Магазин КотА. Книги от Автора
Мы очень рады видеть вас, Гость

Автор: KES Тех. Администратор форума: ЗмейГорыныч Модераторы форума: deha29ru, Дачник, Andre, Ульфхеднар
Страница 1 из 11
Модератор форума: serGild 
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » Культура и этнология 12 век » milites christi Древней руси (христианство и древнерусская дружина)
milites christi Древней руси
serGildДата: Понедельник, 17.06.2013, 13:47 | Сообщение # 1
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 3877
Награды: 0
Репутация: 3901
Статус: Offline

1. Общеизвестно, что христианство распространялось в варварских обществах Европы (к числу которых принадлежит и Русь) через княжеско-дружинную верхушку (затем через купцов, но на ранних этапах торговля с теми же греками шла собранной данью и торговали сами князья или их люди) лишь постепенно затрагивая и нижние слои населения.
Достаточно посмотреть на динамику обращений русов в христианство:
около 800г после набега на Сурож крестится князь русов Бравлин
около 830г нападение на Амастриду заканчивается тем, что русы воздают почести христианскому Богу
846г ибн Хордадбех пишет, что русские купцы называют себя христианами
860е гг набег русов на Царьград заканчивается т.н. Аскольдовым крещением руси, о чем пишет в 867г патриарх Фотий
912г договор Олега с греками. Император "пристави к ним мужи свои... учаше я к вере своей и показующе им истинну веру". В православной терминологии это оглашение, катехизация
также Ал Марвази и Ауфи сообщают о принятии русью христианства в 912г
945г договор Игоря с греками - часть послов клянется по христианскому обычаю

Дальнейшее всем известно.
.

2. Особый интерес вызывает проблема т.н. "неполного крещения". Сам термин взят из скандинавских саг, но многое заставляет перенести его и на Русь.
"это был распространенный обычай у торговых людей и у тех, кто нанимался к христианам, потому что принявшие неполное крещение могли общаться и с христианами и с язычниками, а веру они себе выбирали ту, какая им больше понравится" - говорит сага.
В чем суть обряда нам помогает понять другое его название - prima signatio, чему обычно сопутствует "открытие имени Иисуса" и "обучение вере". т.е. речь идет о принятии человека в число оглашаемых, или катехуменов, научаемых христианству, или в число "христиан до крещения". Обряд этот заключался в осенении крестом перед чтением огласительных молитв.

В связи с этим вспомним, что сам термин крещение, по гречески баптисма - погружение, на русском языке происходит вовсе не от погружения, как следовало бы ожидать, а от креста, что сразу заставляет вспомнить prima signatio - осенение крестом. Да и сейчас это значение сохраняется в русском языке: "когда кажется креститься нужно" - призывает вовсе не к погружению.
Это может объяснить многие недоумения, такие как крещение христианки Ольги в Константинополе, два крещения князя Владимира ("на другое лето по крещении к порогам ходи, на третье лето Корсунь град взя" - пишет Иаков Мних, после чего, как пишут другие, Владимир и крестится в Корсуни).
.

3. Проявляемая при обращении варварских князей, дружинников и купцов гибкость видна и в отношении к брачным и погребальным обычаям, сохраняющим элементы старины.
Подобная же гибкость проявляется и в отношении темы оружия и воинского героизма.
С одной стороны для князей и дружинников привлекательной и понятной была именно героическая и мужественная сторона христианства, с показом в житиях воинов Христовых, перенесших муки но не предавших Вождя (не лишней была и демонстрация победоносности христианского Бога на примерах тех же Западной и Восточной империй, во второй пол.10в - первой пол.11в, когда и шло массовое обращение новых стран ко Христу громивших врагов и покорявших народы).
С другой стороны нельзя отрицать и искренность обращаемых, полагающих себя именно христианами и отдающих на службу своей новой вере то, чем они обладали и что умели, создавая тем самым не в монастырских кельях а в реальной дружинной жизни христианскую воинскую культуру Древней Руси

продолжение следует...


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ВодникДата: Понедельник, 17.06.2013, 15:14 | Сообщение # 2
Сотник
Прораб
Группа: Советники
Сообщений: 2315
Награды: 1
Репутация: 2581
Статус: Offline
serGild, отлично! С нетерпением жду продолжения.

Ему повезло. Неужели мы хуже? У каждого должен быть сказочный сон, что б в час завершающий с хрипом натужным уйти в никуда сквозь Гранитный каньон... (с) С. Ползунов
Cообщения Водник
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Понедельник, 17.06.2013, 22:19 | Сообщение # 3
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 3877
Награды: 0
Репутация: 3901
Статус: Offline
Священство в древней Руси

1. В ответ на распространение христианства сверху - от князей, возникло при Ярославе Мудром от низов "монашество" в бедной его форме, взятой у греков - с заботой о голодных, разрывом сословных связей иноков из боярства, обличением князей, не пекущихся о народе (ближних). Ярчайшим примером этого движения стал Печорский монастырь.
Причем, произошел любопытный парадокс - если идущее из низов монашество в 12в уже организовалось по студийскому уставу, фактически в новое сословие, то с организуемой сверху церковью произошло обратное.
Источники согласны в том, что священство древней Руси еще долго не представляло новой социальной группы но оставалось частью тех сословий, откуда было призвано на служение. Они не жили отдельно, не судились по иным законам, не упоминаются в Русской правде. Церковные уставы Владимира и Ярослава говорят о мат. обеспечении церкви, о преступлениях, подлежащих церковному суду, но само священство явно подчинено тем же юридическим нормам, что и остальная Русь. Только в 1136-50 появилось правило о церковных людях (вошедшее позднее в устав Владимира), подчиняющее их лишь церковному суду.
Есть попы и монахи и из холопов - 13в знает 2 постановления патриарха в 1228 и собора 1274 против этой практики (сперва освободи а потом в иереи ставь). Эти постановления принимались для поднятия авторитета церкви и священства ибо невместно священнику быть рабом своей паствы.
.

2. Отличной от позднейшей была и структура церкви. Само понятие приход появилось только в 15в, к старым церквам назначались новые прихожане и наоборот, духовенство селилось возле храмов, образуя прицерковные слободки.
В Древней Руси духовенство селилось черезполосно с мирянами, каждый иерей выполнял свой долг в округе, называемом в уставе Ярослава пределом-переездом-уездом(калька с греческого). Источники 12-15 в пишут о формирующейся вокруг священника покаяльной семье, не зависящей от территориальных границ. Появление нового храма не разрывало связей этой покаяльной семьи, епископ Нифонт Новгородский прямо советует ходить на исповедь к своему старому священнику. Т.е. на базе уже существующей социальной организации а не создавая новую прорастало православие на Руси (подробнее у Фроянова о крещении Руси).
Еще более отчетливо это видно на примерах княжеских и дружинных священников.
957г - пресвитер при княгине Ольге.
1015г - "свой презвутер"у князя Бориса в последнем походе.
1078г - Белозерский поход воеводы Яна Вышатича с дружиной, волхвы убивают "попина Янева"
1111г - князь Мономах "пристави попы своя едучи перед полком петь тропари и кондаки..."
1136г - в Новгороде из за запрета епископа Нифонта новый князь Святослав Ольгович венчается "своими попы", не считающими для себя приказ епископа Новгородского обязательным к исполнению.
1268г - докончание Новгорода с Ярославом Ярославичем запрещает городецким попам(князя) кормиться с новгородских погостов
1193г в походе на югру Добрыни Ядрейковича среди 12 "вячших мужей" есть и поп Иванко.
Т.о. поп и клир не выделены из общины/дружины но есть неотъемлемая ее часть со своими специфическими функциями.
.

3. Более того, клирики иногда выполняли не только религиозные функции, но и казалось бы несовместимые с саном:
1234г при набеге на Руссу "на поле биющеся" было убито "несколько литвы" и "рушан четыре мужа", среди которых поп Петрила.
1343г - при защите Изборска псковичами поп Руда, Лошаков внук, бросил свой доспех и оружие и ускакал во Псков. Т.е. внук дружинника князя Довмонта, будучи священником все еще принадлежит воинскому сословию, имеет доспех и оружие и должен стоять в строю.
Т.о. на Руси священники не только принимают участие в походах, но и сражаются (по крайней мере при защите своих городов).
Вопрос о допустимости такого поведения священника многих приводил в сомнение и решался по разному:
в 1272г на вопрос епископа Сарайского "Аще поп на рати человека убиет, лзе ли ему потом служити?"
сам патриарх константинопольский дал запрет "се удержано святыми канонами!"
НО! во всех русских рукописях до 16в, кроме двух, этот канонически безупречный ответ передается с изменением одной буквицы:
"не удержано святыми канонами!" - настолько очевидным было привычное мнение.
Ведь убийство на рати означает продолжение жизни и окормления паствы а отказ от убийства есть практически самоубийственная смерть и прекращение служения.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Вторник, 18.06.2013, 11:36 | Сообщение # 4
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 3877
Награды: 0
Репутация: 3901
Статус: Offline
Христианское самосознание в Древней Руси - "дружина Господня"

Чтобы понять, как могло сложиться подобное преломление христианства посмотрим для начала, что в самом христианстве могло способствовать этому.
Еще в Ветхом завете отображено становление новой религиозной общности во враждебном языческом окружении и потому постоянно готового защищать себя и свою веру. Этому способствовала и библейская риторика, рисующая мир как противостояние добра и зла, с использованием привычной армейской лексики. Речь здесь, впрочем шла больше не об оправдании насилия а о его дозволении как меньшего зла
Но и в Новом завете, особенно у апостола Павла постоянно встречается военная атрибутика, взятая из быта римских легионеров. И это было не просто удачной находкой раннехристианских богословов, способствующей обращению варваров, но следствием осознания себя как осажденной крепости, постоянной готовности сражаться за свою веру. В таких условиях у римского гражданина Савла Тарсянина нужные образы просто вертелись на кончике языка и легко воспринимались обращаемыми жителями Римской империи. Достаточно заметить, что ожидание Евхаристии (причащения) описывается в христианстве тем же термином, что и караульная служба легионеров - пост (vigila).
Да, всегда существовали и иные течения в христианстве, осуждающие воинскую службу как таковую, но они не были господствующими. Да и основным препятствием для службы христиан в легионах была необходимость участия в языческих религиозных культах, вроде поклонения гению императора. Но уже в 174г при Марке Аврелии в малоазийских легионах было значительное число христиан.
Да, в правилах Василия Великого говорится, что убийство на войне нельзя считать невольным но намеренным, пусть и со смягчающими обстоятельствами, но таковым лучше воздерживаться от участия в причащении три года, как имеющим нечистые руки.
Но в том же веке Афанасий Александрийский писал, что убивать врагов на брани (при определенных обстоятельствах, конечно) законно и достойно похвалы.
Каноны же Василия Великого остались в условиях перманентных войн Византии втуне, по крайней мере в 11-12в, как свидетельствуют византийские канонисты 12в Зонара и Вальсомон. Они даже приводят примеры убийств на войне, совершенных духовными лицами, после которых те продолжили служение.
Но это лишь насилие как меньшее зло.
 
Но кроме того, христианство - это еще и битва, брань против "духов злобы"
В результате христианин, взявший в руки оружие мог, при определенных обстоятельствах, рассматриваться как борец против Зла.
Именно отсюда в раннесредневековых обществах возникает идеология "дружины Господней". Как пишет Ф.Кардини:
"Сопротивление, на которое наткнулась новая вера в высших слоях германского общества, было преодолено за счет показа мужественной и героической стороны христианства"
Это сочетание проявилось в англосаксоноской религиозной поэзии а позднее в скандинавских сагах. Жизнь героя религиозных поэм истолковывается как битва, постоянное противостояние духу злобы, где Христос предстает как отважный воин и могучий вождь. Идеальное общество там строится по модели король-дружина, где место короля занимает Бог, а герои поэм - верные дружинники Бога. Даже падение ангелов с сатаной рассматривается как разрыв связей вождь-дружинник и измена присяге и обету верности.
 
Христианский же воин вступал в особые отношения со смертью, бросая ей вызов и надеясь победить ее, как и сопутствующее ей неумолимое время (Рок). Эта черта весьма характерна для идеологии дружины господней, в том числе и в Древней Руси, куда мы и возвращаемся.
Особые отношения со смертью призванных на служение Господу отчетливо прослеживается в древнерусских источниках:
прп.Феодосий Печерский тайно уходит в монастырь, "мати же его много искавши в граде своем и в крестных града, и яко не обрете его плакашася по нем люто биющи в перси своя яко и по мертвом".
Киевский боярин отпускает сына Иоанна в монастырь: "Бысть же тогда вещь причудна и велик яко и по мертвым, раби и рабыни плакахуть сына господина своего, отец и мать сына своего плакостася, яко отлучашася от них и тако с плачем великим провожахути".
Князь Владимир "нача поимать у нарочитые чади дети, и даяти нача на учение книжное. Матери же чад сих плакахуся по них, еще бо не бяху бо ся утвердили верою, но аки по мертвым плакахуся"
Здесь мы видим переплетение начала служения Христу и смерти для одних, оставшихся в старом мире, для перешедших же в новый - ее преодоление.
 
Но тот же мотив господства над смертью и будущим встречается и в воинских рассказах.
При столкновении с волхвами на Белоозере Яна Вышатича соратники предостерегают его "Вида идеши на смерть, не ходи". Но Яну удается пленить колдунов. Теперь уже он предупреждает их о грядущей смерти, те же отвечают "Нама бози поведают, неможеши нама сотворити ничесоже".
"Лгут вама бози" - отвечает Ян, и оказывается прав. Так, казня волхвов (отдав их родне замученных ими женщин) Ян господствует над смертью и будущим как своим так и своих противников.
 
Сходная история происходит с князем Глебом Святославичем в Новгороде.
...явился в Новгороде волхв. Он разговаривал с людьми и выдавал себя за бога. Многие поверили в него, и весь город пришел в смятение, горожане хотели убить епископа Феодора. Епископ с крестом в руках и в облачении вышел и сказал: "Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует в истинного Бога, пусть идет к моему кресту!" И люди разошлись надвое. Князь Глеб и дружина встали около епископа, а все люди пошли за волхвом. Дело шло к кровавой развязке. Глеб с топором под плащом подошел к волхву и спросил его: "Знаешь ли, что случится утром и что до вечера?" Тот сказал: "Нет для меня ничего невозможного! Знаю все наперед!" И спросил Глеб: "А знаешь, что будет с тобой сегодня?" "Чудеса великие совершу", - ответил волхв. Глеб, вынув топор, разрубил волхва, и тот пал замертво. Видя обман кудесника, люди разошлись по домам.
И здесь мы видим претензию волхва на власть над грядущим, посрамленную христианским князем с помощью оружия.
Отсюда уже идет христианская сакрализация оружия, подобно мечу св. Бориса у Андрея Боголюбского в летописях, или поражающему змея Агрикову мечу, найденному в церкви из повести и Петре и Февронии.
 
Но все же примеры первых русских святых воинов - как варягов при Владимире, сражавшихся и погибших за свою веру, так и князей Бориса и Глеба, умерших, но не поднявших первыми меча на старшего брата - эти примеры показывают, что готовности убивать должна была предшествовать готовность умирать, отдать свою жизнь на брани Господней, готовность жертвенного служения до самой своей смерти, как сказано Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя. 
Так и похвала живущему князю не "много врагов истребил" а "много пота пролил за землю Русскую".


