Мы очень рады видеть вас, Гость

Автор: KES Тех. Администратор форума: ЗмейГорыныч Модераторы форума: deha29ru, Дачник, Andre, Ульфхеднар
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Kathrinander  
Красницкий Евгений. Форум сайта » 7. Посад (Гильдии по интересам) » Женская Гильдия » О женщинах... во власти... (о боярынях, да княгинях, да образе их дум тяжелых)
О женщинах... во власти...
KathrinanderДата: Воскресенье, 19.05.2013, 11:46 | Сообщение # 1
Полусотник
Группа: Советники
Сообщений: 776
Награды: 0
Репутация: 1147
Статус: Оффлайн
Где как не в женской гильдии обсуждать дам наших властных в целом, да по одиночке, да со всех сторон и во всех веках. А начнем мы с прекрасной зарисовки про Агафью от Лагуны. Пусть отправной точкой будет, а дальше посмотрим куда кривая или извивы женской логики нас заведут wink

Это возможность подарить сказку, в которую давно никто не верит, но которую втайне от нас жаждут наши сердца.
Cообщения Kathrinander
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
LagunaДата: Воскресенье, 19.05.2013, 12:02 | Сообщение # 2
Десятник
Группа: Ветераны
Сообщений: 198
Награды: 2
Репутация: 1113
Статус: Оффлайн
А вот это уже мой несмешной взгляд на ситуацию, понятно, что Князь лучше придумал, но именно таким я вижу ход мысли Агафьи! Милые дамы, давайте влезем в шкуры наших прародительниц, и посмотрим, что изменилось то с века 12 до наших дней. Волей - неволей, а женщины всегда вовлечены в политику. Причем, по тому же принципу: - Желающего идти судьба ведет, не желающего - влачит!

Агафья Владимировна вновь осмотрелась - не хотелось никому попадаться на глаза. Поднялась на самый верх хором - (удалось прокрасться никем не замеченной!), и притормозила у приоткрытой двери. Осторожно заглянув вовнутрь, увидала брата, сидящего в тесной горенке для малого совета. Даже на лавках вокруг него было разложено множество пергаментов - Мстислав вникал в положение дел.
- Пресвятая Богородица, спаси и помилуй, отчего ж так не везет-то! - По опыту Агафья знала, что брат ненавидит вот такую спешную работу, когда из-за долгого отсутствия приходится срочно разбирать ворох накопившихся грамоток с безнадежно устаревшими сведениями – всегда очевидно, что без княжьего догляду, то тут, то там, принимаются неверные решения, а это – убытки для казны, которых могло и не случиться. Любавы Дмитриевны еще не было видно – скорее всего, она тоже ждет, когда Мстислав закончит эту часть княжих трудов, под руку не лезет – знает характер своего суженого. Значит сие одно: и Агафье нужно посидеть скромненько в уголочке, на отполированной многими поколениями бояр да князьков ветхой лавке, подождать, когда старший брат освободится.
Не везет… Черная полоса никак не желала заканчиваться… В памяти Агафьи уже в который раз всплыл образ сенной боярыни Соломонии. Она так толком еще и не оправилась после плена да трудной дороги - лежала, глубоко утонув в перине, зыркая настороженными глазами по темным углам – пуглива стала боярыня, да не ее в том вина….
–Княгиня - матушка! – Голос боярыни, еле слышный в суматохе сборов, тем не менее, привлек внимание. Агафья тогда пожалела боярыню, приблизилась.
- Княгиня - матушка, не серчай на меня многогрешную, да только послушай, знаю, не по сердцу тебе тот отрок пришелся. Как его? Лисовин, да только, не гневайся, попусти ты ему слова беспутные, он уж и сам о них, поди, жалеет!
Сухие, потрескавшиеся губы боярыни едва не царапали ухо, говорила она так тихо, что пришлось Агафье присесть у ложа, да склониться пониже.
- Ты меня, матушка, послушай, я, пока недужна, в той хибаре лежала, да потом, в лодии, их ученик лекарский, Мотька, мне много разного поведал о тех Лисовинах. Вот только он по малолетству-то сам не понимает, что говорит - да что его слова значат. Вот и успокаивал он меня рассказами про своего сотника. И все-то по его словам складно выходило, да только ежели подумать… Ой, как непросто-то! Суди сама, матушка, грамоте того Михайлу священник обучал… Ну, положим, это их Ратное большое поселение, но свой поп? Повезло? Допустим. А сколько ты, княгиня, встречала священников, кои в самой Византии, в Константинополе обучались? Вот! А к ним в глушь именно такого отправили… Повезло? Хорошо! Как у него отца-то убили, да дед раненный в беспамятстве калекой вернулся, мальчонка тот тяжело заболел, думали – помрет… А он так полежал-полежал, да и встал, ровно ничего и не было, только люди примечать стали ума-то у мальца прибавилось… Опять, скажешь, повезло? Тогда дальше слушай! Заприметила того отрока волхва Велесова, да к себе заманила. А тот самый константинопольский священник про сие тот час же сведал, да за ним в логово языческое и отправился! И ведь отстоял-таки мальца у волхвы, а говорят, что та волхва наисильнейшая! Молитвой святой и отогнал! Снова повезло? Так вот, матушка, таких везений еще ворох. Вот ты и подумай, а нужно ли с тем отроком связываться, не покойней ли отступиться? Не иначе, его, сироту, Отец наш Небесный благословил, или сама Богородица под опеку взяла! Не гневись на него, вспомни писание святое: «Мне отмщение и аз воздам!» Неисповедимы пути господни - не прост тот отрок, ох не прост!
Всю дорогу до Киева Агафья прокручивала в голове слова Соломонии и так и эдак. С одной стороны – угроза ей, княгине из рода Мономашичей. Нельзя такое спускать, потом может и поздно быть. С другой стороны, его ей Бог послал, если бы не он, со своими вояками, – туго пришлось бы ей с детками. Еще не ведомо, как Болеслав бы отреагировал на таких пленников, да сколько за них выкупа запросил, вон за Володаря Перемышльского, едва-едва всем родом наскребли. А она, хоть, и из Мономашичей, да поздний ребенок, к тому же - девочка, брат ее и не замечал совсем, увидит - бегает мелкота под ногами вместе с его детьми, вот и все внимание. Захочет ли мужу пособлять? Ему своих деток ростить, да пристраивать надо. Замуж ее выдавали в один год с Евпраксией, Мстиславовой дочкой, только ту - за царевича греческого, сына Иоанна Комнина, а ее – за обезродевшего и безместного Всеволодко, которому не доверяют и по сию пору. Умно ли теперь брату жаловаться? И без того вести не из радостных – востину черная полоса!
А за тем бояричем присмотреть надобно, коли Соломея не врет, так и приблизить – удача, как исстари считалось, и на окружение липнет, а ей удача не помешала бы… Поневоле задумаешься откуда в такой глуши - и такое диво? Сначала самой разобраться нужно! Вот и муженек ее, Всеволодко, как речь о том отроке зашла, только сердито щекой дернул, да промолчал, вернее, на другое речь тогда увел, но как посмотрел... Тоже, видать, не просто так они поговорили, чем-то насторожил и озадачил его сотник. А если все же рассказать? Угроза родичам Великого князя - дело не шуточное! Да еще от Святополчичевой родни! Глухо заворочалось в душе недоброе - угроза самому дорогому, детям, - требовала отмщения! Думай, матушка, думай… - Агафья заерзала по лавке, дурная привычка, с детства мамки отучали шуструю Агашу от беготни да от мужской привычки думать, расхаживая взад-вперед по горенке: невместно-де, такое ей, Княжне Киевской. С тех пор, как в голове мысли крутятся, так и на лавке не сидится. Невместно, да чего уж там…
- Говорить ли? Еще не известно, как брат сие воспримет? А, ежели, напротив сделает, приблизит или наградит того отрока, вот хоть ей назло! И ВЕДЬ ПРАВ вроде, будет, если, по делам-то судить, то… пригодились они с дедом, а непродуманность может здорово боком выйти, вон - внизу, таких вояк лихих полно, что-то они себе поймут про княгиню неблагодарную. Как то жалобу на спасителя оценят? А, ежели, не сказать, да к себе того отрока у Туровского братика сманить? Обласкать, да вызнать, чего тому Лисовину надобно. Преданность… Как там он себя назвал? Волкодав? Щенок он еще, прикормить, и своим станет, самое время – настоящую - то хозяйскую руку показать! Вон, как легко он от выкупа за ее вызволение отказался, ох, повыше он вспорхнуть хочет, не иначе… На куда более сладкий кусок зарится этот юнец! И если мысли у нас сойдутся… Так, может, и большим прибытком обернется та встреча…
Это сейчас она родная сестра Старшего князя, а потом, она да ее дети, следующему князю как придутся? Отложились бы к Польше, так там Болеслав, тоже нравом крутенек, вот меж двух огней и окажешься… Хорошо его Померанскому герцогу, сам себе голова – крутиться, конечно, приходится, так для себя же. Вот бы и мне так, был бы муженек побойчее, округлили бы мы наше Городно в сопредельную сторону, да в наследственное владение и потребовали, тут как раз брату о родстве и напомнить уместно было бы, сам по отцу сел, чем мои дети хуже? А ведь даже с поляками воевать не придется – земель язычников поганых – на королевство хватит! Не, мне не только отрок нужен, мне еще и дед его нужен! Воины нужны справные, да поскорее. Брат-то не вечен, а вот после него – что будет? Сердце давно чует, что поднимут головы враги Мономашичей, будет смута великая. Решено, не скажу Мстиславу, сама разберусь! Вот, опять, ну почему не о насущном думаю? Мне сейчас за ляхов ответ держать. Мстислав может подумать, что это мы сами с теми ляхами сговорились, да на соседей навели, надеясь у них кус оттягать. К тому же, шепотки ходят, что про ляхов великому князю уже донесли, Ольга Туровская, змея, расстаралась… Ишь, княжна Польская, вот куда ни кинь - всюду эти ляхи пролезли! И отрок тот графиню Палий поминал. Что эта графиня в туровских чащобах потеряла, вопрос отдельный, но есть в Соломонииных словах что-то…Ой, есть!...

