К концу XII в. в крупнейших древнерусских городах насчитывалось уже свыше 100 ремесленных специальностей (кожевники, косторезы, гончары, портные, резчики по дереву, замочники, слесари, кузнецы-универсалы, ювелиры, стеклоделы, столяры, сапожники, ткачи и др.), из них только в кузнечном деле - не менее шестнадцати. Но лишь изготовление продукции для рынка свободными городскими и сельскими ремесленниками можно отнести к одному из формирующихся видов предпринимательской деятельности, хотя в товарные отношения с XII в. втягиваются и княжеские, и монастырские мастерские...
В XI —XIII вв. получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов. В ней использовались и натуральный обмен (по схеме «товар на товар»), и товарно-денежные операции (по принципу «товар — деньги — товар»), в том числе кредитные сделки и предоплата за товары. С XI в. наиболее качественные изделия древнерусских ремесленников (например, металлические дверные замки) стали поставляться на внешние рынки — в нижнедунайские провинции Византии, Венгрию, Германию, Польшу, Чехию и даже в Англию. Но ведущими статьями экспорта из Руси в другие страны Востока и Запада по-прежнему оставались пушнина, кожи, воск, мед, полотно, в обмен на которые ввозились драгоценные и цветные металлы, сукно, шелк, вина, южные фрукты и пряности...
Рядовое сельское население наряду с крайне необходимой солью приобретало у заезжих купцов и некоторые относительно дешевые импортные товары — шелковые ленты, тесьму, бусы из полудрагоценных камней и стекла...
Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали относительно дешевые массовые изделия церковно-монастырского ремесла — нательные крестики, кресты-реликварии (энколпионы, складни), небольшие каменные и металлические иконки, широко встречающиеся не только в восточнославянских землях, но и за пределами Руси, в странах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы...
Через новгородский рынок в остальные районы Руси попадали самые ценные сорта северной пушнины, моржовый клык, речной жемчуг.
http://www.rus-lib.ru/book/35/51/012-044.html
Непосредственной предысторией валенка следует считать пытливые пробы соединить идею войлочных башмаков (котов, чуней) с формой сапога. Сначала войлочные сапоги просто сшивались: к войлочному башмаку притарачивалось войлочное голенище. Комбинация уже очень напоминала валенок, но была крайне непрочной, а потому и непрактичной. Валяные сапоги или валенки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а валенок еще не знали.
Первые валенки То, что мы называем сегодня валенками, возникло, в начале 19-го века. До того к низким чуням («валенкам» наподобие бот) голенища просто пришивались, что было весьма ненадежно и приводило к быстрому износу обуви. Проблема высокого голенища решена была безымянным автором валенка с помощью колодки, состоящей из четырех элементов, Именно составная высокая колодка позволяла держать форму валенка и отказаться от сшивания голенища.
Долгое время секрет производства валенка заключался в секрете конструкции колодки. Но – шила в мешке не утаишь: секрет был разгадан, и новая обувь хлынула в народ.
Россия в начале 20-го века производила несколько десятков миллионов пар валенок. Работало тогда только на территории нынешней РФ 41 валяльная и пимокатная фабрика, одна из которых, Кукморская под Казанью, производила 3 млн. пар валенок в год. Катали и валяли валенки и по избам, для своей семьи и на продажу, преимущественно, на давальческом сырье. В Неклюдовском уезде Нижегородской губернии практически все сельское население было занято на этом промысле. Производство носило сугубо сезонный характер: всю осень и всю зиму, после уборочной и до начала посевной и выгона скотины. Производительность тогда устойчиво держалась на уровне пять пар на одного работника в день. Каждый район отличался своими валенками: в Сибири предпочитали валять обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских валенок непременно подшиты плотным войлоком, татары нередко украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом.
Технология Технологическая цепочка валяния довольно проста: разбивка шерсти – очистка – валка «чулка» – стирка – терка – отбивка – сушка на казанке (колодке) – подкраска сандалом либо отбеливание на солнце – терка пемзой (для гладких валенок) либо драчка (для мохнатых). За этими названиями стоят монотонные работы в очень быстром темпе. Конечно, теперь большинство этих работ механизировано – именно благодаря их монотонности, простоте и скорости, но ведь в домашнем и кустарном производстве механизмы не употребляются, все приходится делать вручную, за утомительный день удается сделать, как правило, не более одной пары валенок.
Разбивка – до полусотни девок и баб, сидящих по периметру комнаты, одна к одной, достают из лубяных коробов вонючую и грязную шерсть, теребят и рвут ее в клочья, бросая растрепу на пол, после чего короба убирают, и женщины топчут босыми ногами вороха шерсти, поднимая их с полу большими охапками и разбрасывая мелкими клочками. В этой тесноте и толчее стоит смрад, жесткая шерсть колет тело, долго зудящее потом.
Далее идет мужская работа. С барабана чесальной машины снимается рыхлый войлок, «вата», поступающая в катальный «цех»: голые мужики, в длинных фартуках почти до пят сидят на высоких столах и босыми ступнями катают неровные валки войлока, утрамбовывая его в шероховатую, но более или менее ровную по плотности массу. Поза катальщиков позволяет понять, что геморрой для катальщика – практически неизбежный результат этой работы. Сейчас эта работа механизирована полностью.
Далее идет раскладка (сухая валка) – формирование огромного «чулка», заготовки для будущего валенка. Действия раскладчика напоминают работы раскатки теста, однако с гораздо большими усилиями.
Мокрая валка («стирка») производится после выдерживания заготовок в горячем слабом растворе серной кислоты (сейчас от серной кислоты отказались, найдя более милосердные и экологически оправданные вспомогательные средства). Мужики, занятые в мокрой валке практически раздеты догола. Обливаясь потом, они непрерывно жучат в пару и чаду эти мокрые формы. Их движения и позы очень похожи на действия енота-полоскуна.
Сильно уменьшившиеся в размерах валенки насаживают на четырехсоставные колодки и отправляют на просушку.
Высушенные валенки обрабатывают пемзой, интенсивно натирая ею валенки во всех направлениях. Здесь к работе, наравне с мужчинами, допускаются и женщины. Последнее – обрезка края и маркировка – делается женщинами.
РЕЗЮМЕ продукты деревообработки и пчеловодства - это то на что можно сделать ставку ГГ при экономическом развитии (не требуется дефицитное исходное сырьё).