатырь — я замуж пойду».
Увидала тут Добрынюшку Никитича.
«Здравствуй, душенька Добрыня сын Никитьевич!»
Испроговорит Добрыня сын Никитьевич:
«Ах ты, поляница да удалая,
Что же ты меня да нынче знаешь ли,
Я тебя да нынче не знаю ли?»
А бывала я во городе во Киеве,
Я видала тя, Добрынюшку Никитича;
А тебе же меня нынче негде знать.
А поехала в чисто поле поляковать,
А искать же я себе-ка супротивничка.
Возьмешь ли, Добрыня, во замужество?
Я спущу тебя, Добрюнюшку, во живности.
Сделай со мной заповедь великую,
А не сделаешь ты заповеди да великие,
На ладонь кладу, другой сверху прижму,
Сделаю тебя да в овсяный блин!»
«Ах ты, молода Настасья дочь Никулична!
Ты спусти меня во живности,
Сделаю я заповедь великую,
Я приму с тобой, Настасья, по злату венцу!»
Сделали тут заповедь великую,
И поехали ко городу ко Киеву,
Да ко ласковому князю ко Владимиру,
Ко своей было ко родителю ко матушке,
А к честной вдове Афимье Александровне.
Приняли они да по злату венцу.
Тут за три дня было пированьице
Про молода Добрыню про Никитича.
Тут век про Добрыню старину скажут —
Синему морю на тишину,
Вам всем, добрым людям, на послушанье.
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
sovaДата: Вторник, 10.04.2012, 23:07 | Сообщение # 26
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1052
Награды: 0
Репутация: 2264
Статус: Оффлайн
Quote (stunya5)
там надо знать где дырочки делать, но и её могли научиться делать методом проб и ошибок...

Вы, конечно, правы, Настенька. а не подскажете из чего эти дудочки - рожки делали? Наверное нужно специальное дерево, так же как и для гуслей?


снисхождение, терпимость, лояльность
Cообщения sova
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 23:10 | Сообщение # 27
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Есть два варианта: либо камыш, либо орешник. Соответственно и делали по-разному и звучание было разным.
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ПростакДата: Вторник, 10.04.2012, 23:27 | Сообщение # 28
Полусотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 890
Награды: 0
Репутация: 801
Статус: Оффлайн
Еще Бузина. Есть такой стишок даже

Срежу ветку бузины
Вот такой длины
Сбоку дырочки проделаю
............(не помню)
Дуну раз,
Дуну два
- Закачается трава,
а когда подую снова
будет дудочка готова.

У бузины мягкая сердцевина, легко выдавливается.
Не знаю делали ли из ивы дудочки, но свистки (можно и с горошиной) получаются отличные (правда сохнут очень быстро, я в детстве замачивал их в бочке под водостоком)



Век живи, а дураком помрешь!!!!


Сообщение отредактировал Простак - Вторник, 10.04.2012, 23:29
Cообщения Простак
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Вторник, 10.04.2012, 23:30 | Сообщение # 29
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
В принципе ещё калина, липа, ива, черёмуха...
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ПростакДата: Вторник, 10.04.2012, 23:38 | Сообщение # 30
Полусотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 890
Награды: 0
Репутация: 801
Статус: Оффлайн
Липа, не знаю. Не припоминаю чтобы пускали на музыкальные инструменты. Вот на бочонки для меда, игрушки это да.


Век живи, а дураком помрешь!!!!
Cообщения Простак
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
sovaДата: Вторник, 10.04.2012, 23:41 | Сообщение # 31
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1052
Награды: 0
Репутация: 2264
Статус: Оффлайн
Quote (Простак)
Еще Бузина. Есть такой стишок даже

Вот он, стишок:
ДУДОЧКИ

Кто умеет,
Кто умеет делать дудочки?
Я умею,
Я умею делать дудочки.

Срежу ветку бузины -
Вот такой длины.
Обстругаю - станет белою,
Сбоку дырочки проделаю.
Дуну,
Дуну
Раз и два -
Закачается трава!

А когда подую снова,
Будет дудочка готова.
Заиграет
Тонко-тоненько,
Будто дудочка -
Соломинка.

Трюль,трюль,
Хорошо!
Вот кузнечик
Подошел.
Видит - что-то незнакомое,
Свищет, будто насекомое.
Не кузнечик, не сверчок,
И обратно - скок!

Тут комар летит, поет...
Что он в музыке поймет!
Поглядел, посвистел
И назад улетел.

Услыхала детвора,
Прибежала со двора:
- Дудочка, ой, дудочка!

Каждый ветку
Рвет.
Каждый дудку-
В рот.


снисхождение, терпимость, лояльность
Cообщения sova
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 22:51 | Сообщение # 32
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Агафонушка


Сообщение отредактировал stunya5 - Воскресенье, 22.04.2012, 22:58
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 22:54 | Сообщение # 33
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн

Щелкан Дудентьевич


Сообщение отредактировал stunya5 - Воскресенье, 22.04.2012, 22:58
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
stunya5Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 22:57 | Сообщение # 34
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 379
Награды: 0
Репутация: 691
Статус: Оффлайн
Терентий-муж


Сообщение отредактировал stunya5 - Воскресенье, 22.04.2012, 22:59
Cообщения stunya5
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » Культура и этнология 12 век » Музыкальные инструменты ХІІ века. Скоморохи. (Описание музыкальных инструментов того времени, песни и др.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Люди
Лиса Ридеры Гильдия Модераторов Сообщество на Мейле Гильдия Волонтеров База
данных Женская гильдия Литературная Гильдия Гильдия Печатников и Оформителей Слобода Гильдия Мастеров Гильдия Градостроителей Гильдия Академиков Гильдия Библиотекарей Гильдия Экономистов Гильдия Фильмотекарей Клубы
по интересам Клубы
по интересам
legionerus, Andre,


© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта