Магазин КотА. Книги от Автора
Мы очень рады видеть вас, Гость

Автор: KES Тех. Администратор форума: ЗмейГорыныч Модераторы форума: deha29ru, Дачник, Andre, Ульфхеднар
Страница 1 из 11
Модератор форума: serGild 
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » Справочник по технологиям первой половины 12 века » Технологии 12 века (только факты)
Технологии 12 века
КержакДата: Суббота, 27.02.2010, 19:00 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Друзья, в данной теме предлагаю набирать только фактически работавшие технологии 12 века, с указанием источника и автора.
никаких обсуждений, никаких комментариев. Просто факт технологии, ее краткое описание, место где осуществлялась, желательно уровень цен)))
Cообщения Кержак
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
PKLДата: Среда, 19.05.2010, 13:30 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





(Извлечение из книги Археология СССР. Древняя Русь. Город, замок, село. Под общ. ред. Рыбакова. Глава 6. Ремесло)

Quote
Обработка кожи

Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделии имело большой удельный вес в народном хозяйстве Древней Руси. Спрос на кожаные изделия был велик из кожи делали обувь. Жители Древней Руси ходили в кожаной обуви. Много кожи истребляли шорники и седельники, из нее делали конскую сбрую, колчаны, щиты, основы пластинчатой брони, а также многочисленные поделки хозяйственного и бытового назнаачения. Много кожи шли па изготовление сыромятных ремней. Кожевники и сапожники разделились на две самостоятельные профессии еще в XI в.
Раскопки в городах, где хорошо сохраняется органика, дали богатейший материал по истории кожевенного и сапожного дела. Кожаные изделия и инструментарий по обработке кожи в большом количестве собраны в Новгороде, Пскове, Москве, Белоозере, Полоцке и других городах. Археологические материалы позволили полностью реконструировать технику и технологию кожевенного и сапожного производства.
Для сырья русские кожевники использовали шкуры коней, крупного и мелкого рогатого скота. Основные технологические приемы выделки кожи, установившиеся еще в X -XI вв., сохранились почти без изменения до XIX в.
Обработку шкур начинали с вымачивания. Размоченную шкуру очищали от подкожной клетчатки и мездры. Для их снятия кожевники применяли специальные стальные струги. После очистки от мездры шкуры подвергали золке для удаления волоса. Золку производили в специальных деревянных сосудах-зольниках; их засыпали золой и известью. После золки со шкуры легко соскабливали волос; кожу промывали и подвергали размягчению с помощью кислых хлебных растворов - "квасом уснияным"; затем кожу подвергали дублению растительными дубильными веществами - корой дуба, ольхи, ивы. После этого кожу выравнивали, вытягивали, жировали. разминали и окрашивали. Чаще всего кожу красили в черный и темно-коричневый цвета, но некоторые лучшие сорта красили также в желтый, зеленый, красный и другие цвета.
Кроме дубленой кожи, для разных надобностей изготовляли сыромятную кожу. Она была Крепче и эластичнее дубленой, поэтому ее чаще применяли в технике и хозяйстве. При изготовленни сыромятной кожи обработанную шкуру размягчали и жировали.
Очень много мастерских кожевников XI - XIV вв. было вскрыто в Новгороде. Такие мастерские всегда сопровождались большими завалами зольно-известковой массы, перемешанной с волосом, изредка в них находились и целые куски шкур; встречались и сами зольники в виде рубленых из плах колод или больших кадок из толстых кленок.
Основная масса кожи шла на изготовление обуви. В X - XIV вв. носили кожаную обувь нескольких видов - поршни, мягкие туфли, полусапожки и сапоги. Туфли и полусапожки, господствовавшие в X - XIV вв., в течение XIV в. медленно выходили из употребления. Раскопанные сапожные мастерские ....... и собранный в них инструментарий, огромное количество самой кожаной обуви позволили довольно подробно представить технологию сапожного мастерства.
Инструментарий сапожника состоял из ножей раскроечных, ножей сапожных, прямых и кривых шильев, специальных игл, набора деревянных колодок-правил, шаблонов кроя, сапожных гвоздей, штампов для тиснения кожи, пробойников, сапожных ласок, ниток, щетины и т. п.
Ножи для кроя кожи известны двух типов: широкое дугообразное лезвие у одного типа с ручкой в виде выпуклой подушки, на которую нажимали ладонью, а у другого типа -с коленчатой черенковой рукояткой. Наварное лезвие ножа - стальное. Этими пожали было очень удобно раскраивать кожу, резать движением от себя (табл. 110, 1-3).
Сапожные ножи по форме сходны с обычными хозяйственными ножами, но более короткие, с широким полотном и кривым лезвием. Лезвие всегда имеет стальную наварку (табл. 110, 5).
Сапожные шилья по сечению стержня делали круглыми и ромбовидными. Второй тип был основным. Стержни изготовляли как прямые, так и кривые. Рукоятки были деревянные и костяные.
Сапожные колодки известны двух видов: простые. из одного куска дерева и составные со снимаемыми верхом-подъемом, который соединялся с основой колодки шипом. Среди колодок встречены колодки для мужчин и женщин, для взрослых, подростков и детей. Колодки делали из березы и липы. Простые колодки использовали как правила (табл. 110, 8- 10). Верх и низ мягкой обуви скреплялись выворотным швом. После пошива и пришивания подошвы такую обувь необходимо было расправить и околотить на колодке. Правила были высокие и низкие Большинство правил делали асимметричными, т. е. для правой и левой ноги, но встречаются иногда и симметричные.
Составные колодки служили моделью при пошиве обуви, как и в настоящее время. На этих колодка затягивали верха и прикрепляли подошвы Их всегда делали па правую и левую ногу (таб.110, 6-7).
При специализированном массовом производстве сапожники применяли шаблонки кроя. В Новгороде в слоях XII в. и позже найдены деревянные шаблонки подметок (табл. 110, 11-12) Они представляли собой тонкие дощечки толщиной 0,3-0,4 см, вырезанные в форме заданной заготовки.
Отдельные заготовки верха обуви, а также верха и подошвы соединяли ниточными швами. Швы были нескольких типов: наружные, выворотные и потайные (табл. 110, 16-19).
Техника выполнения наружного и выворотного швов одинакова. Различие заключалось в расположении лицевых сторон кожи. Если кожу сложили обратными сторонами и прошили по краю, получался шов наружный, а если кожу сложили лицевыми сторонами, получался шов выворотный. Более сложные и прочные швы - потайные были двух видов: тачные, т. е. впритык, и с припуском на строчку. Тачные швы - это скрепление кусков кожи впритык, без прокалывания ее насквозь, а у шва с припуском впотай пришивали только одну деталь. Для крепления подошвы к верху обуви, кроме ниточного шва, использовали швы на гвоздях. Их широко применяли при шитье сапог для крепления подошвы и каблука.
Для характеристики технологии пошива обуви в XIII-XIV вв, коротко опишем конструкцию сапога, изготовление которого было наиболее сложным делом (Изюмова С. А.. 1959).
Сапог состоял ил нескольких деталей - голенища, головки, задника, подошвы и каблука. На эти детали шли разные сорта кожи. Кроме того, к голенищам и головкам пришивали поднаряд (подкладку) из еще более топких сортов кожи. Голенища составляли из двух частей, сшиваемых по бокам тачным швом. Одношовные голенища делали очень редко. Головки сапог в зависимости от фасона делали тупоносыми и остроносыми. Их крепили к голенищам тачным или выворотным швом. К подошве в зависимости от ее толщины головки крепили двумя способами. Толстые подошвы пришивали простым наружным швом, тонкие подошвы - внутренним выворотным. Задники всегда были двойные. Иногда их делали в виде кармана, в который для жесткости вставляли прокладки из лыка, береты или толстой кожи. Задник к подошве крепился так же, как и головка. В зависимости от формы головки подошвы делали остроносыми или тупоносыми. При тонкой коже подошвы делали составными, их пришивали наружным или выворотным швом. Чтобы предотвратить снашивание на подошве нити, шов помещался в специальном подрезе па нижней стороне подошвы. Иногда подошву для прочности подбивали гвоздями. Подошву у сапог жесткой конструкции довольно часто крепили гвоздями. Каблук состоящий из нескольких слоев толстой |кожи, прибивали гвоздями. Иногда к каблуку прикрепляли железную подковку.
Технология сапожного ремесла была достаточно сложна и конструктивно, и по технике производства. От сапожников требовались профессиональные знания и владение специальными навыками и инструментом. Основные технологические приемы сапожного и шорного ремесел сохранились и в России почти без изменении вплоть до XX в.

Cообщения PKL
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
PKLДата: Среда, 19.05.2010, 13:32 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





(Извлечение из книги Археология СССР. Древняя Русь. Город, замок, село. Под общ. ред. Рыбакова. Глава 6. Ремесло)

Quote
Обработка кости

Номенклатура костяных изделий X -XIV вв. была довольно обширной. Для хозяйственных надобностей' из кости делали ложки, иглы, пеналы, вешалки, ручки ложек и разных инструментов, спицы для прялок и цевки челноков, художественные накладки и резные навершия. Из предметов туалета и костюма известны гребни, копоушки, булавки, пуговицы, поясные пряжки. Много делали шашек, шахмат, всевозможных печатей и даже технических деталей вроде подшипников, вертлюгов, валиков, обкладок луков и ручек мечей и т.д.
Массовым материалом костерезного производства были кости домашних животных, а также рога лосей и оленей; иногда использовали рога быков, туров и даже моржовую кость.
Чтобы превратить кость домашнего животного (для производства шли берцовые, пястные плюсневые кости) в поделочный полуфабрикат, ее необходимо было обезжирить, а затем костные цилиндры расправить в пластины. После длительного поцесса вываривания кости В щелоке ее под сильными прессами(клиновые зажимы) расправляли в пластины.
Инструментарий костереза состоял из набора ножей, пил, плоских и г равировальных резцов. циркулярных резцов, сверл-дрелей, обычных перовидных сверл, напильников, рашпилей и разных других приспособлений.
Полуфабрикаты разделывали на заготовки изделий большими лучковыми пилами с толщиной зуба 1,5 мм. Для пропилов зубьев гребней и других подобных работ применяли лучковые пилы с очень тонким лезвием, достигавшим толщины 0,3 мм. Широкие плоскости после обработки ножами и плоскими строгающими резцами начищали напильниками. Костерезы использовали два типа напильников. Для тонкой чистовой обработки применяли односторонние напильники, с дугообразным рабочим лезвием и обычной однорядной насечкой с односторонним зубом (нарезка на внешней выгнутой стороне полотна). Этими напильниками производили и всевозможные фигурные выемы на изготовляемых предметах. Например, рабочее полотно подобного напильника. найденного в Новгороде в слое начала XIV в., имело длину 10,6 см (табл. 111, 7). Прямоугольное сечение выгнутого полотна равнялось 0.8x0,5 см. Зубья напнльника были односторонние крупные с шагом 0,45 см. Для черновой обработки и обработки значительных по размеру поверхностей применяли массивные напильники с особым зубом типа рашпиля. У этих напильников райочая поверхность делалась из точечных зубьев. Эти напильники , оставляя более грубую поверхность, чем напильники первого типа, были более производительными, так как снимали сразу значительный слой кости. В Новгороде в слоях конца XII в. найден большой двуручный рашпиль (табл. 111, 8). Длина полотна рашпиля была 14 см, ширниа 5 см.
Интересную конструкцию имели маленькие сверла-дрели с лучковым приводом. Такие сверла применяли для изготовления отверстий диаметром 0,1-0,4 см. На железный тонкий стержень длиной 10 см. имевший в середине плоский щток, надевали приводную катушку. Внизу у стержня было стальное - перовпдиое лезвие, а вверху - черенок для круглой рукоятки. Приводная катушка соедииялась со струной маленького лука (табл. 111, 1). При .движении вправо или влево катушка вращалась вместе со сверлом. Для развертки больших отверстий (диаметром до 1,5| см) применяли обычные перовидные сверла.
Большое количество костяных поделок изготовляли на токарном станке, форма изделий по сложности токарной работы была разнообразной от простых шайб-шашек до сложныз круглых точеных колец. Вытачивание круглого кольца на токарном станке и в настоящее время считается довольно сложной операцией. Токарные станки костерезов были менее можными, чем у токарей по дереву. Их приводили в движение даже ручным лучковым приводом. В станке имелся шпиндель для крепления изделия. Круглое кольцо из трубчатой кости могло быть выточено только при наличие жесткого вращающегося шпинделя.
Среди костяных изделий значительную массу составляли художественные поделки: навершия посохов, накладные пластинки на шкатулки и кожаные сумки, всевозможные привески. Навершия изготовляли в виде головок птиц и зверей, выполненных очень часто довольно натуралистично, и в виде разнообразных геометрических фигур. На плоских накладных пластинках изображали фантастических зверей, солнечные знаки, геометрический, растительный, циркульный орнаменты, всевозможные плетенки и другие мотивы.
Несколько мастерских ремесленников по обработке кости раскопаны в Новгороде, Киеве, Старой Рязани, городище Родень и на других памятниках.

Cообщения PKL
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
PKLДата: Среда, 19.05.2010, 13:34 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





(Извлечение из книги Археология СССР. Древняя Русь. Город, замок, село. Под общ. ред. Рыбакова. Глава 6. Ремесло)

Quote
Машины и механизмы

Машины, механизмы и сложные орудия труда Древней Руси до последнего времени оставались мало изученными п почти неизвестными. О них нет сведений в письменных источниках, а археологические находки давали мало материала. Раскопки русских городов в последние десятилетия, особенно раскопки в Новгороде, открыли массу новых источников и в области изучения машин и механизмов.
Среди механических приспособлении и машин, известных в Древней Руси, встречаются воздуходувные меха, подъемные рычажные механизмы, дрели и вороты, круговые точила и ручные мельницы, веретена и мотопила, колесные повозки и гончарный круг, толчеи И жомы, ткацкие и токарные станки, камнеметы, тараны, самострелы и многое другое.
Машины и механизмы в Древней Руси делались в основном из дерева. Вот какое определение машины дает Витрувий: "Машина есть система связанных между собой частей из дерева" (Витрувий М., 1963, с. 286). Это определение машин в отношении конструктивного материала оставалось верным не только в античности и средние века, но и в новое время, вплоть до XIX в.
Начнем с описаниия универсальных деталей машин, сделанных из дерева. Круг применения неторых из них в настоящее время еще не совсем ясен, но из других можно составить пары, узлы и даже целые агрегаты известных нам, а часто еще неизвестных машин и приспособлений.
Среди деталей машин встречаются: блоки, ролики,подшипники радиальные, подшипники упорные(подпятники), оси, валы, цапфы, вертлюги, клинья, валики, тяги, балансиры.
Например, в новгородской коллекции собрано 26 блочных колес от подъемных механизмов X - XIV вв. Все они имеют направляющий желобок для гибкой тяги(веревка, ремень, цепь). Диаметр блоков колеблется от 6 до 20 см, ширина наибоьшего блока 6 см. Диаметр отверстий для оси составляет 2,2 - 4 см. Блочные колеса делали, как правило, из древесины корневищ или капа (табл.102,1).
Радиальные подшипники как отдельная деталь(подобно современным подшипникам) неизвестны, но в отдельных тесинах и брусах имеется много круглых отврестий со следами вращения, иногда очень быстрого. На некоторых подшипниках сохранились следы смазки, а на других - следы обгорелости, возникшей при быстром вращении без соотвествующей смазки. Диаметр подшипников колеблется от 3 до 11 см.
Подшипники упорные (подпятники) представлены более чем 400 экз. (табл. 102, 7). На очень многих подпятниках гнезда опоры оси имеют обгорелость от быстройго вращения. Размер гнезда довольно однообразен: диаметр равняется 3-4 см, глубина от 2 до 4 см. С максимальной рациональностью использован материал подшипника - древесина. Большинство подшипников сделано из ствола дерева в том месте, где отходил сучок. Рабочее гнездо делали в корне сучка; это придавало детали наивысшую твердость и наименьшую изнашиваемость. Очень много деревянных подшипников найдено от ручных мельниц.
Цапфы осей и валов в основном были цилиндрическими и коническими, встречены также и коленчатые цапфы. Диаметры цилиндрических цапф колебались от 2 до 9 см, диаметры конических цапф равны 2-7 см. На многих цапфах сохранились следы обгорелости.
Очень частая находка - вертлюги. Вертлюги делали из дерева, кости и железа. чаще всего из дерева (табл. 102, 4, 5). Вертлюг найдено более 70 экз. Вертлюги - деталь, состоящая из планки и валика-тяги. Планка - прямолинейная пли немного выгнутая, в центре' имеет отверстие, в которое входит валик с головкой. Головка удерживает валик от сквозного прохода в отверстие. Но краям планки имеется по одному отверстию для крепления гибкой тяги. Размеры вертлюгов разные: от очень маленьких с длиной планки в 3 см и валика в 2,5 см до огромных с длиной планки 18 см и валика 13 см. Диаметр валика у таких вертлюгов равнялся 2,5 см.
Выше мы привели описание двух древнерусских машин- токарного и ткацкого станка. Теперь остановимся на ручной мельнице. Ручные мельницы были широки распространены в Древней Руси наряду с водяными и дожили в россии до XX в. Восстановить полностью конструкцию ручных мельниц XI-XIV вв. позволяют находки и Новгороде. В коллекциях новгородской экспедиции имеются все детали этого устройства, их остается только собрать (Колчин Б.А., 1968).
Конструкция ручной мельницы состояла из массивного стола, наверху которого крепили нижний камень - постав жернова диаметром в 45-50 см(табл. 112). В крышке стола и нижнем камне имелось небоьшое отверстие диаметром в 3 см, через которое проходила ось для верхнего камня - бегунка. Ось чаще всего была деревянной, но делались и железные. В верхнем камне-бегунке в центре имелось круглое отверстие для зерна диаметром 9 см., а в центре в нижней части камня устраивали выем для порхлицы. Порхлица - деревянный или железный упорный подшипник. Этим подшипником верхний камень опирался на ось. Для приведения в движение верхнего камня имелось особое устройство. Камень плотно обхватывал Тонкий деревянный обруч, к которому крепилась, деревянная скоба специальной конструкции - боковой подшипник(табл. 112, 3, 4). В эту скобу входил нижний конец длинного махового стержня длиной до 2 м. Верхним концом стержень свободно крепился в отверстие, которое было расположено точно над центром жернова. Верхнее отверстие делали или в брусе специальной рамы, крепящейся к столу, или в брусе, прикрепленном к потолку помещения, где стояла ручная мельница. Вокруг жернова устанавливали небоьшой короб с лотком, в котором собиралась мука. Для изменения тонкости помола муки вертикальная ось верхнего камня имела регулирующее устройство, ее опускали или поднимали. Абсолютно такая же ручная мельница изображена на миниатюрах в "Житии Сергия Радонежского" (Арциховскнй А. В., 1944).

Cообщения PKL
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
al1618Дата: Пятница, 13.08.2010, 00:41 | Сообщение # 5
Сотник
Группа: Огнищане
Сообщений: 2379
Награды: 0
Репутация: 1590
Статус: Offline
Наткнулся случайно - и просто обалдел, большинство технологий даже не 12-го века а каменного smile

честно сперто от сюда: http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=7141.0

Секреты старых шведских мастеровых,в то время использовавших только ручной инструмент и только иногда двигатели(водяные мельницы). Shocked

1. Кузнецы,изготовление гвоздей и тд,лесопилка с приводом от водяной мельницы.Фильм 1923 года (!).
http://svtplay.se/v....ud_1923

2.Секреты гончара изготавливающего глиняные изразцы (1923).
http://svtplay.se/v....,103007

3."Сумашедший дед" Cheesy Изготовление деревянных башмаков,ложек и стульев.(1923)
http://svtplay.se/v....,103007

4.Изготовление бумажных обоев.(1923)
http://svtplay.se/v....,103007

5.Изготовление и окраска тканей (1930)
http://svtplay.se/v....,103007

6.Кузнецы,изготовление подковы (1931)
http://svtplay.se/v....,103007

7.Изготовление тканей с рисунком (1943)
http://svtplay.se/v....,103007

8.Точение по дереву на токарном станке(1935)
http://svtplay.se/v....,103007

9.Бондари за работой ! Жесть! Cheesy (1923)
http://svtplay.se/v....,103007

10.Изготовление канатов.(1934)
http://svtplay.se/v....,103007

11.Мастер по изготовлению деревянных колес отжигает! (1932)
http://svtplay.se/v....,103007

12.Изготовление изделий из поделочных камней.Механизмы впечатляют! (1938)
http://svtplay.se/v....,103007


"Кто может - делает, кто не может - учит, кто не может учить - управляет" (с) Народ
"Учу управленцев управлять - искренне Ваш, бизнес-консультант" (с) :)
Cообщения al1618
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
PKLДата: Воскресенье, 03.10.2010, 12:27 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





(Извлечение из книги Археология Беларуси. Том 2. Минск. 1999)

Quote
Хозяйственной жизни деревни был присущ натуральный уклад. Большая часть необходимых в быту вещей
производилась самими же крестьянами. Археологические материалы достаточно хорошо иллюстрируют состояние и технику прядения и ткачества. Сырьем для изготовления тканей служили шерсть, лен и конопля. Отряхивание
костры и грубых частиц волокна производилось трепанием. Основное орудие этой операции - деревянное трепало - было найдено в раскопках некоторых городов. Для чесания волокон употреблялись деревянные гребни.
Основным способом получения нитей было прядение на веретене. Веретена представляют собой тонкую
деревянную палочку, круглую в сечении с некоторым утолщением в нижней части. Длина веретен 18…25 см. Для
придания веретену большей инерции при вращении на него надевали грузик-пряслице. В XI…XIII вв. повсюду на
Руси бытовали волынские шиферные пряслица, являющиеся очень частой находкой при археологических раскопках.
Для снования нитей применялись полые костяные цилиндрики с двумя или тремя отверстиями сбоку - юрки. Они
были найдены, в частности, при раскопках минского «Замчища». Сами по себе юрки свидетельствуют о наличии
горизонтального ткацкого станка, ибо для снования на вертикальном ткацком станке они не нужны. В минских
раскопках были найдены части от ткацкого станка - боковые планшетки от набилок, веретено с пряслицем.
Как известно из этнографических примеров, процессы, связанные с домашним ткачеством, крайне длительны
и трудоемки. Особенно много времени уходит на прядение. Оно, как и ткачество, целиком ложилось на плечи
женщины. По подсчетам Н.И. Лебедевой, на прядение 16 кг кудели требуется 955 часов. Чтобы соткать три холста (150 м), нужно затратить около 1920 часов.
Cообщения PKL
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Пятница, 08.01.2016, 02:51 | Сообщение # 7
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2020
Награды: 3
Репутация: 2302
Статус: Offline
похоже, что где-то в Ратном помимо уже известных нам по книгам Отрока-РБ-Сотника живут и работают не только кузнецы, мастера по кожам и их выделке, не только лучных дел мастер лука Говорун... скорее всего есть и бондарь, и наверняка, скорее всего есть свой горшечник..  на это меня натолкнула вот это вот информация. 

Существует проект "Один в прошлом". Там ГГ - наш с вами современник живет на хуторе в усовиях средневековья. Вот по ссылке один из его репортажей... Керамика похоже, в тех условиях ее требовалось много. Здесь - ссылка, обсуждения и ваши предложения прошу выкладывать в других темах, в темах Технологии и Г.Мастеров.





"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
Красницкий Евгений. Форум сайта » 5. Академия (Реальная история) » Справочник по технологиям первой половины 12 века » Технологии 12 века (только факты)
Страница 1 из 11
Поиск:

Люди
Лиса Ридеры Гильдия Модераторов Сообщество на Мейле Гильдия Волонтеров База
данных Женская гильдия Литературная Гильдия Военно-Историческаягильдия Гильдия Печатников и Оформителей Слобода Гильдия Мастеров Гильдия Градостроителей Гильдия Академиков Гильдия Галеристов Гильдия Библиотекарей Гильдия Экономистов Гильдия Фильмотекарей Клубы
по интересам Клубы
по интересам
serGild, kea, Иринико, Дачник, legionerus, Водник, Коняга, Andre,


© 2017





Хостинг от uCoz | Карта сайта