СТАТИСТИКА.
Проведение переписи позволит решить проблему наличия материалов для раскладки налоговых повинностей и получить сведения о продовольственных, экономических и даже военных нуждах населения. Одновременно бояре ознакамливаются с подведомственной территорией, воевода получает информацию, которую он может сравнить с той, что ему будут докладывать бояре и старосты деревень. Сразу поясняю - статистика, не сбор налогов, а информация о населении и экономике. Сама статистика будет делилится на основную и текущую. К основной будет относится сбор данных о землях Погорынского воеводства, подлежащих ежегодному обложению, а также проведение переписи всех промыслов с определением их стоимости и доходности. К текущей - сбор данных о положении сельского хозяйства воеводства за отдельный год, сбор сведений о промыслах, сборах, лавках и т. д.
Как проводится статистика. Ежегодно с боярином или проверяющим от воеводы едет два отрока Академии с наказом о заполнении по установленной форме специального отчета о каждом населенном пункте. Правильность заполнения отчета заверяет староста и боярин на земле которого находится населенный пункт.
Основная (раз в 5 лет)
деревня Смородиновка
Всего земли Обрабатываемой земли Земли под паром Лес под охоту Лес под хоз.нужды Рыбные угодья Бортничество Полезные ископаемые
Текущая (ежегодно)
Всего земли Обрабатываемой земли Земли под паром Лес под охоту Лес под хоз.нужды Рыбные угодья Бортничество Полезные ископаемые Лавка Мануфактуры
А есть ли смысл указывать данный фактор, он ведь остается неизменным, только бумагу переводить.
и изменение по количеству обработаной земли и причины этого изменения.
Тогда лес не был дефицитом, он скорее был бросовым ресурсом не имевшим большой ценности, разделение лесов по принадлежности произошло позже когда леса стало не хватать. Так, что считать его в то время смысла нет, т.к. его полно как грязи.
Только если озера и выход рыбы с них, но и то промышленной ценности не представляют, т.к. нет еще массового спроса на рыбу.
И как мы будем следить за каждым бортником? Как узнаем сколько у него бортей? Под пытками раскажет?... Нужно внедрять пасеки и облагать их.
Разве, что сообщение об открытии новых или истощении старых.
Лавка одна на все Погорынье и то большой прогресс. До этого, приезжали офени.
Ни одной еще нет и причин для возникновения их в селах тоже нет, т.к. цехов в городах тоже нет. Нужно считать мастеров, их работников, изменение и причины изменения.
P.S. Забыли про охотников, про сады, мельницы.
Деревенская драка А. К. Секацкий
Кажется, есть все основания для весьма печального вывода: накопленная энергия (например, "удаль молодецкая") бессмысленно расточается, вместо созидания вызывая лишь духовное опустошение, приводя к многочисленным увечьям и к смерти. Но не будем спешить с очередной пессимистической вариацией на тему "Эх, Россия-матушка..." Есть ряд фактов и соображений, которые должны удержать нас от преждевременных выводов.
Во-первых, ни один из тех, кто вспоминал о подобных драках, не высказывал однозначного осуждения - тем более не могло быть и речи о чьей-либо персональной ответственности за смерть. По этому параметру сражение деревень ничем не отличается от войны государств. Виновато Рожаево - ему и отмщение, но и Рожаево виновато только в задирании на драку, а не в убийстве - в убийстве же "виновата" сама драка. "Так и сгинул в драке, все под Богом ходим", - говорит бабушка Лялина о своем старшем брате3.
Во-вторых, от поспешных выводов удерживают исторические аналогии, пусть даже, на первый взгляд, достаточно отдаленные. У многих народов, и прежде всего у народов, славившихся своей стойкостью и воинским мужеством, издревле существовали традиции, которые при поверхностном рассмотрении могут показаться просто членовредительством социального тела. Часть воинов (обычно особые подразделения "воинов ярости") как бы "тренировались на своих". И если илотов, на которых периодически "охотились" спартанские юноши, можно еще отнести к "чужим", то практика немотивированной ярости мергенов (у древних тюрков), берсерков (у скандинавов) и др. была напрямую направлена против подвернувшихся под руку собственных соплеменников.
