В. Распутина Живи и помни, то именно в способности не забывать скрыта и прямо противоположная сила, служащая восстановлению человеческого достоинства, возрождению человека в человеке (В. Шукшин Калина красная). Живая в настоящем, память прошлого скрепляет единство и полноту времени в новое понятие - всегда.
Работа
окончена мог сказать герою один человек - его другой - автор. Поменявшись
ролями, автор и герой сохранили двуединое равновесие - драматическое целое
произведения, рожденное требовательной совестью художника.
Центральный персонаж, окруженный заурядными вещами, пребывает в обстановке томительно скучной повседневности. Однако род снижающего прозаизма предметной среды здесь совершенно иной, чем протестующая суровость и аскетизм быта в
Название отчеркнуло прошлое - работа окончена. На холсте запечатлено настоящее. Однако оно может продолжаться сколь угодно долго: не откроет глаз, не встанет со своего ложа уставший художник - не отступят его безликие стражи.
Положение существенно изменилось, когда художник взглянул на себя в зеркало. Отражение могло зафиксировать только один, настоящий момент, но в нем читалось уже не столько последующее, сколько прошедшее.
Лицо автора - наш собеседник. Изображая себя, Попков озабочен возможностью непосредственного обращения в зрительный зал, общения с другими, способными его понять людьми. Он не пытается уверить зрителя в том, что ему все ведомо, что любые сомнения можно преодолеть актом творческого озарения.
В наследии Попкова есть работы, получившие наибольшую внутреннюю досказанность. К ним принадлежит Шинель отца (1972), произведение, во многом программное.
Постановка и разрешение новой творческой проблематики в рассмотренных нами автопортретах заметно отличаются от бытовавших в начале шестидесятых годов художественных принципов.
Не менее существенно замечание Андронова о перевоплощении автора в создаваемый им образ. Обычно перевоплощение предполагает внедрение суверенного сознания в инородное ему я: так автор входит в роль, вживается в личность персонажа, психологию и судьбу которого ему предстоит пережить от себя.
Процесс работы над автопортретом вынуждает художника к некоторому раздвоению, расчленению - холст с собственной персоной, стоящий перед ним на мольберте, пишется подчас от второго или даже третьего лица,- свидетельствует Андронов.- Художник при этом невольно глядит на модель как бы со стороны, настраивая себя на максимальную объективность.
Если другие работы Голицына исполнены тишины, внутреннего равновесия и покоя, если это чаще всего опоэтизированное пространство дома, устроенного руками художника, ... Читать дальше »