Мы очень рады видеть вас, Гость

Автор: KES Тех. Администратор форума: ЗмейГорыныч Модераторы форума: deha29ru, Дачник, Andre, Ульфхеднар
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: serGild  
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » Справочник по технологиям первой половины 12 века » Технологии средневековья (до конца 12 века)
Технологии средневековья
serGildДата: Среда, 11.05.2011, 20:05 | Сообщение # 1
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4175
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
Не стоит думать, что произвольно взятый попаданец с легкостью сможет научить тупых предков новым технологиям.
То, что знает 1 человек о нынешнем уровне - лишь обрывки технологических цепочек, результат роста специализации.
То, что он знает из более раннего - может оказаться невостребованным. Например печатный станок на Руси 12в. Для его окупаемости нужны новые тиражи а значит новое количество писчего материала - бумаги (пергамент дорог и ограничен в объеме числом ягнят, папирус - посчитайте цену доставки из Египта с учетом потерь в крестоносных войнах и просто от пиратов). Но для бумаги нужна своя технология и так мы снова оказываемся в кольце зависимостей.
Предлагая еще более простые инновации можно оказаться изобретателем "велосипеда".

Итак, выкладываю сюда небольшую сводку изобретений и заимствований Средневековой Европы:

Тяжелый плуг 5-8вв помог распахать северные земли.

Хомут 6-9в в несколько раз увеличил лошадиную тягу

Стремена 6в - Византия, 8в - у Каролингов и дальше

Подковы 9в заново переоткрыты после Рима.

Точильный камень 834г, упомянут в Утрехтской псалтыри.

Шелк 6в - Византия, середина 12в - Сицилия (вывезли мастеров после набега), 13в - Тоскана

Мыло 9в, 12в - арабы сделали твердое мыло

Арабские цифры первое упоминание в Европе 976г, Германия, с 1202 начало широкого использования (Фибонначи).

Хмели 11в сделали пиво долгохранимым и перевозимым.

Шпоры 11в, Нормандия

Горизонтальный педальный ткацкий станок, резко увеличивший качество и продуктивность 11в

Высокое седло 1050е гг, позволило перейти к шоковому удару копьями в галопе

Спирт 12в от исламских алхимиков, первоначально используется как целебный элексир.

Водяной молот около 1100г. Каталония

Пресс (первый в европе), около 1100г

Требушет (гравитационная артиллерия) 1120е гг - крестоносцы, 1130е гг - Византия

Артезианский колодец 1126г. возле Артуа, Франция.
__________________________________________________

Нервюрный свод 12в, первая половина, резко падает вес свода, предпосылка готики

Бумага, 12в, Андалусия

Доменная печь, чугун 1150 Средняя Европа (Верхняя Германия, Швейцария)

Магниты между 1155 и 1160г, Рим

Мышеловка 1170е в романе Кретьена де Труа

Тачка 1170е северо-запад Европы

Стеклянное зеркало 1180

Ветряная мельница 1185, Йоркшир, Англия

Вертикальный руль 1180е гг, иллюстрация, Балтика

Компас 1190г первое упоминание о плавающем компасе, Париж.

Лонгбоу вторая половина 13в, Англия

Портовый кран с колесным приводом 1220, Франция, Нидерланды

Порох 1250г Константинополь, Максим Грек

Антисептика 1266г, труд "Хирургия" Теодорика Боргогнони

Пуговица 13в, Германия.

Колесная прялка, 13в, из Индии

Очки 1280гг, Флоренция

Водяные знаки 1282 Болонья, средство от подделок

Механически часы конец 13в


Песочные часы, 1338г, Сиена, Италия

http://www.worldlingo.com/ma/enwiki/ru/Medieval_technology


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
GergenДата: Среда, 11.05.2011, 21:35 | Сообщение # 2
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1396
Награды: 0
Репутация: 341
Статус: Оффлайн
Уважаемый serGild, Вы тут хотите собрать здесь то что УЖЕ известно в 12 веке или то, что знает КАЖДЫЙ/СРЕДНИЙ современный человек и что может помочь попаданцу?


Давайте спокойно подумаем!


Сообщение отредактировал Gergen - Среда, 11.05.2011, 21:36
Cообщения Gergen
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Среда, 11.05.2011, 22:32 | Сообщение # 3
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4175
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
То, что уже известно в средневековой Европе до 1300г (чтобы и дальнейшие тенденции) с датами внедрения.

Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
GergenДата: Четверг, 19.05.2011, 18:55 | Сообщение # 4
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1396
Награды: 0
Репутация: 341
Статус: Оффлайн
Тема практически мертва, может сюда запихать ещё и инструмент? Ведь именно наличие инструмента обеспечивает возможность применения ( а иноглда и саму технологию) например как у Вас:
Quote (serGild)
Тяжелый плуг 5-8вв помог распахать северные земли.
или
Quote (serGild)
Точильный камень 834г, упомянут в Утрехтской псалтыри.

Правда желательно всё это будет упорядочить после проверки в сообщении №1 чтоб было удобно пользоваться.



Давайте спокойно подумаем!


Сообщение отредактировал Gergen - Четверг, 19.05.2011, 18:57
Cообщения Gergen
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
NamejsДата: Пятница, 20.05.2011, 00:09 | Сообщение # 5
Ближник
Хранитель
Группа: Огнищане
Сообщений: 2822
Награды: 0
Репутация: 3416
Статус: Оффлайн
Гражданские технологии
Технология_Circa__Примечания_

Арабские цифры_13th_Во первых, записанный помин в Europe 976, сперва широко опубликованном в 1202 мимо Fibonacci с его Абакусы Liber.
Artesian well_1126_Тонкая штанга с трудным передовым краем утюга помещена в отверстии bore и повторно после того как я поражено с молотком, _подземное давление воды принуждает воду вверх по отверстию без нагнетать. Artesian well названы после городка Artois в Франции, куда первое одно было просверлено monks Carthusian в 1126.
Blast furnace_1150-1350 Европейский чугуна в среднем Europe (for instance Lapphyttan в Швеции, Dürstel в Швейцарии и Märkische Sauerland в Германии) _вокруг 1150,[2] в некоторых местах согласно недавнему исследованию даже перед 1100.[3] Метод рассматриваемый, что быть независимо европейским развитием.[4]
Компас__12th_Первый помин дирекционного компаса внутри Александр Neckam's На природах вещей, написано в Paris вокруг 1190.[5] То передано от Китая или арабов или независимо европейское рационализаторство. Сухой компас изобретенный в среднеземноморское вокруг 1300.[6]
Функциональная кнопка_13th__Кнопки с петлицами использовали прикрепить или близкая одежда, был самым удобным методом перед введением застежка -молния, появитесь в 13th столетие Германия как индигенное рационализаторство.[7] Стал скоро widespread с подъемом одежды _snug-штуцера.
Точилки 834_Грубый камень, обычно песчаник, использовал заточить утюг. Длинний и трудный процесс, первая роторная точилка (повернутая с leveraged ручкой) в средневековом Europe происходит в Utrecht Psalter.
Тяжелый plough 5-ое>_8th__Тяжелый, котор катят плужок с рассохой в 5-ом столетии внутри Slavic земли, после этого введены в северную Италию ( Po долина) и к 8th столетие оно было использовано в Rhineland. Необходимо в эффективной пользе богатые люди, тяжелой, часто влажные почвы северного Europe, своя польза позволили пущи и топи зоны быть принесенным under cultivation.
Хмель_11th_Добавлено к пиву, важности положенным главным образом в свою способность сохранить пиво и улучшить удобоперевозимость для торговли.
Горизонтальная тень__11th__Горизонтально и работало ног-treadles, более быстро и эффективно.
Ворот лошади 6-ое>_____ 9th_____Множественные развития от классической проводки (древности), к проводке планки груди (6-ому) к вороту лошади (9th). Позволил больше лошади вытягивая силу, such as с тяжелые ploughs.


Так господа ,вот так выглядит таблица, которую я могу сделать, если устроит,то давайте сведения, и я, как только будет время, буду наполнять таблицы-графики, если же это не подходит - пишите, будем думать как по-другому.


Если никто не может повторить Ваших ошибок — значит Вы оригинал!
Cообщения Namejs
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
mit2011Дата: Воскресенье, 29.05.2011, 15:19 | Сообщение # 6
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1009
Награды: 0
Репутация: 400
Статус: Оффлайн
Например, изобретение около 1320 года в Германии двуручной пилы позволило получать вместо толстых досок, тесанных из бревен, более тонкие, пиленые. И к началу XV века почти все европейские замки были оснащены сундуками из таких досок.
http://lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=13203
Для изготовления очков было необходимо очень прозрачное стекло. Секрет такого стекла был найден в ХШ веке в Венеции.
http://class-fizika.narod.ru/oc2.htm


Сообщение отредактировал mit2011 - Воскресенье, 29.05.2011, 15:26
Cообщения mit2011
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
GergenДата: Воскресенье, 29.05.2011, 15:53 | Сообщение # 7
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1396
Награды: 0
Репутация: 341
Статус: Оффлайн
Плотницкий инструмент на это время:
Скобель, топор (4-5 видов), тесло, черта, киянка, бурав на ручке, стамески (используются и как долото), ложковые сверла, буравчики, пилы на ручке как у современного напильника. К 13-14 веку появится рубанок.



Давайте спокойно подумаем!


Сообщение отредактировал Gergen - Воскресенье, 29.05.2011, 15:54
Cообщения Gergen
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
mit2011Дата: Воскресенье, 29.05.2011, 17:18 | Сообщение # 8
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1009
Награды: 0
Репутация: 400
Статус: Оффлайн
Цитата Gergen
К 13-14 веку появится рубанок.
Рубанок — достаточно древнее изобретение человека (известны рубанки, найденные в Помпеях и относящиеся к I веку)[1], хотя широко применяться он начал только в 15—16 вв.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%E1%E0%ED%EE%EA
Cообщения mit2011
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
iguana1972Дата: Воскресенье, 29.05.2011, 18:43 | Сообщение # 9
Группа: Удаленные





Quote (mit2011)
Рубанок — достаточно древнее изобретение человека (известны рубанки, найденные в Помпеях и относящиеся к I веку)[1], хотя широко применяться он начал только в 15—16 вв.

Уважаемые форумчане, у меня как модератора гильдии огромная просьба! Во первых ссылка на википедию не серьезный аргумент, так как она мало объективна и вывает всегда оскомину в диспутах.
Во вторых. у нас Погорынье начало 12в. Если где о в Шумере или в Ваилоне была известна какая то технологиято и боги с ней. Накой такого плана аргументацию тащить к нам???? Если хочется помочь а не поспорить в пустую проделайте работу и найдите объективные доказательства существования подобных инструментов, как рубанок в Киеве, Новгороде или хотябы в Константинополе. В последнем случаеможно хоть и рояльно но тем нре менее замотиворованно его "перенести" к нам в ратное. А то что в Помпеях нашли подобного рода инструментарий нам не тепло не жарко!
Cообщения iguana1972
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
mit2011Дата: Воскресенье, 29.05.2011, 19:13 | Сообщение # 10
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1009
Награды: 0
Репутация: 400
Статус: Оффлайн
Цитата iguana1972
Накой такого плана аргументацию тащить к нам???? Если хочется помочь а не поспорить в пустую проделайте работу и найдите объективные доказательства существования подобных инструментов, как рубанок в Киеве, Новгороде или хотя бы в Константинополе. В последнем случае можно хоть и рояльно, но, тем не менее, замотиворовано его "перенести" к нам в Ратное. А то, что в Помпеях нашли подобного рода инструментарий нам не тепло не жарко!
Большое!!! Если он применялся в Римской империи, то точно мог получить распостранение и в Визанции, а в Византии жил и учился отец Михаил. Более есть такая сфера применения рубанка, где он просто обязан был его увидеть. Для изготовлении икон нужна гладкая деревянная поверхность доски, которая легко может достигнута при помощи рубанка. Если учесть, что обучение монахов происходило в крупных монастырях, где также изготавливали и предметы культа силами монахов, то отец Михаил не только мог видеть рубанок, но и держать его в руках и даже вполне возможно изучить и технологию изготовления икон и каноны их написания. Ведь их написание было широко развито в Византии еще в 8-9веке нашей эры:
Cообщения mit2011
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Среда, 13.05.2015, 04:23 | Сообщение # 11
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2455
Награды: 3
Репутация: 2431
Статус: Оффлайн
КАК СТИРАЛИ НАШИ ПРЕДКИ.

Стирка последние десять лет для многих современных людей ограничивается загрузкой и выгрузкой белья, а как справлялись в старые времена наши бабушки в условиях отсутствия не только горячей воды из-под крана, но и стирального порошка с хозяйственным мылом?

Школьники еще знают, что такое стиральная доска («у моей бабушки такая в деревне»), но мало кто видел ее в действии. А ведь она появилась только в начале 19 века и больше употреблялась в тесных городских условиях, лишенных простора и близкого соседства озера, реки или ручья.
Предшественниками такой ребристой доски были предметы, один внешний вид которых повергает человека непосвященного в ступор. Но – по порядку.

Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень.

Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».

Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора.

Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться.

Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.

Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Для стирки использовались чугуны, глиняные корчаги, корыта, ступы, песты, вальки…

Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Но не надо представлять себе женщину, мужественно вталкивающую тяжеленный чугун в устье печи – ей в этом помогал ухват и каток.

Если ухват знаком всем, то назначение катка следует объяснить – это специальная гантелеобразная деревянная подставка, по которой ручка ухвата вкатывала тяжелую емкость в жаркое нутро печи. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.

Стирать могли иначе, например, с использованием лохани и собственных ног, как это хорошо видно на фотографии сделанной финским исследователем К. Инха в 1894 году в Северной Карелии. Но такой способ хорош только в теплое время года, а в другие периоды для стирки могли использоваться специальные ступы.

Их держали на берегу, устанавливая на деревянные мостки или на лед. Такие ступы для бученья у карелов назывались huwhmar, у вепсов humbar'. Из цельного куска дерева вырезалась сама ступа, сравнительно небольшая емкость, куда клали белье, и основание в виде доски, на которую женщина вставала ногами.

Специальным пестом или двумя палками хозяйка толкла белье в ступе, вымывая грязь. Тут же, намотав белье на пест или палку, женщина полоскала его, опустив в проточную воду. Зимой можно было обойтись и без ступы: ее заменяло углубление во льду возле проруби – белье толкли в нем и тут же полоскали.

Еще одним орудием для стирки служил ВАЛЕК. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами.

Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата подарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька - туловищем, а перекрестие у основания – руками.

Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала.

источник:http://www.severny-krug.ru/index.php/home/1368-kak-st..


взято тут


"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
КорноухДата: Вторник, 26.05.2015, 11:52 | Сообщение # 12
Десятник
Группа: Ополченцы
Сообщений: 105
Награды: 0
Репутация: 55
Статус: Оффлайн
Кстати - после стирки одежду ещё и "гладили":  подсохшую аккуратно наматывали на деревянный валик (прим 10-15 см в диаметре), и прокатывали несколько раз по столу.
Cообщения Корноух
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Вторник, 23.06.2015, 23:38 | Сообщение # 13
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2455
Награды: 3
Репутация: 2431
Статус: Оффлайн
встретилось в интернете:

Ремесла для славян (видеоролики) :
1 . Деревянное зодчество .
2 . Гусли .
3 . Музыкальные инструменты. Рожки .
4 . Плетение лаптей .
5 . Пряничные доски .
6 . Резьба по сувелю .
7 . Кузнечное дело .
8 . Гончарное ремесло .
9 . Мастер класс по гончарному ремеслу .
10 . Плетение из корня.

взято здесь


"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Воскресенье, 19.07.2015, 15:31 | Сообщение # 14
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2455
Награды: 3
Репутация: 2431
Статус: Оффлайн
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ОДЕЖДЫ
Рубаха: однокоренные русские слова: рубить- рассекать, рвать; рубец- шрам; рубище – простая, грубая одежда; то есть старинное, раскроенное и сшитое изделие. Швы выполненные вручную, действительно на ощупь похожи на шрамы, так как осыпающийся край полотна не обметывался, а подворачивался во внутрь шва и он получался выпуклым.

В других славянских языках однокоренные слова означают:

Болг. – кайма, край
Сербо-хорв. – кайма, шов
Словенский – кайма, ткань, простая рубаха.
Чешск, словацк. – изнанка, кайма, женская сорочка.
(Фасмер, Этимологический словарь русского языка, СПб, Азбука, 1996.)

Анализ этого семантического поля позволяет нам добавить, что рубаха – это еще и окаймленное, вышитое изделие. Если вспомнить, что доминирующий цвет народной вышивки – красный и она тоже выпуклая, то сравнение с рубцами вполне закономерно. Тем более что в эпоху ведения войн мечами и топорами повсеместно бытовала мода на татуировки и «художественные» шрамы.

Итак, рубаха воспринималась нашими предками как полотно, покрытое ранами-разрезами и покрытое зажившими шрамами- швами и вышивкой. Возможно, сама идея сшивать одежду (шкуры, а потом и полотно) пришла из необходимости соединять жилами или нитью края ран для заживления.

Такое негативное сравнение, возможно, есть реакция на введенную кем-то новинку – сшитую одежду (вспомним реакцию наших стариков на современную моду).
Следы бытования у славян не сшитой одежды подобной индийскому сари, греческой тунике или римской тоге мы находим опять-таки в языке. По древне-русски одежда- облачение то есть оболочка, которая обволакивала, оборачивалась вокруг тела. Рудиментами такой одежды являются широкие пояса украинцев и болгар, полотенчатые головные уборы Белоруссии, наряд свадебного чина дружки- перевязь через плечо.

Неизвестно, сами ли славяне придумали фасон женской рубахи со сборенными рукавами и воротом на тесёмках , удобным для кормления младенцев. Но из истории Римской Империи нам известно, что в первые века новой эры там происходит резкая смена народного костюма. Древний Рим носил тоги и другую сшитую и не сшитую одежду, но совершенно отличную от традиционного костюма средневековой Италии, включающего женскую рубаху, похожую на славянскую. Это было время нашествия варварских племён, в том числе и славянских. Рубаха пришла на юг Европы с севера.

Бывают рубахи будничные и праздничные, ворожбенные, покосные, свадебные и похоронные. Оттого и шьются они по-разному, разные обереги несут, из разного материала делаются. Так же различают рубахи: исподки – нательные (холщовые) и красные – верхние нарядные (отсюда красно платье).

Древним названием одежды вообще было у славян слово "портище” – отрез (кусок ткани); отсюда и слово "портной” – человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века, а в олонецких говорах еще в девятнадцатом веке одежду называли "порт”.

Наиболее архаичной формой одежды у славян являлся, конечно же, руб. Это был простой шмат (отрезок) ткани (льняной, конопляной), который перегибался пополам, а на сгибе делалось отверстие для головы. Руб мог быть сшивной – сшитый по бокам или не сшивной, но обязательно перехваченный поясом. Девичья запона, дошедшая до наших дней, и есть такой несшивной руб. Делалась запона из льняного крашенного толста, подпоясывалась, и была обыкновенно несколько короче рубахи, на которую одевалась.

Хочется отметить, что материалы из которых изготавливалась одежда были натуральными. И это надежно защищало кожу и не вызывало раздражений. Изготовление одежды требовало не мало времени. И поэтому ее берегли. И шили очень внимательно, не спеша.

Материалом для рубахи издревле служила домоткань: холст, серьмяга, льняное полотно, шерсть домашней выделки. Вот древние славянские названия тканей: частина, узина, толстина, вретище, шерстян-волосень. Так по названию материала часто и рубаху называли: пестрядевая рубаха – из пестряди, пеньковой и льняной грубой ткани в пеструю полоску; "замашная рубаха” – рубаха из замашки (дергунца), бесплодной конопли (мужское растение); "веретище” – очень грубая рубаха из веретья, ткани из оческов льна и конопли.

Кроме самых простых и грубых тканей, было много тканей тонкой выработки, как местных, так и привозных. С двенадцатого века, в народе получили широкое распространение кумча, бязь, миткаль (привозные). Гладко окрашенные ткани назывались крашениною, узорчатые – набойкой. Любили в старину красить ткани в красный, зеленый, желтый и черный цвета. Соковыми красками красили – из растений. Зеленую краску делали из травы пырея, желтую и коричневую – из луковой шелухи, оранжевую – из коры яблоневых побегов, красную – из ягод... В ладу с Природой надо было жить всегда, ведь, чтобы рубаху сшить, необходимо лен посеять, вытеребить, размять, расчесать, спрясть, выткать полотно и только потом шить...

С шестнадцатого века вошло в обращение и народное слово "платье”, и портные с тех пор стали называться: кафтанники, шубники, шапочники. Название "портной” сохранилось, вероятно, лишь для мастеров, шьющих рубахи и портки.

Наиболее архаичным кроем рубахи можно назвать туникообразный. При таком крое мужская рубаха отличается от женской только меньшей длинной и наличием подоплеки. Подоплека – холщевая или из серпянки (грубой льняной или пеньковой ткани) подкладка на грудь и спину мужской рубахи. Подоплека служит для прочности: от тяжелой работы ткань на плечах истлевает от пота. "Рубаха – трут: трутом на плечах перегорела”, – в шутку говорил народ.

Сказать надобно, что рубахи никогда не шились в обтяжку; крой всегда был свободным, и рубаха всегда подпоясывалась. Рукава делались довольно длинными (до первой фаланги большого пальца – на мужских рубахах) и узкими. Для того, чтобы рукава могли двигаться свободно, в подмышку вшивали ластовицу (ласток, ласточенок) – кусок прямоугольной ткани, как правило красного или синего цвета.

Рукава женской рубахи могли достигать удивительной длины. Такие рукава собирали красивыми складками по руке, и схватывались у запястья узорчатыми зарукавьями. Рубахи -долгорукавки дожили почти до наших дней в Рязанской губерни, и поражают мастерством вышивки...

Крой русской рубахи а домонгольский период отличался мудрой простотой. Так как полотно ткалось довольно узким (от 32 до 60 см.), рубаху расширяли за счет боковых клиньев. Рукав делали вышитый, длинный и узкий; носили дорогие зарукавья из добротной узорчатой ткани. Воротника же а этот период не было; вместо него одевался ожерелок, застегивавшийся сзади на клялышь. Ожерелок, как и зарукавья, богато украшался вышивкой и даже каменьями и перламутром.

Женская рубаха была "в рост”, и у шеи могла собираться в сборку. Женщины также носили ожерелья, запястья и навесные украшения.

В пятнадцатом веке, получил распространение косой ворот на мужских рубахах. Пришивной манжет на женских рубахах (равно как и рукав в сборку) появился только в семнадцатом веке. Женские рубахи иногда богато расшивались жемчугом – скатным северным, а то и гурмыжским – из Персии. Кроме того, в большом ходу был перламутр – "раковина”, как его называли в старину.

Издавна было известно золотое шитье. Древние киевляне носили одежду с большим количеством золотого шитья. Самая старая из известных -русская золотая вышивка была найдена археологами в кургане князя Черного (близ Чернигова), и датируется десятым веком. Близ города Пронска в курганах были найдены останки шелковой одежды с сохранившимися воротниками. Воротники, как отложенные, так и стойкой, были вышиты золотой нитью и имели бронзовые пуговки. Датируется погребение двенадцатым веком. Один из старейших центров русского золотого шитья находился в городе Торжке...

А вот украшение женских рубах кружевными вставками -явление относительно новое, ему всего триста лет. Знаменитые Михайловские кружева (численное кружево) радуют глаз традиционной цветовой гаммой, (красный, белый, синий)...

Украшение рубахи всегда было исполнено глубокого смысла и представляло собой иногда сложнейшее сочетание обережной и иной волховской символики. Особенно обильно украшались ворот, подол и рукава, а также и швы. Рубахи обшивались тесьмой, вышивались, украшались узорными лоскутными нашивками.

Обычные для рубах вышитые обережные мотивы: кони, птицы, дерево Жизни, растения и растительные орнаменты вообще, ланки (ударение на "и”) – антропоморфные персонажи, изображения Богов... Весьма многообразны полосчатые орнаменты: травчатый, лапчатый, личиками, Струями, репьями, копытцами, коньками, свинушками, крестом и кружалком, и т.д. Нужно отметить, что иногда вышитые части перешивались со старой рубахи на новую (Аналогично было и с полотенцами).

На Руси, традиционным обережным цветом был красный – цвет огня, цвет крови. Сама холстина в рубахах называлась Землей, а вышивка Ярью. Таким образом, Небесный Огонь, покрывая Землю, зачинал и оберегал все живое.

В древности русский народ различал до тридцати оттенков красного цвета. Каждый из них имел свое название, например: черевчатый (черемной) – красный, багрец – аловишневый, мясной – алый, кармазиновый – малиновый, рудо-желтый – оттенок рыже-красного цвета, кумашный – красно-алый, чремной-искрасной – рыжий, боканный – красный, и т.п. Справедливости ради нужно сказать, что точное определение и обозначение того или иного цветового оттенка посредством слов современного языка крайне затруднительно, ибо наши далекие Предки гораздо тоньше нас чувствовали цвета, а так же то настроение, которое они создают в душе человека.

Следует добавить, что в качестве оберегов славяне использовали большое количество навесных украшений, (особенно женщины). Еще в четвертом веке арабские путешественники отмечали обилие украшений у восточных славянских женщин, особо выделяя золотые и шейные серебряные гривны, а так же большое количество украсов из высоко ценившегося тогда зеленого бисера. Монисты, ожерелья, браслеты и другая "женская кузнь”, изготовленная славянскими мастерами, всегда ценилась знатоками.

Рубахи подпоясывались – пояс издревле представлялся сильным и действенным оберегом. Его ткали, вышивали узорами, украшали капторгами и тузлупами. К дорогим кожаным поясам подвешивали маяльники – качающиеся привески, иногда с дорогими камнями или смазнями. Кисти бранных поясов украшались самоцветными варворками и золотой нитью. Девочки с детства плели красную нить, которой матери позднее опоясывали их перед свадьбой. Известны нательные пояса, которые носили на голое тело – их не снимали даже в бане, веря в защитную силу...

На Руси издавна ценились дородство в фигуре, поэтому рубаха подпоясывалась низко, а над поясом делался напуск. Это, в основном, касалось середовых – людей среднего возраста; молодежь подпоясывалась по талии. Нижняя рубаха подпоясывалась шнурком) Длина рубахи так же имела свои возрастные различия: старики (белые люди) и дети носили длинные рубахи. Мужики носили рубахи короче – немного выше или немного ниже колена. Женщины – до стопы. Так же разным возрастам соответствовали разные типы вышивок: наибольшее количество вышивок присутствовало на девичьей одежде. В зависимости от статуса и возраста женщины на ее понёве было определенное число свастических символов солнца от 1 до 12….

Таков был древнерусский канон, позже, с течением времени, претерпевший некоторые изменения, но в главном сохранивший и донесший до нас сквозь столетия драгоценное наследие древней культуры.


отсюда


"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Понедельник, 20.07.2015, 09:26 | Сообщение # 15
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2455
Награды: 3
Репутация: 2431
Статус: Оффлайн
ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВ

Был когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы мирно «дремали» весь день. А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться. Деревянную жар-птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые — нож да топор. Отец передавал свое мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей — так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным.

Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее.

Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.
Для изготовления жар-птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска. Сосна одинаково хорошо расщепляется как в тангентальном, так и в радиальном направлении.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги.

Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1–1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо.

Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево... неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

Освоив технологию изготовления простейшей птицы, вы можете приступать к выполнению более сложного задания по предварительно разработанному эскизу. Современные народные мастера создают не только отдельных щепных птиц с оригинальными пластическими решениями, но порой очень сложные многофигурные композиции.



отсюда


"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ARKANДата: Понедельник, 20.07.2015, 17:48 | Сообщение # 16
Сотник
Группа: Огнищане
Сообщений: 1011
Награды: 0
Репутация: 1349
Статус: Оффлайн
Один знакомый (бывший коллега), нашёл себя в народном творчестве. Одно из самых продаваемых   изделий - вот такие птицы. На местном "арбате", где полно туристов, этих птиц он называет по-разному. Это зависит от внешней идентификации страны и национальности потенциального покупателя. Самый  ходовой, мол, "навеяно хиросимскими журавликами" ...

Cообщения ARKAN
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
КорноухДата: Среда, 22.07.2015, 13:16 | Сообщение # 17
Десятник
Группа: Ополченцы
Сообщений: 105
Награды: 0
Репутация: 55
Статус: Оффлайн
На русском севере распространённая была такая игрушка, действительно красиво в свете свечи чуть покачивается :)
Крылья потом наловчились сверлить и перья совсем узорчатые становятся =)
Cообщения Корноух
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Пятница, 24.07.2015, 06:33 | Сообщение # 18
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2455
Награды: 3
Репутация: 2431
Статус: Оффлайн
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

Глиняные игрушки имеют давнюю историю. Первые известные игрушки относятся ко II веку до н. э. Сохранились, в основном, игрушки 10-15 вв., найденные при раскопках городов Киева, Рязани, Москвы, Коломны и др. Серьёзное изучение русской игрушки началось в конце 19 – начале 20 веков.

В давние времена их использовали как ритуальные фигурки, связанные с обрядами календарных сельскохозяйственных праздников, сопровождающихся свистом, отсюда и свистульки. Известна с древности и обережная функция свистулек. По славянским понятиям, свист отгоняет «нечистую силу», злых духов. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске», хранящему языческие традиции и посвященному Яриле – славянскому богу солнца и плодородия. В дальнейшем, когда свистулька перестала выполнять обрядовые функции, её развитие пошло по двум направлениям. Первое – это распространенный во многих странах духовой музыкальный инструмент окарина со свистковым устройством, род флейты, (итальянское – ocarina – дословно «гусёнок»). Её глиняный, фаянсовый или фарфоровый корпус имеет до десяти отверстий для изменения высоты звука в регистрах от сопрано до контрабаса. И второе направление – народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом, к примеру, в виде птицы или частью композиции, как у филимоновской барыни с птицей-свистулькой под мышкой.

Служили глиняные фигурки и как талисманы-обереги. Игрушки из глины создавались, в отличие от скульптур, без стремления передать анатомические особенности, достаточно было одной-двух деталей, чтобы получить коня, отличного от коровы. Глиняная фигурка создавалась как образ, связанный с заложенными в него метафорическо-мифологическими знаниями. В основном, это образы, воплощавшие природные силы, к примеру, Конь-Солнце. В каргопольской игрушке встречается образ Полкана, что перекликается с древнегреческим кентавром. Изображения баб восходит к ритуальным куклам, которые связывались с аграрной магией. Колоколообразная форма юбок тоже отсылает к магии плодородия.

Любимыми в народе были образы коня, оленя, медведя, птицы, всадника, барана, козла. Медведь по древним понятиям предвещал пробуждение природы, был символом могущества (хозяин леса в русских сказках). Конь – слуга Солнца, несущий его благодать. Птицы – вестники весны и лета и богини Матери-Земли. Козёл покровительствовал урожаю, являл собой добрую силу. Корова и баран были символами плодородия и могущества. Олень – символ изобилия и удачного брака.

В основе всех народных глиняных игрушек лежат три: конь, птица и баба. Из них с незначительными изменениями создавались ь другие. Из птички рождаются все свистящие игрушки. Конь может превратиться в корову, козу или барана. Баба становится основой многофигурных композиций или трактуется по-разному в местах обитания игрушечных промыслов. Промысел рождался в определенной местности, начиная с нескольких крестьян, которые вырабатывали характерные черты промысла, вариативность образов. Если промысел становился удачным, то им начинала заниматься вся деревня, слобода или село. Отсюда идут слободы ремесленников, деревни игрушечников. Глина той или иной местности также диктовала свои условия для складывания промысла. Например, существует довольно веское предположение, что филимоновские игрушки обязаны своими самыми длинными шеями именно местной глине «синике». А красная глина дымковской слободы хорошо держит налепные декоративные детали.

Пластика и размеры глиняной игрушки были рассчитаны для ребенка. Всё чрезмерное, лишнее отсекалось. Создавался лаконичный образ игрушки с тайной, сказкой, заложенной веками, и будилась детская фантазия: что скрывается за этим образом. Происходит игра-диалог ребёнка со взрослым. Старший может объяснить, откуда этот образ, а дети могут сами придумывать с этими игрушками сказки, истории. В фигурках заложена наша культура, многовековая память народа.

Цвет, как и форма в народной игрушке, имеет символическое значение. Красный – огонь, солнце, цвет земли. Желтый – цвет хлебной нивы и снова солнца. Зеленый – растительный орнамент, символ возрождения жизни. Синий, голубец воды и неба, цвет космоса. Белоснежный фон, белый цвет издавна считался символом чистоты, света, светлых сил. Орнамент, встречающийся на игрушках, также несёт смысловую нагрузку. Солярные знаки или символы солнца, представляющие из себя розетки или орнаментальные круги, встречаются часто в народном искусстве: и в резьбе, и в росписях, и в вышивке.