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
pythonwinДата: Воскресенье, 11.08.2013, 18:16 | Сообщение # 5
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений: 1628
Награды: 0
Репутация: 1140
Статус: Offline
Цитата (serGild)
...явился в Новгороде волхв. Он разговаривал с людьми и выдавал себя за бога. Многие поверили в него, и весь город пришел в смятение, горожане хотели убить епископа Феодора. Епископ с крестом в руках и в облачении вышел и сказал: "Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует в истинного Бога, пусть идет к моему кресту!" И люди разошлись надвое. Князь Глеб и дружина встали около епископа, а все люди пошли за волхвом. Дело шло к кровавой развязке. Глеб с топором под плащом подошел к волхву и спросил его: "Знаешь ли, что случится утром и что до вечера?" Тот сказал: "Нет для меня ничего невозможного! Знаю все наперед!" И спросил Глеб: "А знаешь, что будет с тобой сегодня?" "Чудеса великие совершу", - ответил волхв. Глеб, вынув топор, разрубил волхва, и тот пал замертво. Видя обман кудесника, люди разошлись по домам.

и звали его Симон-волхв:

"Ужели думаете, что я человек, подобный вам?.. Собственно я не чародей, не любовник Елены, не сын Антония; нет, я — сила вечная, безначальная, сын Божий, вечный, нисшедший во утробу моей матери прежде, чем она имела супружеское общение с Антонием; по вочеловечении стало в моей власти быть великим и малым и обращаться между людьми; вас избрал я в друзья себе, чтобы испытать вас и ввести в небесные обители, если окажетесь достойными; только для этого я казался человеком в жизни. Силой своей я в состоянии превращать воздух в воду, а воду — в кровь и плоть; могу снова вызвать к жизни и убитого мной ребенка"
и волхв в Новгороде и Симон-волхв искушает людей тем, что называет себя либо Троицей либо Богом-отцом.
образ волхва гностический, а не языческий - он не отрицает Христа, но себе приписывает

борьба епископа Федора и Глеба с волхвом напоминает борьбу Симона-волхва и апостола Петра при дворе императора (Нерона?)
князь Глеб здесь скорее напоминает напоминает силу молитвы апостола, которая разрушила чары волхва и показало окружающим обман

образ этой истории борьбы лже-бога и епископа/апостола в летописи не просто так - рассказ о состязании взят из произведений приписываемых Клименту Римскому, которого почитали на Руси и глава которого была в Киеве.

русские летописи текст многоуровневый и трактовать его дословно нельзя.
возможно была реальная основа данного повествования, но нам писатель хочет сообщить что-то другое - своё отношение к происходящему, возможно свидетельствует об определённых тенденциях.
дело было в 1071 году. христианский мир ждёт Второго Пришествия Спасителя.
и в первом веке и в 11-м это очень серьёзные ожидания среди самих христиан.
Возможно монах-летописец говорит нам об опасности лже-пророков и лже-мессий.
сам монах ждёт Страшного суда ещё при жизни или в ближайшее время и свидетельствует, что вот князь Глеб не поддался лже-богу и посрамил кудеснига/волхва(мага).
Cообщения pythonwin
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » Культура и этнология 12 век » milites christi Древней руси (христианство и древнерусская дружина)
Страница 1 из 11
Поиск:

Люди
Лиса Ридеры Гильдия Модераторов Сообщество на Мейле Гильдия Волонтеров База
данных Женская гильдия Литературная Гильдия Военно-Историческаягильдия Гильдия Печатников и Оформителей Слобода Гильдия Мастеров Гильдия Градостроителей Гильдия Академиков Гильдия Галеристов Гильдия Библиотекарей Гильдия Экономистов Гильдия Фильмотекарей Клубы
по интересам Клубы
по интересам
serGild, Простак, kea, deha29ru, Иринико, гамаюн, Дачник, Водник, nekto21, Коняга, Andre, leopard, Rada, latawiec,


© 2017





Хостинг от uCoz | Карта сайта