Дело в том, что частые войны требовали культивирования неистовства, и крайне важной становилась проблема хранения неистовства в промежутках между войнами. Принцип "готовь сани летом, а телегу зимой" применим и в отношении к кондициям воинского духа. Фактически наносимые увечья и даже гибель небольшого числа "своих" можно рассматривать как вынужденную жертву, "подкормку" для поддержания мужества. Сохраненный таким образом Дух Воинственности помогал избежать гораздо больших бед - в случае войн и попыток порабощения ярость применялась по прямому назначению; но для этого она уже должна быть готовой, как телега зимой. По существу праздничные деревенские драки, будучи устойчивым и неотъемлемым элементом культурной традиции, попадают в тот же ряд, что и рыцарские турниры в средневековой Европе, и сменившие их дворянские дуэли. Только при поверхностном взгляде может показаться, что элита ослабляла себя "расточительным самоистреблением". На самом деле таким образом поддерживалась готовность к отпору и риску, и считать "легкие профилактические ранения" социального тела только деструктивным началом нет никаких оснований. Социум, как реальность исключительно высокого ранга, не поддается "упрощенному гуманистическому объяснению", при котором драки, жертвы, энергетика обмана выглядят некими эксцессами, досадными помехами, своего рода проявлениями "остаточной дурости"; на самом деле они являются альтернативным источником одухотворения, анимации социального тела, и без этого источника монада первично-человеческого не может устоять, она неизбежно переходит к инерции угасания.
http://www.mesilovo.ru/fight/articles/articles_116.html
Собрать налог с одной пасеки гораздо легче, чем со всей деревни, так как уследить за одной пасекой и оценить количества меда и долю в нем налога может любой, а ходить по лесу и искать борти, , а потом еще доказывать, что тот что-то получил с борти, а не ее медведь сломал и весь мед сожрал сможет не каждый. Т.е. из-за того, что весь промысел не на виду можно серьезно занизить количество бортей и снизить количество меда с каждой найденой, с пасекой это не пройдет.
В Погорынье одна лавка на 30 тысяч человек! Где вы еще шайдете покупателей для второй лавки? Ведь в то время господствует натуральное хозяйство и практически всем необходимым крестьянское хозяйство обеспечивает себя само. В лавке же покупают минимум товаров, которые нельзя произвести самим и весь ходовой товар можно пересчитать по пальцам.
Какой спор??? У нас дефицит людей, а не ресурсов! На одного человека приходитсе в среднем по 1 квадратному километру территории. На деревню с население в 250 человек приходится 250 километров территории, т.е квадрат со сторонами в 15-16 километров. На соседнее селение приходится примерно столько же. Какие могут быть споры об использовании земли, если между деревнями растояние около 30 километров? Ведь туда полдня идти или ехать!
САДЫ ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА
Б.А. Колчин
http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/127.htm
Хочу напомнить по "Русской Правде" - "А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен". А теперь перенесем ситуацию на Погорынье с ее небольшим количеством пригодной для пахоты земли (я имею в виду естественных участков). Так, что определение земли закрепленной за поселением не только обычаем, но и зафиксированной на бумаге поможет избежать многих ненужных проблем именно для самих местных жителей.
Что касается дисскусии по меду и бортничеству то "Русская Правда" гласит - " Если кто вытащит (похитит) пчел (из улья), должен заплатить 3 гривны продажи (князю), а за мед (владельцу улья), если (при воровстве) все соты были целы, - 10 кун, а если взят только олек, то 5 кун." и "Если кто испортит бортную, пли перепишет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен заплатить 12 гривен продажи (князю).." то есть указание на существование специальных меток которыми метятся бортные деревья. Таким образом, метки указывают на владельца, и владелец меда по защитой закона. Хочешь остаться под защитой закона - плати налог.
- И все-таки, Кирюш, тьма войска! - все не мог никак успокоится боярин Федор. - Ты только подумай: тьма! Да во всем Погорынье три тьмы народу не наберется, вместе с бабами и детишками! И все, вроде бы, верно с этими... - Цифрами. - Подсказал Мишка. - Да, цифрами, а все равно не верится! Что-то тут не так! Где можно столько народу набрать?
http://zhurnal.lib.ru/k/krasnickij/otrok05.shtml
Это вы автору объясните!!!
Разрешите, попробую ответить. "Хотеть" и "могу" две разные вещи. Действительно, в книге о Журавле все известно с третьих слов и косвенных признаках. Реально узнать чем владеет и что имеет Журавль - неизвестно. Чего он хочет - тоже. Возможно - опять предположения - планы были наполеоновские, но потом заброшенны.Там -же в разговоре выясняется ...Причина же того, что у Журавля не все ратники новое оружие имеют, может быть какой-то простой. К примеру, недостаток железа. Хочешь заполучить новое оружие — привози свое железо. Тогда понятно, почему свои еще не перевооружены, а на сторону оружие уходит....
Так что, чем реально Журавль владеет (точнее владел) - личной боярской дружиной (разгромлена) и ополчение (показавшее свою неэфективность в столкновении с ратненцами).
Система колодного пчеловодства сохранялась вплоть до XX века, пока на смену ему не пришло рамочное пчеловодство. В нашей стране даже после Великой Отечественной войны можно было встретить (и не редко) в деревнях колодные пасеки.
Пчеловодством в те времена занимались почти все крестьяне. С каждого улья (колоды) получали свыше 10—12 фунтов меда, а в отдельных колодах — до полутора пудов, что и в наши дни немало. Мёд продавали по 3—5 рублей серебром за пуд, а воск — по 12—20 рублей.
Начался восстановительный период, и к середине шестидесятых годов количество пчелиных семей было доведено до предвоенного уровня. В это же время происходил научно-технический переход пчеловодства на промышленную основу. Советский Союз снова прочно занял первое место в мире по развитию пчеловодства. Средняя продуктивность одной семьи пчел — 10 кг товарного мёда, а общее производство мёда составило свыше 90 тысяч тонн в год. В пчеловодстве наметилось три направления: медово-товарное, опылительно - медовое и разведенческое.
http://www.bestbees.ru/?q=node/11
Они фиксировались самими жителями, просто бумаги раньше не было. МАМА-камень
http://history-gatchina.ru/article/mamakamen.htm http://www.vyritsa.ru/stones/ingermanland.php.html http://www.aroundspb.ru/history/border_stones/border_stones.php
И у меня вопрос-непонятка по этому же поводу: Корней пожаловал боярство то ли двум, то ли трем десятника, на очереди еще пара-тройка претендентов на боярство - Алексей, Данила (или кто другой за организацию пешего войска), ну и наверняка кто то в походе отличится. Новые бояре с одной стороны - ратники, освобожденные от всех налогов. С другой стороны - каждый боярин это еще и деревенька. Должны они платить налоги или нет?
Далее многие ратнинцы получили холопов, и еще вскорости прибавится, если (гипотетически) у каждого из них будет своя деревенька - все они также будут полностью освобождены или как?! Сотня деревень и селищ налогов не платящих, не много ли?
Потом при академии в городке, начинают образовываться немалые доходные промыслы - лесопилка, по железу "мануфактурка" - то что это все числится за одним только Корнеем, будет освобождено от налогов или нет?
Далее - Нинеина весь, то что она МС помогает это одно, а подати и налоги - совсем другое.
Все перечисленное это ближняя так сказать округа. Может лучше сперва в "собственном дворе" разобраться, а уж потом на все Погорынье планировать?
Согласен.
Кому?
Все свободное крестьянское население в Новгородской земле носило общее название смердов; но в составе его различаются два разряда: смерды в тесном смысле слова, обрабатывавшие государственные земли Новгорода Великого, и половники, сидевшие на землях частных владельцев. Название свое половники получили от обычного в Древней Руси условия поземельной аренды - обрабатывать землю исполу, из половины урожая. Впрочем, в Новгородской земле половники снимали земли и на более льготных условиях - из третьего или четвертого снопа, смотря по ценности земли и земледельческого труда в данном месте. Половники, подобно закупам Русской Правды, являлись в Новгородской земле в более подневольном состоянии сравнительно с вольными крестьянами в княжеской Руси, стояли в положении, близком к холопам, и эта зависимость не была исконной, а устанавливалась в XIII - XV вв., в период расцвета новгородской вольности
http://www.gramotey.com/?open_file=1269027978
В XVI в. нередко крестьянин обязывался давать за землю вместо оброка долю урожая, пятый, четвертый или третий сноп. Из остатка он должен был выделить семена для посева, обновлять свой живой и мертвый инвентарь, платить казенные подати и кормить себя с семьей. Трудно уяснить себе, как он изворачивался со своими нуждами, особенно при господстве незначительных наделов.
В 1567 г. один служилый человек отказал Кириллову монастырю свое село Воскресенское в Белозерском уезде с 47 деревнями и починками и со 144 крестьянскими дворами в них. Из сохранившейся подробной описи видим, как разнообразны были здесь подворные участки: были дворы и с 22, и с 2, даже с 1/2 десятинами, т. е. с участками втрое-вчетверо меньше среднего душевого надела по Новгородской губернии. В среднем приходилось на двор по 7 десятин в трех полях. Вотчинные повинности состояли из оброка денежного и хлебного, из праздничных денег и из белок по пяти штук с выти. Переложив все это на современные деньги, кроме белок, оценить которых не могу, найдем, что на десятину падало платежей 1 рубль 69 копеек, немного более выкупного платежа по Новгородской губернии (1 рубль 26 копеек).
Не лишен интереса небольшой неизданный документ, лежащий, правда, за пределами изучаемого периода, но бросающий ретроспективный свет на конец XVI в., - это составленная в 1630 г. опись «крестьянских животов», скота, ульев, пчел, хлеба в клетях и высеянной ржи в одном селе Троицкого Сергиева монастыря в Муромском уезде. В селе 14 крестьянских дворов, в которых жило 37 человек мужского пола. Они засеяли ржи до 21 десятины; следовательно, всей пашни у них было около 62 десятин в трех полях, по 4,4 десятины на двор и по 1,7 десятины на душу - прямо нищенский надел; 38 лет назад село пахало почти втрое больше. Однако даже в малоземельном дворе, засевавшем 1/2 - 1 1/2 десятины озимого поля, находим 3 - 4 улья пчел, 2 - 3 лошади с жеребятами, 1 - 3 коровы с подтелками, 3 - 6 овец, 3 - 4 свиньи, в клетях 6 - 10 четвертей всякого хлеба. Только два двора вели крупную запашку в 12 и 15 десятин в трех полях; у них было 2 и 5 ульев, 4 и 10 лошадей, по 3 коровы с подтелками, 5 и 9 овец, 5 и 6 свиней и в клетях 30 и 4 четверти всякого хлеба.
1. Пасека - пчеловодство. Имеется пасека Корнея, организованная с подачи Мишки - сперва притащили колоды с пчелами, потом Мишка сделал улей. Кроме того в походе на земли Журавля захвачена еще одна пасека. Во первых - как развивалось дело, кто в настоящий момент занимается пасекой Корнея? Самому Корнею забот хватает. Во вторых - с момента организации пасеки, прошел не один год. Что никто из ратнинцев до сих пор не заинтересовался таким прибыльным делом? Мед и воск - самый экспортный товар. Да и Мишка почему то упустил момент что пчелы это не только мед и воск но и увеличение урожаев на полях - прямая выгода, все таки главный прибыток в то время - землепашество.
2. Мечта отца Федора - свечной заводик. Один раз наделали свечек, отвезли в Туров, распродали с немалой выгодой. И все. Заглохло. А перспективы то немалые - можно не только свой воск перерабатывать, но и у других перекупать. И вывозить не сырье, а продукт переработки (чуть не написал глубокой). Товар - деньги - товар.
3. Коса литовка, и механическая сенокосилка. Кос так и будет несколько штук, а сенокосилка - в единственном экземпляре?! А косят они как - тайно, ночью темной и на дальних заимках чтобы никто не узнал или открыто? И никто из соседей еще не заинтересовался?
3. Токарный станок по дереву. Пока тоже в единственном экземпляре. Используется для производства посуды, форм для свечей и матрешек. В то время как Корней прямо сказал что в хозяйстве немало круглых вещей требуется.
4. Лесопилка. Пока в процессе внедрения.
5. Мебельное производство - пока в виде идеи в голове ГГ.
5. Кабак - аукцион - ринг для кулачных боев. В настоящий момент в виде идеи, переданной Мишкой дяде Никифору. А времени, между прочим прошло уже ПРИЛИЧНО.
Резюмирую - в настоящий момент идей-технологий-промыслов-производств как уже внедренных, так и находящихся в стадии внедрения вполне достаточно чтобы намного поднять доходы рода Лисовиных, а при распространении - оказать серьезно влияние на экономику Погорынья
В слабом свете одинокой свечи, стоявшей в дальнем углу (сама так ставила - подальше о постели - мужи любят глазами, но в ее возрасте не все стоит показывать в подробностях) было видно, как лежит Алексей - привычная поза: на спине, чуть повернувшись на правый бок, закинув левую руку за голову. Нет, не спит.
Посреди помещения, на войлоке стоял длинный стол, накрытый белой льняной скатертью, а вокруг него двенадцать стульев. На стеллаже, бывшем на самом деле шкафом, только без дверец, рядами стояла раскрашенная "под хохлому" посуда. На столе, между двумя пятисвечниками, лежал, тоже раскрашенный под хохлому, поднос, на котором стоял кувшин с квасом и лежал небольшой ковшик. Все это придавало горнице яркий, праздничный вид, а отсутствие стоящих вдоль стен лавок и сундуков добавляло простора.
Один из освобожденных пленников, тот, что с перевязанной головой, поднял руку для крестного знамения, замер, не обнаружив в красном углу иконы, но все-таки перекрестился, двое других пошарили глазами по горнице, щурясь на горящие свечи, и вопросительно уставились на поднявшегося из-за стола мальчишку в доспехе.
http://zhurnal.lib.ru/k/krasnickij/otrok06.shtml
Похоже все свечи идут на собственные нужды..
Шлепая босыми ногами по дощатому полу, Анна внесла в спальную горницу деревянный поднос с едой и кувшином кваса, глянула на постель и почувствовала, как губы сами собой раздвигаются в улыбке. В слабом свете одинокой свечи, стоявшей в дальнем углу (сама так ставила - подальше о постели - мужи любят глазами, но в ее возрасте не все стоит показывать в подробностях) было видно, как лежит Алексей - привычная поза: на спине, чуть повернувшись на правый бок, закинув левую руку за голову. Нет, не спит.
Уже делают...
Место, правда, выбрали неудачно - в опасной близости к желобу, по которому вода поступала на колесо лесопилки. По счастью, затянуло в желоб только шапку, а самого Сучка вытащили на плотину караульные. Плотницкий старшина отплевался, утерся, и огласил окрестности зовом, который ни в какие времена не оставлял равнодушным ни одного русского мужского пола: - Наших бьют!!!
Уже работает ...
Ты, вот, если деду твоему понадобится к князю Туровскому подольститься, возьми да и присоветуй ему, чтобы кресло князю привез. Князь Вячеслав, сказывают, телом излиха дороден, а такие люди любят с удобством восседать, вот и удоволите владыку своих земель! Еще бы узнать, какое у Вячеслава знамя, так можно было бы его на спинке кресла вырезать... или же знамя Рюрика - атакующего кречета - тоже почетно. - Да! - подхватил мысль Мишка. - Можно еще и для княгини кресло чуть поменьше изготовить!
Опытные образцы сделаны, испытаны и продумывается уже рекламная компания....
Взяло тут моего знакомца сомнение - он-то с Городно торговлю ведет, мало ли что, а вдруг что-то серьезное затевается? Потащил он того конюха в кабак да подпоил как следует, у того язык и развязался. Много-то, конечно, конюху неизвестно, но и того, что выболтал во хмелю хватило. Вышло с его слов, что друзья, которых они по дороге, как бы случайно встретили, на самом деле ближние люди князей Бориса Полоцкого и Рогволда Друцкого. А дальше еще интереснее пошло: оказывается в это же время в Городно какие-то ляхи притащились и с доверенными людьми полоцких князей встречались, да какие-то разговоры разговаривали. Чуете, чем пахнет, други любезные?
А, надо ли?
- Да у пруссов же Никифор, бояре, возвращаться с янтарем будет по Неману и Случи Северной как раз в начале сентября! В самую же заваруху и влипнет! Ехать надо, бояре, ехать! - Осьма подался, было, в сторону Корнея, но, приблизившись тем самым и к Федору, опасливо отшатнулся. - В Пинск надо ехать, в Слуцк, у Никифора там приказчики сидят. И в самом Городно Никифор с кем-то дела ведет, но я не знаю с кем, а приказчик в Слуцке может знать. Предупредить Никифора надо, задержать...
У Никифора своих дел пока хватает...
Я тут задумался, а какие собственно у Лисовиных есть трудовые ресурсы на данный момент: 1. Холопы и родня взятые с куньего - количество? 2. Холопы взятые с земель Журавля - количество? Вспоминается что там были полевед, садовод, животновод, пасека. 3. Сучкова артель. В ближайшей перспективе - какое то колличество холопов приведут из похода против ляхов и с земель Журавля.
Вроде все, если что забыл - дополняйте
А вот потребности в рабочей силе только на данный момент: 1. Кузница Лавра 2. Лесопилка 3. Корнеева пасека 4. Сельхоз работы
В перспективе - необходимо будет осваивать промышленную базу Журавля.
Так что строить заводы, газеты, пароходы в близкой и средней перспективе не получится.