Мы можем их наблюдать и в глиняных промыслах: филимоновской, каргопольской, дымковской игрушке. Солярные знаки на изделиях – это зашифрованные пожелания добра, света, благополучия. По большей части орнаменты, которые мы встречаем на глиняных игрушках, имеют древнее происхождение: точечный орнамент, расположенный в квадратных ячейках, цветных полосах, символизирует распаханную землю и посеянное на ней ровными рядами зерно.


"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Четверг, 27.08.2015, 06:52 | Сообщение # 19
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2455
Награды: 3
Репутация: 2431
Статус: Оффлайн
Многие железные изделия Древней Руси выполнены в технике металлургического «пакета», при которой с боков стальной полосы приваривались пластины из мягкого железа. Изготовленные в этой технике изделия, например ножи, стачивались прежде всего с боков, а стальное лезвие всегда выступало и было как бы самозатачивающимся, долго сохраняя остроту. Конечно, такие ножи тоже точили, равно как и другие аналогичные изделия, изготовленные в той же технике, но их рабочие качества сохранялись дольше. Можно заметить, что в городских слоях находки каменных оселков обычны.

Техника «пакета» зародилась в древности. Вещи, изготовленные таким приемом, известны в Скандинавии, Чехословакии, а на Руси — в древностях «дружинного» типа.

Среди предметов, сделанных древнерусскими кузнецами, немало сложных, состоящих из многих деталей. Таковы, например, замки, при производстве которых надо было изготовить около 40 деталей с применением разнообразных технологий. При этом требовалось умение сваривать железо со сталью, освоить горновую пайку медью и т. д. Русские замкй славились и за границей, их находят, например, в Чехословакии.

В обработке цветных и благородных металлов ремесленники Древней Руси также проявили себя искусными мастерами. Ювелирных мастерских, где производились массовые недорогие украшения, найдено много, особенно в Новгороде. Среди использовавшихся материалов обычна медь, из которой изготовлялись проволочные и пластинчатые заготовки. Встречаются и поделочные камни, например янтарь. Широкое распространение получили изделия бронзолитейщиков, требовавшие сложных приемов изготовления. Методом литья изготавливали и распространенные в то время предметы вооружения — булавы и кистени, а также другие вещи.

Прекрасны русские ювелирные изделия, центром производства которых был Киев. Золотые или серебряные вещи украшались зернью, сканью, перегородчатой эмалью. Из золота с эмалью делались венчики, шейные цепи, составлявшиеся из медальонов, колты — фигурные коробочки — часть женского наряда. Чернь применялась для серебряных изделий и состояла в покрытии рисунка особым составом черного матового цвета. Чернеными делали браслеты и колты. В Новгороде найдена берестяная грамота, в которой знатная женщина требует срочного исполнения ее заказа на золотые колты. Она сообщает, что отдала мастеру металл, вес которого указан в письме. Подобные драгоценности с рубежа XI—XII вв. изготовлялись, видимо, вотчинными ремесленниками и, как показано выше, на заказ.

Особенно много колтов, браслетов и иных украшений найдено в Киеве, где их большая часть была зарыта при набегах кочевников и при приближении монголо-татарских орд. Владельцы этих кладов или погибли при защите Киева, или не смогли найти своих сокровищ в пожарище. На территории Киева учтено около 50 кладов, зарытых между 1170 и 1240 годами. Один из них, причем не самый богатый, найден у Десятинной церкви и состоял из шести серебряных денежных гривен киевского типа, двух золотых колтов с перегородчатой эмалью, двух золотых цепочек, семи золотых сережек, витого серебряного браслета, пяти серебряных перстней. Известны клады и в других местах Киевской земли, Волынского, Черниговского, Новгород-Северского княжеств, Старой Рязани, во Владимире, Москве и иных городах и землях. В Новгороде, Смоленске, Пскове, Полоцке, т. е. городах, не осаждавшихся ордами Батыя, вещевых кладов нет.

История русского стеклоделия хорошо изучена благодаря применению метода спектрального анализа. Долгое время считалось, что стеклянные изделия, находимые в древнерусских городах и курганах, в своем большинстве привозные. Сейчас удалось выяснить, что с конца XI в. на Руси стали широко распространяться стеклоделательные мастерские. В них изготовлялись стеклянные бусы, браслеты, сосуды, оконное стекло. Наиболее частым украшением древнерусских горожанок в XII—XIII вв. были стеклянные браслеты: желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые, коричневые, черные. Встречаются и двухцветные. Например, черный браслет перевит желтой стеклянной ниточкой. В Смоленске были освоены технологические приемы производства красного («печеночного») стекла и красной поливы на керамических изделиях. В Киеве раскопана мастерская по производству стеклянных браслетов, там найдены горны и тигли для плавки стекла. Стекло изготовлялось и в ряде других древнерусских городов. Монголо-татары разрушили эти города, а с ними и ремесленные мастерские (привозные стеклянные изделия также нередки на Руси, например восточные бусы). В Новгороде, Смоленске и некоторых других городах изготовление стекла продолжалось и после нашествия, но максимальный подъем этого производства был уже позади. Широкое производство стекла было важным техническим достижением домонгольской Руси, не получившим дальнейшего расцвета из-за глубокого упадка, вызванного монголо-татарским разорением.

Видное место среди ремесел занимало гончарное производство. Его расцвет связан с появлением гончарного круга. Как выяснено выше, гончарный круг появляется на определенной стадии социального развития общества и знаменует собой отделение ремесла от земледелия. Поэтому находка круговых черепков на каком-нибудь городище указывает, что оно находилось на стадии превращения в город. Время появления гончарного круга на Руси — от 900 до 920— 930 гг. Однако до XI в. он существовал только в крупных городах, из тех, которые упомянуты в летописи под IX в.

Гончары изготовляли разнообразные по форме глиняные изделия: горшки, миски, сковородки, светильники, игрушки и многое другое. Гончарные горны для обжига посуды найдены в Киеве, Старой Рязани, Белгороде и др. В древнерусском городе Вщиже (около Брянска) обнаружен горн XIII в. длиной около 2 м. Он имел как бы два этажа: нижний — для топки, верхний — для обжига посуды. В нем сохранились 26 обжигавшихся там горшков. В гончарном ремесле, как и в металлообрабатывающем и иных, происходила специализация. С X в. на Руси появляется кирпич, производство которого возникло, видимо, не без византийского влияния. Формы византийского и русского кирпича сходны. Кирпич в Древней Руси представлял собой почти квадрат со стороной около 30 см. Первоначальная его толщина — 2,5 см, затем она постелено увеличивалась, а квадрат превращался в прямоугольник. У историков архитектуры и археологов такой кирпич называют греческим словом «плинфа». Две совершенные кирпичеобжигательные печи XII в. найдены в Смоленске, где было выстроено много кирпичных церквей. Печи круглые, врезанные в склон горы, построенные из обожженных и сырцовых кирпичей. Обе они были двухъярусные. Обжиг плинфы происходил в верхнем ярусе. Открыта подобная печь и в Киеве около Софийского собора и в некоторых других местах.



[Рис.1] Продукция древнерусских ремесленников: 1 — деревянный сосуд, изготовленный на токарном станке, 2 — круговой сосуд, 3 — кожаная обувь (поршень), 4 — сапожная колодка, 5 — цилиндрический замок, 6 — колты, 7 — форма для отливки подражания колту, 8 — зерненая лунница

Гончары делали и яркие поливные плитки, которыми украшались полы некоторых зданий, и черепицы для крыш, и художественные изделия из глины. В Киеве производились глиняные яйца-писанки, украшенные поливным узором, напоминающим фигурные скобки. В Смоленске делали глиняные, покрытые разноцветной поливой с таким же рисунком, ручки столовых ножей — часть парадного прибора. В Новгороде открыта мастерская, где делали погремушки в виде птичек, покрытые желтой поливой. Эти изделия имели широкий сбыт и встречаются не только на Руси.

Древнерусские горожане носили преимущественно кожаную обувь: лапти при раскопках не обнаружены. Кожаные ботинки и сапоги, а также другие кожаные изделия — ножны ножей, кошельки, седла — украшены узором из дырочек, тисненой плетенкой или аппликациями. В Новгороде открыта изба кожевника, к которой пристроен ящик с остатками извести и шерсти. Известью удаляли шерсть со шкур.

В культурном слое древнерусских городов изобилует щепа — след работы плотников. Обработкой дерева занимались и токари, несомненно существовавшие с X в. С этого времени встречаются деревянные чаши, выточенные на токарном станке, который конструктивно родствен гончарному кругу и появляется вслед за ним. Найдены все детали токарного станка. Точеные чаши нередко покрыты художественной резьбой. Ею украшали не только посуду, но и мебель, лодки, дома. На двух резных колоннах из Новгорода вырезан сложный узор в виде переплетающихся лент, обрамляющий медальоны, в центрах которых изображены кентавры. Вероятно, эти колонны использовались в конструкции дома. Резьбой украшались и наличники окон.

В древнерусских городах найдены великолепные образцы прикладного искусства, изделия из дерева, кости, камня, цветного и черного металла. В Новгороде их несколько десятков тысяч. В древних постройках Киева обнаружены многочисленные резные каменные плиты. Особенно замечательны монументальные рельефы на плитах из красивого камня — шифера. На одной из них представлены две конные фигуры, может быть, портретные изображения князей Ярослава и Изяслава. В результате раскопок прикладное искусство Древней Руси предстало перед нами как бы заново.


[Рис.2] Художественные изделия: 1 — резная колонна, 2 — рисунок на деревянной тарелке, 3 — деревянный (самшитовый) гребень

Авдусин Д. A. Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989.
взято тут


"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Среда, 16.12.2015, 10:12 | Сообщение # 20
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2455
Награды: 3
Репутация: 2431
Статус: Оффлайн
не знаю - сюда ли.. картинка уж очень подходит к лекции Старшего по обозу МС по организации обозного дела..

Находки археологов позволяют судить, какое оружие имели наши далекие предки. Было обнаружено несколько тысяч нако­нечников стрел, более 800 копий, 183 меча, 150 са­бель, более 600 боевых топоров, кистени, шлемы, множество остатков кольчуг, щитов, а также предметы конского снаряжения: удила, стремена, шпоры. В Москве было найдено несколько кладов доспехов и оружия. Так, в Ипатьевском переулке в 1895 году обнаружили клад, в который входило 5 шлемов, 5 кольчуг, 11 боевых граненых наконечников копий и еще один на­конечник от охотничьей рогатины. В 1969 году там же на­шли железный боевой топор, небольшой топорик всадни­ка, ножи, стремена и ручную пищаль. Большое количе­ство разнообразного оружия было найдено строителями московского метро.

взято здесь


"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » Справочник по технологиям первой половины 12 века » Технологии средневековья (до конца 12 века)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Люди
Лиса Ридеры Гильдия Модераторов Сообщество на Мейле Гильдия Волонтеров База
данных Женская гильдия Литературная Гильдия Гильдия Печатников и Оформителей Слобода Гильдия Мастеров Гильдия Градостроителей Гильдия Академиков Гильдия Библиотекарей Гильдия Экономистов Гильдия Фильмотекарей Клубы
по интересам Клубы
по интересам
legionerus, Andre,


© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта