«С тех пор как я потеряла мужа, жизнь утратила всякий смысл, признается Галина, я как робот встаю по утрам, вечером ложусь спать со снотворным. Мой муж был добрейший человек, он даже покупал еду бродячим животным, мог отвезти сбитую машиной собаку в ветлечебницу, мы всем желали только достойной жизни – всем! И вдруг подкралась такая беда. Как дальше быть?»
Известно, что травма – событие, которое меняет привычный ход жизни. То, что раньше доставляло удовольствие, теперь лишь ноет фантомной болью. Те, кто входили в ближайший круг, оказываются «дальними». Меняется и сама картина мира: три основных ее составляющих – мир благожелателен и предсказуем, я привлекателен – рушатся на корню.
Какой же я хозяин своей судьбы, когда она преподнесла такое? Что во мне может нравиться, когда я все время жалуюсь и плачу? Не менее значимый аспект – : ушедший, будь он добытчик, глава семьи, всеобщая «жилетка» или даже «козел отпущения», занимал свое место в семейном микромире, делил с домочадцами радости и горести, вносил свой вклад в быт.
Все это исчезло вместе с ним, и создавшаяся пустота должна быть заполнена. Но как? «Теперь мне приходится все делать самой, договариваться с электриками - сантехниками, платить по счетам, проводить аттестацию рабочих мест, ходить по учреждениям и одной воспитывать сына, пишет Марина, у меня все выходит из рук вон плохо, ведь раньше этим занимался муж».
Нередко горе приводит к социальному регрессу. Человек чувствует, что он беспомощен как ребенок, неспособен справляться с трудностями. Попытка разом взвалить на себя воз может оказаться неудачной, от этого самооценка страдает еще больше. Особенно трудно приходится тем, чьи близкие придерживались принципа «за мной как за каменой стеной». |