В этом легко убедиться, рассматривая решения интерьеров, бытового окружения героя в живописи семидесятых годов. Распространенный мотив обжитого, уютного, согретого теплом человеческих отношений ежедневного уклада воплощался в любовном изображении домашней обстановки.
Весьма любопытно, что получившая широкое распространение во второй половине шестидесятых годов тема праздника часто решалась как прямое и непосредственное изображение счастливой полноты бытия.
Отмечая особенности поэтической интерпретации пространства - времени конца пятидесятых - начала шестидесятых годов, мы имели в виду лишь наиболее ярко обозначившуюся в ту пору образно-стилевую линию в достаточно сложной и разноречивой культурно-художественной ситуации. Именно в тот период возникли и совершенно иные тенденции.
Уже в цикле картин под общим названием Ночь (1979) личное переживание, непосредственность впечатлений, индивидуальное видение смягчают былую жесткость, предметность изображения.
Отмеченные нами тенденции говорят о достаточно кратком периоде не только искусства в целом, но и для каждого из художников в отдельности. Живой процесс становления современной культуры каждый день приносит нечто новое, способное изменить и наши оценки, и наши определения.
Следует заметить, что путешествие совершается одновременно в двух планах - физически, по земле, в дальние края (Северная песня В. Попкова, К северной заре Я. Крыжевского), и в сферу мыслей и чувств героя (Мимино Г. Данелия).
Но дело, конечно, не только в тематическом аспекте проблемы. Нельзя не заметить, что речь идет о действительно кардинальных изменениях поэтики в целом. ... Читать дальше »
В подобных решениях нельзя не заметить некоторой предумышленности, общая направленность авторского намерения читается без труда и выражена как осознанная программа.