Весь
путь, пройденный искусством Пластова, был направлен к раскрытию жизнесозидающих
начал. Внук иконописца, сын сельского книгочея, умного и по-своему много
Сфера искусства Пластова в плане тематическом - деревня и люди крестьянского труда, в плане содержательном - природные коренные основы человеческой жизни, естественная непрерывность и постоянство в круговороте времен.
Однако эстетический принцип обособления правды искусства от эмпирической реальности внешнего мира заставляет нас ощутить незримое присутствие автора, его волю: композиция ритмически организована и строго уравновешена,
Живая подвижность образного мира, созданного искусством С. Герасимова в начале тридцатых, и фольклорно-песенный мир П. Кончаловского двадцатых годов как бы служили зачином той народной, крестьянской темы, которая в годы войны прозвучала в полотнах А. Пластова.
Герой из народа - народный герой как бы совместились в лицах, которые с неоспоримой убедительностью нарисовали поэт и прозаик. Вглядываясь в их черты, мы узнаем не только жизненные прототипы персонажей, но и вереницу их братьев и свойственников в советской живописи сороковых - пятидесятых годов.