С величайшей благодарностью Ульфхеднару, указавшему на позорные ляпы!


"В эпоху тренья скорость света есть скорость зренья;
даже тогда, когда света нет." И. А. Бродский


Сообщение отредактировал Laguna - Вторник, 21.05.2013, 00:10
Cообщения Laguna
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
УльфхеднарДата: Воскресенье, 19.05.2013, 21:48 | Сообщение # 3
Сотник
Витязь
Группа: Наместники
Сообщений: 4882
Награды: 1
Репутация: 5055
Статус: Оффлайн
Отлично написано! Но замечания все же имеются.
Цитата (Laguna)
Кристины еще не было видно – скорее всего, она тоже ждет, когда Мстислав закончит эту часть княжих трудов, под руку не лезет – знает характер своего суженого.

Христина (кстати четвероюродная сестра Мстислава Великого) умерла 18 января 1122 года. Сейчас князь женат повторно - Любава Дмитриевна, дочь новгородского посадника Дмитрия Завидича.
Цитата (Laguna)
Володаря Перемышленского

Правильно - Перемышльского.
Цитата (Laguna)
за обезродевшего и безместного Всеволодко, сына злодея Давида, которому не доверяют и по сию пору.

Кому не доверяют - Всеволодку или его отцу? Последний умер в 1113 г. и похоронен в Киеве.
Cообщения Ульфхеднар
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
НесторДата: Воскресенье, 19.05.2013, 21:48 | Сообщение # 4
Новик
Группа: Посадские
Сообщений: 15
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
К немного ранее обсуждаемой теме женщин в древней Руси, нашел очень интересную информацию. И не только в плане характеристики женщин, но их прав, власти, и много другого.
КАКИМИ БЫЛИ ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ?

Жены праведные (фрагмент
фрески Андрея Рублева)

Кто сколько-нибудь знаком с русской историей Х-ХVIII веков, имеет и собственное представление о месте и роли в ней женщин. Представления эти полярны. Одни, говоря о начальном периоде русской государственности и эпохе Московии, рисуют «тюремную затворницу» с интересами, ограниченными домохозяйством и воспитанием детей, с подчиненным положением в семье и весьма ограниченными социальными правами. Другие, напротив, видят социально активную личность в образе отомстившей древлянам за смерть мужа княгини Ольги или боярыни Морозовой, хорошо известной по картине В.И. Сурикова, или царевны Софьи, имя которой связывают с бунтом стрельцов, или, наконец, первого президента Российской Академии наук Екатерины Романовны Дашковой.

Какими же были русские женщины на самом деле? Вопрос этот не праздный. Он важен для общего представления о русской истории, ее государственности, культурной жизни. Ведь, как сказал французский социалист-утопист Ш. Фурье, «общественный прогресс может быть точно измерен общественным положением прекрасного пола».

Сегодня наша историческая наука, располагает богатейшими материалами, рассказывающими о социальном положении и правах женщин различных классов в семье и в обществе древней Руси, средневековой и новой России. Однако даже свидетельства русских летописей и зарубежных хроник, материалы законодательства, правовые акты, церковная дидактическая литература, исторические песни, сказания, предания, археологические находки и т. д. не дают однозначного ответа на вопрос. Те, кто отдают предпочтение правовым памятникам, показывающим социальный статус женщины, неминуемо склоняются к негативному представлению об их положении. И, напротив, изучение лишь народных сказаний, фольклора, древней литературы преувеличивает степень социальной свободы представительниц древнерусского общества.

И еще одно предварительное замечание. Невозможно оценить социальный статус русских женщин эпохи феодализма в целом, для всего периода, охватывающего почти восемь веков. Имущественное, семейное, социальное положение женщин не было чем-то застывшим, оно менялось вместе с развитием общества, его политики, экономики, культуры.

Княгиня Ольга беседует с
византийским императором

Уже с первых страниц древнейшей русской летописи — «Повести Временных Лет», — посвященных эпохе складывания древнерусского государства, перед нами встает яркий образ деятельной, образованной, мудрой русской женщины — княгини Ольги, ставшей в 945 году правительницей Русской земли. Обычай кровной мести, пережитки которой еще не были изжиты, заставил княгиню наказать убийц ее мужа. Об этом в форме легенды и рассказывает летопись. Годы княжения Ольги умножили богатство и силу ее государства. Огромные оброки и дань шли в Киев, в княжескую казну, а сама русская княгиня, по свидетельству летописца, имела значительные «личные» земельные угодья, целый город Вышгород. Кстати, владение недвижимым имуществом было в древней Руси правом не только тех женщин, которые принадлежали к элите — княжескому роду.

Если в раннегосударственную эпоху женщины (вне зависимости от их социального и семейного положения) имели весьма скромные имущественные и собственнические права, то уже в ХI-ХII веках (а это известно по различным законодательным актам) есть немало примеров того, как женщины самостоятельно распоряжались своим приданым, а в случае вдовства — некоторой частью, «выделом» из имущества семьи. Новгородские берестяные грамоты дают нам массу житейских ситуаций, рисующих осведомленность русских женщин XI-XIII веков в нормах тогдашнего ростовщичества и тонкостях торговых сделок. Например, денежные средства богатой новгородки Полюжей Городщиницы или княгини Марии Мстиславны (жены великого князя Всеволода) были столь значительны, что позволяли им активно субсидировать строительство огромных церквей и храмов. Православная церковь — в отличие от католической — относилась к ростовщикам сравнительно терпимо, так что женщины старались не отстать от своих мужей и в этой сфере.

Крещение Ольги (Радзивиловская летопись)

Незадолго до ордынского нашествия на русские земли имущественное положение и социальные права женщин привилегированного сословия еще более расширились, среди них появились крупные землевладелицы. В уникальном граффити (надписи на стенах) Софии Киевской конца XII века упомянута княгиня Всеволожая как покупательница «земли Бояновой всей». Под 1288 годом в летописи сказано о получении земельного наследства другой княгиней — Ольгою, женою князя Владимира Васильевича.

Представительницы древнерусской знати, княгини и боярыни, свободно продавали, обменивали, покупали земельные угодья, получали и передавали их по наследству, дарили как приданое дочерям. Вступив в права владения каким-либо земельным участком, земельные собственницы сами объезжали свои уделы, назначали наместников, следили за деятельностью вотчинной администрации (так называемого Большого двора).

Бесспорно, все эти деловые качества русских женщин не могли проявиться, не будь они грамотными. Факты, дошедшие к нам из летописей и литературных источников, говорят о том, что представи-тельницы привилегированного класса древней Руси были по тем временам личностями высокообразованными. Дочери князя Ярослава Мудрого (Анна, Елизавета, Анастасия), внучки Владимира Мономаха (Анна и Евпраксия Всеволодовны), галицкая княгина Анна Романова, княгини-черницы Евфросинья Полоцкая и Евфросинья Суздальская, тверская княгиня Ксения Юрьевна — все они предстают перед нами со страниц летописи не просто грамотными, но и высокопросвещенными: они знали по нескольку иностранных языков, были обучены азам математики и философии, геометрии и астрономии, риторики и «врачебной хитрости».

Добродея-Зоя,
дочь Великого князя
Мстислава Владимировича,
автор трактата по
«врачебной хитрости»,
написанного по-гречески,
«Мази». XII век

На миниатюре изображена
женщина, ткущая полотно

Внучка Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна создала школу для девочек при одном из киевских монастырей — об этом упоминает летопись около 1089 года. А открытие археологами берестяных грамот древнего Новгорода заставило усомниться в правомерности утверждения, что грамотность в древней Руси была уделом исключительно привилегированного сословия. Ремесленницы-новгородки ХIII-ХIV веков вели бытовые записи, переписку с заказчиками.

Сведений об имущественных правах ремесленниц, холопок, жен смердов и других представительниц зависимых социальных слоев Древнерусского государства Х-ХV веков не так много, но они показывают, что женщины этого класса также имели права собственности на личные вещи и денежные средства (в феодальном обществе после смерти зависимого человека его права на земельный участок переходили к феодалу-вотчиннику). Однако по мере развития феодальных порядков права женщин этой категории населения заметно сократились.

Крестьянская семья
(миниатюра из «Синодика
Вологодской церкви»)

Важно подчеркнуть, однако, что и в средневековье существовало традиционное разделение социальных функций между мужчиной и женщиной, — это касалось всех женщин, независимо от их социального происхождения. Были сферы общественной жизни, в которых приоритет принадлежал мужчинам — войны, политика, но существовали и области чисто женского «господства» — организация экономической жизни дома, семьи, воспитание детей, внутрисемейные отношения. «Матриархат» в доме был как бы балансом «патриархату» во всех областях общественной жизни вне его.

Новгородские берестяные грамоты

Новгородские берестяные грамоты, рисующие быт городских семей домонгольского и более позднего (до XV века) времени, донесли до нас повседневные заботы женщин того времени. Мы видим среди них простых ремесленниц, занятых выбеливанием сотканного полотна, горожанок, покупающих то «ведерко осетрины», то «маслице деревянное», то ткани, крестьянок, занятых варкою пива из «жита». Женщина из семьи побогаче предстает перед нами центральной фигурой всей хозяйственной жизни дома, а то и всей вотчины, самовластно распоряжающейся слугами и челядью.

И тем не менее в истории русского средневековья есть периоды, когда социальная активность женщин привилегированного класса вторгалась в традиционные области мужского «господства». Это Х-ХIII века, то есть домонгольский период нашей истории, XV — начало XVI века — период образования единого Русского государства. В отечественной истории этого времени встречаются десятки имен женщин, чей дипломатический, просветительский, политический талант, талант управления делами княжества и даже государства снискал себе славу и остался в памяти потомков.

Дочери Ярослава Мудрого
(фрески Киевского собора Святой Софии)

Так, из текста одного из древнейших русских договоров с Византией мы узнаем, что послы в Царьград в 944 году были посланы не только от бояр и князей, но и от знатных женщин — Преславы и Сфандры. А через тридцать лет на переговоры с византийским кесарем отправилась с актом миролюбия мудрая княгиня Ольга, глава Киевского государства. Стремясь к укреплению связей Руси с могущественной Византией, она устанавливала родственные связи с царьградским императорским домом и неоднократно «правила» посольства в Византию, вела переговоры с императором. За 30 лет до официального крещения Руси эта «мудрейшая из жен» приняла христианство, что в конечном счете способствовало авторитету Русского государства, делающего первые шаги от «варварства» к «цивилизации».

На европейской политической арене XI века оставили память о себе дочери Ярослава Мудрого, выданные замуж за иностранных королей, — Анна Ярославна во Франции и Елизавета Ярославна в Норвегии, а также дочери других древне-русских князей: Евпраксия Всеволодовна в Германии (XI — начало XII века), Агафья Святославна в Польше (XIII век).

Многие представительницы княжеских родов, например, волынские княгини Ольга и Анна, в XII веке участвовали в переговорах с иноземными послами, присутствовали при обмене посольствами (например, княгиня «Олго», жена князя Владимира Васильковича, XIII век), ездили с дипломатическими миссиями во главе посольств (Анна Всеволодовна или Янка, конец XI — начало XII века). Она же предстает в летописях советчицей мужа своего князя Владимира Святославича в решении государственных дел, в создании Устава, носящего имя князя. Жена князя Святослава Всеволодовича держала «совет с мужем» (XII век).

Анна, королева Франции
(скульптура в монастыре
Святого Викентия, во Франции)

Многие источники ХI-ХIII веков упоминают об участии княгинь и боярынь в различных внутриполитических конфликтах. Среди таких «политических интриганок» древней Руси — Улита Кучковна, жена князя Андрея Боголюбского, участница заговора бояр, убивших ее мужа. А наложница галицкого князя Ярослава Осмомысла Настаска была обвинена галицкими боярами в ворожбе, якобы повлиявшей на осложнение внутриполитической ситуации в княжестве (XII век). Но ХI-ХIII века дают больше примеров, когда женщины выступали с миротворческими миссиями в межкняжеских усобицах, как, например, княгиня Всеволожая, жена киевского князя Всеволода Ярославича, призывавшая мужа и братьев «блюсти земли русские», а «брань имети лишь с погаными».

Улита Кучковна, участница
боярского заговора
(Радзивиловская летопись)

В XIII веке встречаются имена женщин, самостоятельно управлявших своими княжествами. Это галицкая княгиня Анна Романова или полоцкие княгини Софья, Евфросинья и жена некоего князя Михаила (имя ее до нас не дошло), почти столетие с 1129 года правившие Полоцкой землей. По приказу этих женщин-правительниц были выбиты их личные свинцовые печати — атрибут административной власти.

Незабываемы образы русских женщин времен нашествия ордынских полчищ. Евпраксия Рязанская предпочла смерть позору плена у монгольского хана: узнав о смерти мужа, она «ринулась» «ис превысокого храма и зразилась (т.е. убилась) до смерти». Так же, как и рязанская княгиня, погибла жена черниговского князя Домникея. В огне и дыму пожара окончила свою жизнь великая княгиня Владимирская Агафья со снохами и внуками: они заперлись в одном из владимирских соборов, который захватчики обложили хворостом и подожгли. Самоубийство русских женщин, которые не хотели попасть в руки врагов, было в годы нашествия Батыя довольно частым.

Конечно, очень бы хотелось пополнить галерею «деятельных россиянок» образами простых крестьянок, горожанок, ремесленниц. К сожалению, в большинстве своем они навсегда останутся для нас безымянными хранительницами семейного очага, носительницами нравственных начал в обществе, создательницами произведений устного творчества, приемов вышивки, ткачества и т.д.

После разорения Руси ордынским нашествием ее международные контакты сократились, династические браки между русским княжеским домом и знатными фамилиями за рубежом стали редкими. Лишь в конце XIV века великий князь московский Василий Дмитриевич взял в жены дочь литовского князя Витовта Софью. Привезенная, по словам летописца, «из-за моря, от немцев», Софья Витовтовна обрела в России вторую родину — она прожила здесь почти семьдесят лет. Оставшись в 1425 году вдовою с малолетним сыном на руках, она оказалась наследницей огромных московских земель и как регентша поставила себе целью «не ростерять», а сохранить их целостность от притязаний других удельных князей, отстоять главенство Москвы.

Каменный княжеский терем
XI века

Спор за великое московское княжение вылился в длительную войну (с 1433 по 1446 год), во время которой княгине пришлось пережить и ослепление сына и собственный плен. Лишь с окончанием войны и утверждением сына — Василия Васильевича Темного — на московском престоле Софья была освобождена из заточения и привезена в Москву. И хотя с тех пор Василий Васильевич правил страной «самовластно», советницей его в делах государственных продолжала оставаться мать. Сам бесстрастный летописец не может скрыть восхищения, когда рассказывает, как в 1451 году, будучи почти восьмидесятилетней, княгиня Софья Витовтовна сумела в отсутствие Василия Темного и его войска организовать оборону столицы от татарского царевича Мазовши и не позволила захватить ее.

Усадьба зажиточного
горожанина в Новгородской
земле XIII века

Не менее известно имя новгородской боярыни, жены посадника Исака Борецкого — Марфы. Историческая роль этой женщины связана с падением политической автономии Новгородской феодальной республики. Недвижимая собственность Марфы Борецкой — полученная по наследству от двух умерших мужей и благоприобретенная — составляла значительную часть территории Новгородской республики (приблизительно 23 тысячи гектаров, 2250 дворов из 5 тысяч во всей земле новгородской). Обладание такими огромными землями придавало посаднице необходимый политический вес. В третьей четверти XV века, когда процесс собирания земель Великим князем московским шел особенно интенсивно, у Марфы Борецкой возник план замужества с литовским князем, а это означало передачу всех земельных владений боярыни под власть Великого княжества Литовского. Возглавив антимосковскую оппозицию в Новгородской республике, эта «злохитрева жена», как называет ее летописец, объединила и другие именитые боярские семьи, предлагая «во имя свободы» «отложиться» к Литве. Дом Марфы стал местом бурных политических собраний.

Прослышав о готовящейся «смуте», московский князь Иван III вынужден был отправиться в новгородскую землю с большим войском. В 1471 году Шелонская битва предрешила судьбу Новгорода и группировки Борецкой. Сыновья Марфы сложили головы на плахе, сама она была отправлена в заточение, а ее владения отписаны на великого князя. На Востоке земли русской в конце XV века активно действовала рязанская княгиня Анна Васильевна. Вступив в права регентства, она настолько успешно управляла своим княжеством, что земля Рязанская значительно расширила свои пределы и достигла небывалого расцвета.

Свадебный поезд.
В повозке — Софья Палеолог
с «подругами»

Жена Ивана III московская княгиня Софья Палеолог (византийская принцесса по происхождению), по словам летописца, имела большое влияние на мужа. Благодаря ее настояниям («совету»), как говорит летопись, Русь прекратила платить дань ордынскому хану, а после «стояния» на реке Угре окончательно освободилась от ига. В 1476 году Софья приняла итальянского посла Контарини, оставившему о ней лестный отзыв в путевых заметках.

Интересна жизнь дочери Великого князя московского Ивана III княгини Елены Ивановны, выданной замуж за литовского Великого князя. Она оставила о себе память и в русских актах, и в литовских метриках как умный и тонкий политик. Королева Елена Литовская проявила себя полновластной и дальновидной вотчинницей: она приобрела себе немало новых земельных владений. Находясь вдали от России, Елена Ивановна оставалась помощницей отца в решении многих проблем, касавшихся международного престижа родины. Иван III говорил ей о своих государственных планах, а его дочь через верных послов соообщала о малейших изменениях политической ситуации в Литве и Польше. В частых конфликтах между Россией и Литвой Елена Ивановна неоднократно брала на себя примирительную миссию.

Среди известнейших «жен государевых», блеснувших умом и талантом в эпоху Московской Руси, — знаменитая Елена Глинская, вдова царя Василия III, стоявшая во главе Российского государства на правах регентши в 1533-1538 годах. Ее правление отмечено войной России с Литвой за возвращение западных земель, дипломатическими переговорами со Швецией, с казанским и крымским ханами, с государем молдавским. Начиная с 1535 года по приказу Елены Глинской развернулось городское строительство в Москве, была проведена унификация монетной системы, что способствовало экономическому сплочению Московского государства. В 1536 году Глинская, заключив перемирия с Литвой и Швецией, объявила войну Казанскому ханству. Известно, что в числе сторонников Глинской были и женщины из боярских родов, например, боярыня Аграфена Челяднина.

Эпоха правления Е. Глинской совпала с заключительным этапом складывания системы экономических и политических институтов, присущих единому Русскому государству. Вместе с тем середина XVI века стала и важнейшим рубежом в истории имущественно-правового и, особенно, семейного статуса русских женщин. Рубеж этот ознаменовал начало значительных негативных изменений женской доли.

Свинцовые печати полоцких
княгинь, которыми они
утверждали официальные
документы

Положение русской женщины в браке во времена язычества и в раннегосударственный период определялось договорным характером самого брака. Летописец, описывая брачные отношения в IХ-Х веках, сообщает, что будущий муж «ту приводил жену себе, с которой ранее договорился». С принятием Россией христианства брак потерял свой свободный, договорный характер. Он стал оформляться через обряд церковного венчания, а все дела, вытекающие из семейно-брачных отношений, поступили в ведение церкви. Первоначальное вмешательно церкви в дела семьи было по-своему необходимым и прогрессивным: церковные законодательные акты запрещали кровнородственные связи, защищали честь древнерусской женщины высокими денежными штрафами, предусматривая наказания даже за моральное ее оскорбление — словом, поступком.

Но постепенно в тех же памятниках церковного права и церковной литературы стали проявляться женоненавистнические настроения, которые в ХII-ХIII веках стали быстро развиваться. Уже в «Уставе князя Ярослава о церковных судах» (XI век) мотивами к разводу считались лишь проступки со стороны жены, а наказание мужу, например, за избиение жены не предусматривалось. В XII-XIII веках в церковных сборниках появляются особые «Слова» о «женах добрых» и «женах злых», аскетические проповеди «О воздержании», поучения Иоанна Златоуста, в которых даже женская красота объявляется «греховной», «дьявольским орудием» для улавливания человеческих душ, а сама женщина называется «средоточием греха». В «Словах о женах добрых» рисовался образ идеальной жены — «тихой, смиренной, безмолвной», во всем покорной и согласной с мужем и при этом, конечно же, работящей. Напротив, «злой» (плохой) женой объявлялась всякая «дерзновенная», «глаголящая», перечащая мужу, «хулящая» все мироустройство, не боящаяся бога, не чтущая священников.

Реакционный характер женофобских сочинений и проповедей церковников к XIV-XV векам усилился, вместе с ними в общественном сознании средневековых людей закрепилось представление о «неполноценности» женщины. Это принижало значение женщины в семье, закрепляло ее неполноправие. Между тем в условиях натурального хозяйства роль женщины в сфере «домашней экономики» — покупок, продаж, приготовления пищи, заготовки впрок продуктов, домашнего ткачества — была огромной, это как уже говорилось, была сфера ее господства.

Да и внутрисемейные отношения между мужем и женой, родителями и детьми были в реальности далеки от церковных идеалов. В то время, как духовные наставники рекомендовали «женам власти не давать», женщины в иных семьях сами «володели мужьями», в других же хранили «лад и береженье» в отношениях детей и мужа. Полноправное положение женщины в древнерусской семье Х-ХV веков объяснялось экономической самостоятельностью женщины в браке, наличием имущественных и собственнических прав. Так продолжалось до царствования Ивана Грозного.

В середине же XVI века указы Ивана IV, направленные на ограничение прав и привилегий вотчинников в пользу служилого сословия (помещиков), задели и правовое положение женщин, в первую очередь — княжеско-боярского сословия. По указам 1551, 1562 и 1672 годов вдовы и дочери вотчинников лишались наследственных прав на земельные угодья. Развитие поместного землевладения, когда земли получались как дар за «службу верную», исключало саму возможность женщине получить земельную собственность.

Такое сокращение прав собственности русских женщин повлекло за собой изменения к худшему и в семейном положении женщин всех сословий. В середине XVI века поп Сильвестр — автор знаменитого «Домостроя» — сформулировал «право» мужа на главенствующее место в семье, право его власти над женой и детьми: «уча и наказуя, и рассуждая, раны налагати... Бия по телу душу избавлявши от смерти...» Поговорка «Коли муж бьет — значит любит», возникшая позднее, была порождена именно жестокими церковно-домостроевскими рекомендациями, в которых безгласная покорность жены мужу рассматривалась как основное условие крепости семейного очага.

Если до середины XVI века знатные женщины еще могли пользоваться сравнительно широкими правами и даже играть заметную роль в политических событиях, то с появлением «Домостроя» они оказались отрезанными от них, запертыми в четырех стенах своих домов, поставленными в подчиненное и зависимое положение. Свидетельства путешественников конца XVI-XVII веков пестрят описаниями «теремной жизни» русских княгинь и боярынь, не имевших теперь права съездить в гости, посетить церковь, даже просто выйти из дома без ведома мужа.

Домашнее затворничество женщин стало в конце XVI — начале XVII веков отличительной черной домашнего быта российской феодальной знати и именитого купечества. Лишь женщины из трудовых семей — крестьянки, горожанки — не могли быть затворницами. Здесь отношение к женщине прежде всего было основано на нравственно-трудовых идеалах, на фактическом признании важной самостоятельной роли женщины в решении большинства семейных дел, а также в труде на поле или в мастерской, где она работала с мужем, а зачастую и одна.

