Эксперимент, впервые представленный Николаем Ефимовичем Мартьяновым, был повторен: он взял из стойки свою пробирку, оставив пока на месте буровые реагенты, закрыл пальцем отверстие и энергично встряхнул. Вода помутнела, и все частицы равномерно распределились по объему пробирки. Затем пробирку он перевел в горизонтальное положение. У всех на глазах частицы быстро осели вниз. Дело в том, что их путь теперь стал много короче! А на прохождение короткого пути, конечно же, требуется времени меньше.
Следующий прием — пробирка повернута почти вертикально. И сразу весь осадок с нижней стенки пробирки сплошной компактной лентой соскользнул на дно. Все просто, понятно, красиво! Правда, был в новом техническом решении и недостаток. Процесс оказался прерывистым, один прием следовал за другим с небольшой остановкой.
Для очистки малых количеств воды, например для лабораторных установок, схема была более приемлемой. Но в производственных масштабах процесс обязательно должен быть безостановочным. Тем не менее, в схеме Мартьянова было рациональное зерно. Он как бы разделил всю массу воды на тонкие прослойки трубки, в которых все частицы очень быстро ложились на дно.
В дальнейшем, взяв эту схему за основу, мы усовершенствовали ее, сделав процесс осаждения частиц быстрым и непрерывным. Затем мы спроектировали целую гамму компактных отстойников на разные производительности для сельскохозяйственных поселков, животноводческих ферм. А уважительное звание «Хоттабыч» с тех пор прочно пристало к Мартьянову.