Замок Владимира Мономаха в Любече (XI век). Реконструкция сделана по раскопкам

Н. ПУШКАРЕВА Кандидат исторических наук

http://galinarus.liferus.ru/talk_about4.htm

---------------
http://galinarus.liferus.ru/talk_about4.htm
Laguna спасибо за помощь. Сообщение отредактировать не мог, его к Вам переправили и кнопка правки пропала. Поэтому адрес отправляю дополнительным сообщением.


Сообщение отредактировал Нестор - Суббота, 25.05.2013, 21:16
Cообщения Нестор
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
LagunaДата: Воскресенье, 26.05.2013, 21:50 | Сообщение # 5
Десятник
Группа: Ветераны
Сообщений: 198
Награды: 2
Репутация: 1113
Статус: Оффлайн
Уважаемые форумчане! В самом начале этой темы я говорила о Княгине Агафье Городненской. А у нас еще есть Аграфена Ярославна – жена Корнея Агеича (родная, хоть и внебрачная, дочь Князя Святополка), кою вспомнить не грех, Нинея - графиня Палий, Княгиня Ольга Городненская - женщины настолько близко стоящие/стоявшие к власти, насколько возможно! И, с другой стороны - Анна, Анька младшая и Мария - им идти вперед, что ждет их, какие уроки они могут получить сегодня, у кого, будет ли счастливым их будущее?
Смогут ли они стать не только Боярынями, а возможно и Княгинями, но и просто счастливыми женщинами, и как совместить сие, а может и не нужно совмещать? Но, тогда в чем вообще суть Княгини, Боярыни – что должны делать и знать эти женщины, где этому учат?
Спасибо Нестор-у – за приведенный выше материал – далеко искать не нужно, обратите внимание, какое образование получали в те времена владетельные женщины! И как подобный пытливый ум удовлетворится незатейливой формулой Аристарха? Даже если и будет у женщины таковое желание – как не зачахнуть, не сожалеть об упущенном, не начать винить мужа за потерянные «золотые» годы, за сломанные крылья?  Поделитесь своим опытом, опытом знакомых и друзей – как можно совместить служебные обязанности начальницы,


"В эпоху тренья скорость света есть скорость зренья;
даже тогда, когда света нет." И. А. Бродский


Сообщение отредактировал Laguna - Воскресенье, 26.05.2013, 23:17
Cообщения Laguna
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
Serg_FAnДата: Понедельник, 27.05.2013, 00:28 | Сообщение # 6
Полусотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 691
Награды: 0
Репутация: 747
Статус: Оффлайн
Цитата (Laguna)
будет ли счастливым их будущее?
Laguna, ну Вы и шараду загадываете! Для ответа на Ваш вопрос как минимум - надо определить, что такое счастье для женщины. С поправкой на 12-й век, разумеется - иначе вспомним школьника с его "Телевизора нет, водопровода нет, газа нет, мороженного нет, колбасы - и той нет! Какое тут может быть счастье?"
Деликатно оставим тему пресловутого "женского счастья" для закрытых разделов. Что же остается?
Для начала - вспомним Мориса Метерлинка - "Синяя птица". Да, в сказке можно было бы "хакнуть" и найти спасительную птицу сразу. Но вот уже у Хайнлайна в "Дороге доблести" храбрец, не прошедший смертельно опасный путь для "подтачивания до нужных размеров до нужных размеров" - бесполезен

Кстати - "довела до кондиции" Героя, рискуя своей жизнью - именно женщина! (между прочим - Императрица двадцати Вселенных)

А вспомним-ка первоисточник:
Цитата (РБ-1)
– Понятно, понятно! – откликнулась Арина. – И что же Михаил?
– ... В общем, добрый он… – в голосе Аньки снова послышались слезы, – а меня не любит. Дурой набитой считает.
– … Ну так что? Неужто Михайла за тебя бы в случае чего не заступился? Ну хоть вот даже и перед матушкой?
– Да ну его… Он бы и заступаться не стал – просто оборотил бы все в смех или вовсе в несуразицу какую. Так, что потом и вспоминать стыдно было бы.
– Но заступился бы?
– Да разве ж так заступаются? Так… вроде бы играючись, мимоходом.
– А тебе обязательно надо, чтобы со страстями, с криками, со слезами, а еще лучше, чтобы с рукоприкладством?
– Не-ет, зачем с рукоприкладством?
– А как же? Витязь прекрасный Зло поверг, а тебя на руки поднял, перед собой на коня усадил и повез куда-то туда, где все будет сказочно и чудесно.
– Ну-у-у… когда ты так говоришь… – Анька залилась румянцем, и даже дураку стало бы понятно: именно такую картину она себе в мечтах и представляла.

Будет ли счастливым будущее ТАКОЙ Аньки? В какой вселенной, кроме сказочной, сие возможно? Да и в сказочной... Вспоминается некая Золотая Рыбка. Так что мы возвращаемся к классике:"Если хочешь быть счастливым - будь им!". Что в контексте Вашего посыла, Laguna, означает: "Научись ставить перед собой трудные, но реальные цели, назови их достижение счастьем - и иди к ним".
Как и ГГ Мишка-Ратников - не в количестве денег/власти/женщин ищет счастье. Не в Спасении Руси от Ига. А "лишь" в 10% уменьшении/смягчении ущерба от этого Ига.

Еще в школе в гимназических альбомах охотно переписывалось:

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека! (Эдуард Асадов)

И счастье размером с кочку - Счастье! Как и пиррова победа - Победа! Просто - завидуя Казбекам и Победам Александра Невского, об этом забывают...
Ну - я так думаю.


В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки (Т.Г.Шевченко)

Сообщение отредактировал Serg_FAn - Понедельник, 27.05.2013, 00:53
Cообщения Serg_FAn
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
LagunaДата: Понедельник, 27.05.2013, 15:29 | Сообщение # 7
Десятник
Группа: Ветераны
Сообщений: 198
Награды: 2
Репутация: 1113
Статус: Оффлайн
Serg_FAn! Вот мы и коснулись темы женского счастья. И сразу Вам скажу – я и не собиралась искать конкретное счастье для Анны Павловны или Марии или Аньки младшей, образ последней, кстати, неоднозначен, тем, собственно, и интересен. Давайте возьмем за основу общие для всех женщин ценности, и примем их за цель: быть любимой и любящей женой, заботливой и гордящейся своими детьми матерью, рачительной и уважаемой хозяйкой! И обсудим ситуацию, когда хозяйство – это не только дом/подворье, но и фирма/княжество? Согласитесь, это совершенно другие обязанности и абсолютно другой уровень ответственности! Что влечет за собой совершенно иную шкалу приоритетов, требований к себе, навыков и умений. Хорошая хозяйка своего дома/подворья – уважаемая женщина, и тут рецептов и жизненных примеров – масса, да и мужчины – не конкуренты – ниша чисто женская. А вот для женщины у власти (во власти) – ситуация не так однозначна, и требования общества – совершенно иные, как минимум, нужно доказать свое право занимать это место – иначе власть будет чисто номинальной. Найдутся желающие немного подвинуть и потеснить сначала с одного бока, потом с другого – потом предложат отдохнуть – «Вы так утомились, позвольте я это сделаю за Вас!» И все, фирма/княжество уже – увы, не ваше! Скажете – для этой работы нужны природные задатки, верно… но… неполно. Нужны знания, умения и навыки, а где их взять? Это мужчин во власти – множество, но перенимать их опыт – коварная западня. Далеко не всякий мужской опыт принятия решений подходит женщинам, более того, даже будучи успешно примененным – вызовет негативное отторжение и неприятие у мужской части общества. В чем загвоздка? Рискну предположить, что мужское высказывание – «Баба не в свое дело лезет» - имеет под собой чисто эмоционально-понятийный подтекст – мужчины воспринимают подобную модель поведения как пародию и шарж на них! Но, разве мы враги? Значит, нужно искать свою, женскую модель, свои приемы ведения бизнеса и неважно, что это за бизнес – фирма или княжество. А где? Где учат на боярынь, где учат на владелиц холдингов? Разумеется, есть базовые знания которые подходят всем, и мужчинам и женщинам. А дальше? Где получить стратегию управления – эффективно применяемую на практике именно женщинами? Вы, возможно, скажете – будь человеком и этого достаточно. И ошибетесь, этого достаточно для мужчин, для женщины – увы, мало! Природа женщины иная и этого не изменишь! Более чувствительные, более подозрительные и более ранимые – скажете недостатки для управленца? А вот поспорю, правильно примененные – несомненное достоинство! Природа создала нас такими вовсе не желая сделать более ущербными, она дала нам то, чего нет у мужчин – устойчивость, способность к своевременной эмоциональной разрядке – да – да, те самые «Бабьи сопли» - согласитесь, это для здоровья полезнее – чем пить водку или держать в себе, пока не болезнь не свалит с ног?! И это как ни странно дарует нам возможность быть более терпеливыми и терпимыми. А эмоциональная «оголенность нервов» - предвосхищать неприятные события – видите, женщины могут и должны найти свой метод управления! Вот я и предлагаю, рассмотреть все имеющиеся примеры и найти для наших Героинь те уроки, тех учительниц и учителей, которые им пригодятся в дальнейшем! Зачем набивать свои шишки, «наступая на грабли», которые другие уже научились избегать?
Именно этим, да еще и нахождением верного, компромиссного, сочетания между работой и личной жизнью, поиском психологически - комфортного микроклимата в семье я и предлагаю заняться!
Мужчины, Ваше мнение очень важно!!!


"В эпоху тренья скорость света есть скорость зренья;
даже тогда, когда света нет." И. А. Бродский


Сообщение отредактировал Laguna - Понедельник, 27.05.2013, 15:39
Cообщения Laguna
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Понедельник, 11.05.2015, 07:12 | Сообщение # 8
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2455
Награды: 3
Репутация: 2431
Статус: Оффлайн
ЖЕНЩИНЫ-ВОИТЕЛЬНИЦЫ В ИСТОРИИ
(Одна из версий ...)

В сознании типового славянофила существует стойкая мифологема: женщина русской традиции - это существо, обреченное на безотрывное ведение домашнего хозяйства, во всем подотчетное мужу - защитнику и кормильцу, глуповатое, боящееся "греха" и пассивное везде, особенно на супружеском ложе.

Да, истории известны социумы, в которых женщины считались наравне с рабами и неприкасаемыми "ущербными" членами общества, а кое-где - и вовсе "нечистыми". Однако величайшие образцы мужества, свободолюбия, патриотизма и гениальных прозрений подарили нам совсем иные общества - те, которые изначально строились на равенстве, взаимной необходимости двух полюсов бытия, в том числе - мужа и жены, объединенных не только целью продолжения рода, но и вообще стремлением совместно организовать собственную достойную жизнь.

Спартанцы, римляне, германцы, славяне - лишь некоторые примеры таких народов. Исток подобного взгляда на жизнь следует искать у предков белых народов - древних индоевропейцев, или ариев. Данная статья посвящена военному аспекту женской жизни в классических арийских обществах - не будем забывать, что в них носить оружие могли только полноправные члены общества.

Первые следы арийских женщин-воительниц мы находим на территории европейской России. В захоронениях, относящихся к стыку неолита и бронзового века (т.е. "меднокаменный век"), т.е. к 4 - 2 тыс. до н.э., археологи находят женские скелеты, погребенные по воинским ритуалам - с боевыми секирами, боевыми повозками и черепами врагов.

Существует архаичный сюжет, связанный с образом Бабы-Яги, где она предстает не только колдуньей и людоедкой, но и воительницей, матерью ведьм-всадниц, с которыми вынужден сражаться главный герой. На частоколе вокруг дома Бабы-Яги насажены человеческие черепа. Отрубленная голова и череп вообще играли огромную роль в мифологиях арийцев, начиная от ритуальных костяных чаш индусов и скифов ("капала") и заканчивая кельтами, хранившими отрубленные головы врагов на специальных алтарях, а также отечественными богатырями, сравнивавшими отрубленную голову чудовища с "пивным котлом". Таким образом, отрубленная голова на ограде дома свидетельствовала, что здесь живет славный воитель, победивший немало врагов.

Остальные составляющие сказки также поддаются толкованию. Поскольку все древние индоевропейские культуры основывались на евгенических принципах, право на руку полноправной женщины, а тем более - воительницы, получал лишь достойный. Доказывать же, что ты достоин, следовало в поединке со своей избранницей. Женщина также не имела права выходить замуж до того, пока не принесет с поля брани хотя бы одну отрубленную вражескую голову.

Юноши и девушки воспитывались отдельно, и не в семьях, а в т.н. "женских" и "мужских" домах. Таким образом, Баба-Яга, "мать" ведьм-всадниц - это, скорее всего, "королева" энеолита, возглавляющая "женский дом". Колдуньей она была исключительно в глазах мужчин, не посвященных в женские мистерии плодородия, также как женщины не были посвящены в охотничьи мистерии.

Выживание было делом каждого, и женщина просто не могла позволить себе быть "слабым полом", просто ждущим мужа с охоты. Неотъемлемой составной частью культуры белых цивилизаций является гордость - собственная, национальная, профессиональная, и потому белая женщина просто не способна была играть роль "цветка для услады", как воспевали гаремных затворниц соотечественники Хафиза и Низами. Скорее всего, отзвуком этих древних традиций является образ Василисы Микуличны из киевского цикла русских былин.

Наследниками славы (и во многом - традиций) Киммерии в южнорусских степях стали скифы. С ними, по общему мнению, связан известный греческий миф об амазонках, с которыми сражались такие известные герои Эллады, как Ахиллес и Геракл.

Амазонки, разумеется, не были отдельным племенем, но существовали в действительности, принимая участие не только в европейских походах скифов, но и в набегах на ближневосточные деспотии до самого Египта. По легенде, женщины скифов выжигали своим дочерям железом одну грудь, чтобы те могли в зрелом возрасте без помех стрелять из лука. Град стрел, который эти наездницы обрушивали на восточные и греческие фаланги, расстраивал ряды противника.

Другим оружием скифов - всадников (как мужчин, так и женщин) были копье и акинак (короткий меч). Копье предназначалось для таранного удара конной лавы по пехоте, а акинак - для битвы всадника с всадником.

Известно, что скифские (как до них - киммерийские, а после них - сарматские и славянские) женщины были не только воительницами, но также правительницами и военачальницами. Имя царицы скифов Табити, самой знаменитой из исторических амазонок, пережило века...

Скифы, несомненно, унаследовали вышеописанные традиции киммерийцев, но на новом цивилизационном уровне. Об этом рассказывается в тех русских былинах, где идет речь о сватовстве богатыря к царевне-богатырке: в отличии от сказок, царевна живет не в лесной избушке, а в величественном дворце, и не имеет ничего общего с темными силами.

Германскому эпосу известны валькирии - девы-воительницы, полубожественные жрицы Вотана и Вальфрейи (один из эпитетов Богини Плодородия Фрейи).

У славян Вальфрейе соответствовала Перуница. О схожих, но более архаичных традициях других индоевропейцев свидетельствует то, что воинское искусство эллинскому Гераклу и кельтскому Кухулину передают Полимеда в Греции и Скатах в Ирландии, такие же женщины - богатырки, каких мы видим в русском эпосе.

У кельтов Британии была бесстрашная королева Боадиция, возглавлявшая борьбу против римских захватчиков. В Спарте женщинам и вовсе вменялось в обязанность защищать селения и поддерживать порядок, когда мужчины воевали в далеких землях.
В скандинавском эпосе также есть упоминание о воинственных славянках.

Как известно, боги германцев Асы враждуют с великанами-турсами. Последние изображаются в легендах могучими, но доверчивыми и простодушными созданиями, которые, тем не менее, вполне могут поставить под угрозу существование и Асгарда, и самих Асов - точно так же в своих воззваниях описывали германские вдохновители крестовых походов наших предков. И уж во всяком случае бог грома Тор устраивает на своей колеснице такие же набеги на земли турсов, какие устраивали полукочевые дружины Западной Европы бронзового века на давно уже оседлых земледельцев-праславян, или "скифов-пахарей". Так вот, женщины турсов, великанши, ни в чем не уступают своим мужьям, как и богини Асгарда - богам. Дочь убитого Тором великана, Скади, пришла в город богов, чтобы отомстить, и Асы избежали кровопролития отнюдь не сражаясь с нею, но связав ее узами брака с богом Ньердом.

Арийки и славянки не напоминали ни феминисток наших дней в превратном понимании, ни "смиренных" дурочек-рабынь из христиано-домостроевских поучений. Решительность, отвага, находчивость, беспощадность к врагам и внешняя холодность, лишь в отношении любимых сменявшаяся на неистовую страсть и сексуальность - эти черты равно свойственны и белому мужчине, и белой женщине с древнейших времен.

В историческую эпоху, о которой мы можем судить уже не только и не столько по народным преданиям, сколько по письменным документам, в Западной Европе традиции женщин-воительниц постепенно сходят на нет. Однако у славян в целом и на Руси в частности, в связи с постоянными нашествиями кочевников и крестоносцев, стремившихся уничтожить само понятие "славянства", эти традиции пережили века.

В хрониках Темных Веков Саксона Грамматика упоминается богатырка Визна, сражавшаяся наравне с мужчинами и павшая в битве при Бравалле в 7 веке, заслужив своей отвагой уважение и соратников, и врагов. В походах князя Святослава, согласно Льву Диакону и Скилице, принимали участие сначала русские, а затем - и болгарские женщины-воительницы ("поляницы"), о существовании которых враги узнавали лишь после битв, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду.

Наши летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов, причем не только поднося стрелы или поливая врагов со стен кипятком, но и с оружием в руках. Во время войны Двенадцатого Года равно прославились и "кавалерист-девица", и организатор партизанского сопротивления старостиха Василиса, и многие другие женщины. И уж бессчетное множество примеров женской доблести можно привести из истории Великой Отечественной Войны.

Поскольку ничего подобного в Европе давно уже не было, назревает один любопытный вывод. Дух народа, его могущество, его "имперскость" зависит от качества всего населения, и мужчин, и женщин. Не случайно Россия - единственная, по сути, из европейских империй, так и не давшая по сей день откат завоеваниям предков, да и либерально-толерантные преобразования захватили нас в куда меньшей степени, чем те же "арийские" Германии, Англии и Скандинавии.

У отечественных девушек богатая родословная. Хочется надеяться, что они будут ее достойны...

http://forum.sherwood-tavern.net/viewtopic.php?id=2254
Женщины-воины в истории
Средние века. (XI - XV).
Женщины-воины в легендах мира.
Европа в "Высоком Средневековье"
Доисторическое время
Скифы
Ирландцы
Россия
Женщины и война: 11- 13 век
Женщины и война: 14 век
Женщины в мирное и военное время: роль европейских женщин в осаде Акры.
История об аристократке-крестоносце
Женщины принимавшие участие в войне. 15 век
Женщины и крестовые походы
Об участии дам в сражениях под Акрой в 1191 г
О женщинах, связанных с военным ремеслом:
Женщины с оружием в руках на средневековых миниатюрах.

http://www.guide2womenleaders.com/womeninpower/Womeni..
Ссылка forum.sherwood-tavern.net


"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
Красницкий Евгений. Форум сайта » 7. Посад (Гильдии по интересам) » Женская Гильдия » О женщинах... во власти... (о боярынях, да княгинях, да образе их дум тяжелых)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Люди
Лиса Ридеры Гильдия Модераторов Сообщество на Мейле Гильдия Волонтеров База
данных Женская гильдия Литературная Гильдия Гильдия Печатников и Оформителей Слобода Гильдия Мастеров Гильдия Градостроителей Гильдия Академиков Гильдия Библиотекарей Гильдия Экономистов Гильдия Фильмотекарей Клубы
по интересам Клубы
по интересам
legionerus, Andre,


© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта